Проект МАСЛЕНИЦА
проект (младшая группа)

Романова Татьяна Сергеевна

Любой праздник оказывает большое воздействие на эмоциональный мир ребенка. В современном мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти.Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Масленица –один из древнейших языческих славянских праздников. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор, пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

в группе «Земляника»

«МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»

(для детей 3-4 лет)

Проект подготовила и провела воспитатель:

Романова Татьяна Сергеевна

Ленинградская область

Тихвинский район

д. Бор

2020 год.

Паспорт творческого проекта

«МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ»

Автор проекта:

воспитатель группы «Земляника» Романова Татьяна Сергеевна

Участники проекта:

  • воспитатель,
  • дети,
  • родители

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.
  • По содержанию: обучающий.
  • По числу участников проекта: групповой (все желающие – до 16 человек).
  • По времени проведения: краткосрочный (1 неделя- с 25 февраля по 28 февраля).
  • По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
  • По профилю знаний: многопредметный.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач)

  • групповая,
  • подгрупповая,
  • индивидуальное решение частной задачи.

Виды деятельности: 

  • предметная,
  •  двигательная,
  • Художественно-эстетическая
  • рассматривание картинок

Методы реализации проекта: 

  • игровой,
  • наглядный,
  • практический,
  •  использование художественного слова,

самостоятельная игра.

Актуальность и проблема: любой праздник оказывает большое воздействие на эмоциональный мир ребенка. В современном мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти.Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Масленица –один из древнейших языческих славянских праздников. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор, пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

Цель:Знакомство и формирование общего представления дошкольников о традициях русского народана примере праздника «Масленица» посредством различных видов деятельности

Задачи:

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;
  • Познакомить детей с историей проведения народного праздника;  
  • Познакомить детей с обрядами масленичной недели формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями.
  • Обогатить словарь детей (формирование умения отвечать на заданные вопросы, отгадывать загадки, разучивание масленичных закличек)
  • Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения;
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
  • Закрепить образовательные задачи:

- закреплять знания о цвете и длине; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые); совершенствовать навыки счета;

-совершенствовать навыки рисования карандашом, красками;

- формировать навыки безопасного поведения в играх со снегом и льдом

- упражнять в рисовании, лепке, аппликации

Этот проект значим для всех его участников:

  • Дети:знакомятся с русскими традициями и праздниками; и закрепляюти применяют на практике полученные знания в образовательных областях.
  • Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
  • Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей

Сроки разработки и реализации проекта: краткосрочный. с 19 по 28 февраля. Итоговое мероприятие 02.03.2020

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей 
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

  • Художественная литература
  • Ватные диски, клей ПВА, кисти
  • Бросовый материал для изготовления чучела Масленицы
  • Бумага для рисования
  • Цветные карандаши, краски, гуашь, кисточки
  • Дидактический и сенсорный материал
  • Игрушки или макеты народных инструментов
  • Элементы костюмов для драматизации сказок
  • Аппаратура для фото- и видеофиксации
  • Аппаратура для просмотра видео материалов – проектор, экран, ноутбук, колонки

Предполагаемые результаты:

  • Дети получат первоначальные представленияо праздновании масленицы;
  • Будут сформированы уменияводить хороводы;
  • Будут приобретены знания частушек, пословиц, небылиц, закличек;
  • Будет укреплено и развито взаимодействиес родителями и сверстниками

Проект включает в себя 3 этапа:

  • подготовительный,
  • основной,
  • заключительный.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта.

  1. Основнойэтап

Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

  • Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе;
  • Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;
  • Знакомство с народными играми;
  1. Заключительный этап

Выставка рисунков и аппликаций, работ по лепке.

Методическая разработка интегрированного занятия-развлечение для младшей группы «Масленица».

Предварительная работа:

  • оформление папки-передвижке о масленице как о старинном народном гулянье;
  • оформление календаря «Масленичная неделя»;
  • подбор костюмов для проведения праздника;
  • изготовление чучела «Масленица»;
  • изготовление родителями атрибутов «блины» из картона для игры «Я пеку, пеку, пеку...»;
  • оформление приглашений для родителей для проведения совместного досуга;
  • изготовление медалек в форме солнышка по количеству участников-детей;
  • подбор русских народных мелодий для музыкального сопровождения праздника;
  • оформление  группы декорациями к празднику.

Реализация проекта:

День недели

Виды деятельности.

Цели.

Вторник 25.02.2020

Формировать представление детей о русском народном празднике «Масленица». Познакомить с названиями и значениями дней недели -понедельник «Встреча», Вторник «Заигрыш»

  • Беседа о истории проведения народного праздника;
  • чтение потешек, небылиц;
  • сюрпризный момент – появление в группе нового предмета -шкатулку, в которой прячется солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник, а вот какой, ребятам предстоит угадать. Солнышко загадывает загадки и просит украсить его лучи правильными картинками

(рассматривание иллюстраций, репродукций, посвященных Масленице). Пока дети правильно раскладывали картинки с обрядами масленичной недели, солнышко попросило их проверить, все ли лучики одинакового размера и цвета, сравнив лучи методом наложения, а так же посчитать количество лучиков, которые соответствуют количеству дней, в которые мы будем праздновать Масленицу.

  • изготовление чучела «Масленица»;
  • разучивание текста пальчиковой гимнастики «Как мы пекли блины»
  • проведение подвижных игр «Ручеек» и «Ровным кругом»
  • Беседа «Кто такой скоморох?»;

Среда 26.02.2020

Среда «Лакомка»В этот день приходят в гости на блины. Блины пекут на огне и это часто небезопасно.

  • формировать правила безопасного поведения с огнем
  • Лепка «Блины» из соленого теста, затем раскрасить блинчики - развивать умение лепить шар и сплющивать его
  • Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый и масляный», участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы по сказке,
  • Дидактическая игра «Разложи блины на сковороде по величине». (разложить блины на сковороде подходящего размера )
  • Разучивание закличек

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Пеки, пеки, солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано играй,

Своих деток согревай!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Четверг 27.02.2020

Четверг «Разгуляй»Дать детям представления о русских народных забавах, развивать умения ориентироваться в пространстве, ловкость, красоту, упражнять в рисовании круглой формы.

  • Разучивание народной подвижная игра «Гори, гори ярче»;

В центре круга «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку в виде солнца). Дети хором произносят:

Гори солнце ярче,

летом будет жарче,

а зима теплее,

а весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к солнцу и сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю» — «солнце догоняет детей.

  • рисование «Ой, блиночки, блиночки!»;
  • проведение сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке на блины»;
  • заучивание стихотворения

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои.
Моя старшая сестрица,
Печь блины ты мастерица,
Напекла она поесть
Сотен пять, а может, шесть.

  • игра на русских музыкальных инструментах
  • Подвижная игра «Карусель» упражнять детей ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции

Пятница 28.02.2020

Пятница «Широкая Масленица».Пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю.

  • изготовление поздравительных открыток;
  • прослушивание аудиозаписей «Сказки-шумелки»
  • повторение пальчиковых игр, закличек
  • дидактическая игра «Какие бывают блины»

Понедельник

02.03.2020

Понедельник итоговый день.

  • проведение с привлечением родителей интегрированного занятия-развлечения «Масленица»

Приложение 1

Беседа «ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ МАСЛЕНИЦЕЙ?»

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». Поодному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины —этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, —объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название —«Масленица». Подругой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять —вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясатьдо обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.

КАК МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНОВАЛИ НА РУСИК первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу —Масленицу —да наряжали ее в кафтан и шапку.На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а длязабавы любимого зятя созывали всех родных.Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, творитькулачные бои.На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе.В этот день строили нареках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу —«Масленицу» —торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Приложение 2

Беседа КТО ТАКОЙ СКОМОРОХ?

Скоморохи на все руки мастераи певцы,и актеры, акробаты ипоэты, музыканты и плясуны. Сочиняютскоморошины, в которых высмеиваютчеловеческие недостатки: жадность, злословие, участвуют в спектаклях кукольного театра. Слово “скоморох” происходит от слова “морочить”: веселить, обманывать.А вот композиторы о них, скоморохах, даже музыку пишут. Изобразил скоморохов в своей опере “Снегурочка” русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Приложение 3

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:Понедельник -Встреча;Вторник -Заигрыш;Среда -Лакомка;Четверг -Разгуляй;Пятница –Широкая масленица;Суббота -Золовкины посиделки;Воскресенье -Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину -жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыш.Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы.

Третий день Масленицы. Лакомка.На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами. Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгуляй.В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы.Широкая масленица.Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек-любимый сынок".

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.В субботу, на золовкины посиделки (золовка -сестра мужа) молодая невестка приглашала родных  мужа  к  себе  в  гости.Интересно,  что  само  слово  "золовка",  как  считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно -вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума -полотенце, для кумы -кусок мыла.В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями -"на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Приложение 4

Дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

На тарелке он один-называем просто ... (блин).

Много испекли их мы-тогда назовем ... (блины).

Испекли для дочек-назовем ... (блиночек)

Будет кушать их сынок-назовем тогда ... (блинок).

Огромный, как домище-назовем ... (блинище).

Приложение 6

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности -раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужнораскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

Приложение 7

 «Крылатый, мохнатый да масленый» Русская народная сказка

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил —с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи —румян да пышен —щи варит, крупной солью солит,кашу пробует.Сядут за стол —не нахвалятся. Воробей говорит:—Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!А блин ему:—А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу —вот щи и жирные!А воробей кашу ест, похваливает:—Ай каша, ну и каша —гораздгоряча!А мышь ему:—А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю —хорошо в печи огонь горит —вот и горяча!—Да и я, —говорит воробей, —не промах: соберу грибов, натащу бобов —вот вы и сыты!Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.Только раз призадумался воробей.«Я, —думает, —целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит —нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте —на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»Рассердился воробей —ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:—Завтра же работу поменяем!Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей —дрова рубить, а мышонок —обед варить.Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:Прыг-скок,Прыг-скок,Я —масленый бок,Насметанке мешан,На маслице жарен!Прыг-скок,Прыг-скок,Я —масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.—Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?—На охоту.—А какую ты, блинок, песенку поешь?Блин заскакал на месте, да и запел:Прыг-скок,Прыг-скок,Я —масленый бок,На сметанке мешан,На маслице жарен!Прыг-скок,Прыг-скок,Я —масленый бок!—Хорошо поешь, —говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. —Так, говоришь, на сметане мешан?А блин ей:—На сметане да с сахаром!А лиса ему:—Прыг-скок, говоришь?Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок —ам!А блин кричит:—Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами —на охоту!А лиса ему:—Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом, да и с сахаром!Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, —бок в зубах оставил, —домой побежал!А дома-то что делается!Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.«Как, —думает, —блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке —клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу —сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.Тут блин и говорит:—Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.Тут воробей со стыда под лавку забился.Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недельный проект Масленица.

сценарии на каждый день масляничной недели: игры, конкурсы, соревнования....

Проект "Масленица"

Цель проекта: •    знакомство учащихся  с народным праздником Масленица; •    воспитание любви к своей Родине; •    развитие смекалки, выносливости...

Проект "Масленица - объедуха, деньгами приберуха"

Данный проект осуществляется в рамах  детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели - с педагогами - в условиях проведения методической работы; с родителями - в совмес...

проект "Масленица"

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА (КРАТКОСРОЧНАЯ) ВО 2МЛ.ГР....

Проект «Масленица идет! Масленицу встречайте!»

Цель проекта: познакомить детей с традициями народных праздников и обычаев  русского народа....

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

                    Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть и...

Проект во второй младшей группе. Тема проекта: «Масленица»

Краткосрочный  проект во 2 младшей группе №3"Карапузики "на тему: «Широкая масленица»Срок реализации: с 04.03.2019г. по 10.03.2019г....