Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник
методическая разработка

Степаненко Наталья Олеговна

В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями  и  вопросы  совместно-индивидуальной формы коллективного творчества на занятиях изобразительной деятельности в условиях Дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazrabotka_2020.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Проектная деятельность с детьми

на занятиях изобразительной деятельностью

с применением нетрадиционных изобразительных техник»

Автор-составитель: Степаненко Н.О.

педагог дополнительного образования

 СПб ГКУЗ СПНДР №13

Санкт-Петербург

2020                                                                                                                                                          

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Особенности коллективного творчества с детьми……………………5

Организация проектной деятельности  в условиях Дома ребенка…..6

Этапы реализации проектной деятельности……………………….6

Оценка результатов проектной деятельности,                               проводимой в Доме ребенка………………………………………...6

Приложение…………………………………………………………..7

Введение

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В данной работе данный вид деятельности отражает создание детьми дома ребенка поздравительной открытки для взрослых.

Желание уделять внимание, проявлять заботу о тех, кто рядом - это способность, которую нужно воспитывать у ребенка с раннего детства. Создавая творческую работу, ребёнок имеет возможность сделать что-то приятное для тех, кто рядом. Кроме того, дети, которые видят улыбки тех, кого смогли порадовать продуктом творческого самовыражения, учатся делиться и принимать эмоции, ощущают базисное доверие к миру, а понимание того, что творческая работа важна для взрослого и приносит ему счастье положительно влияет на детскую самооценку, даря желание продолжать дарить положительные эмоции окружающим. Всё это создаёт предпосылки к тому, чтобы дети росли добрыми и щедрыми.

Актуальность. В процессе реализации проектной деятельности у детей создаются психологические предпосылки для формирования умения замечать результаты своего творческого самовыражения и соотносить их со своими усилиями.  В совместно–индивидуальной форме коллективного творчества важно побуждать ребенка определять свое личное отношение к создаваемой творческой работе, подчеркивая то, что создаваемая работа является важной частью общей творческой работы.

Вид проекта: исполнительно-подражательный творческий проект                    (дети создают творческий продукт при активной участии взрослого, который координирует, направляет и оказывает помощь в оформлении коллективной работы)

Направленность: художественно-эстетическая

Тема: «Поздравительная открытка к 8 марта»

Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели)

Оснащение: распечатанные изображения корзин для цветов, цветная бумага, клей, штампы, кисти, краски, пластилин

Возраст детей: 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями

Проект по характеру контактов: внутри учреждения

Форма коллективного творчества: совместно-индивидуальная

Цель: Создание детьми поздравительной открытки для коллектива дома ребенка

Задачи:

Учить понимать и выполнять инструкции;

Развивать навыки работы в различных видах изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;

 Обучать созданию простейших композиций;

Формировать стремление последовательно достигать результата;

Оформить индивидуальные работы детей в единую композицию.

Особенности коллективного творчества с детьми

Специфика коллективного творчества состоит в создании нового художественного объекта, учитывая предпочтения в выборе материала каждого участника процесса. Дети испытывают сложности работая вместе в разных видах деятельности, а особенно в коллективном творчестве. Решая эту проблему развития, педагог должен основываться    на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника;

учет индивидуальных особенностей детей;

комфортность пребывания ребенка в коллективе

Формами коллективного творчества детей являются:

Совместно-индивидуальная (ребенок– выполняет часть работы индивидуально,    а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

Деятельность на основе совместно-последовательной формы организации (результат действия, выполненного одним становится предметом деятельности другого).

Совместно-взаимодействующая (дети координируют свою деятельность и оценивают результаты коллективного творческого труда при активной помощи взрослого).  

Необходимо отметить, что на пути формирования коллективной направленности у детей педагогу необходимо транслировать ребенку ощущение собственной значимости в творческой деятельности (похвала, акцентирование внимания на успехах), при этом для получения общего результата создавая направленность на сверстников (вместе мы дружная сильная команда и многое сможем).

Организация проектной деятельности                                                      в условиях Дома ребенка

В данном случае с детьми дома ребенка была реализована совместно-индивидуальная форма коллективного творчества.  Степень активности детей с интеллектуальными нарушениями в творческом пространстве и уровень сложности выполняемых ими работ зависел от индивидуальных психофизических способностей.    

Этапы реализации проектной деятельности:

Беседа и просмотр картинок с изображением цветов (на клумбах, в вазах, полях) с целью расширения запаса знаний и представлений детей об окружающем мире по теме «Цветы».

Осуществление выбора (личных предпочтений) художественных материалов и способов работы с ними в индивидуальной части работы над темой.

Непосредственно художественная деятельность с применением нетрадиционных изобразительных техник. На индивидуальных занятиях детьми были созданы корзины    с цветами:

«Розы из ниток» (объёмная аппликация)

«Букет Хризантем» (оттиск воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовка ватной палочкой)

«Мимозы» (объёмная аппликация)

«Фиалки» (плоскостная пластилинография)

«Цветы и конфеты» (аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)

«Цветы и бабочки» (аппликация и штампы)

«Цветы» (объёмная аппликация шаблонов цветов).

Групповое занятие по созданию общей композиции. Индивидуальные работы были оформлены в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта», к которой были приложены фотографии детей в процессе творческой деятельности.

Оценка результатов проектной деятельности,                                        проводимой в Доме ребенка

           В рамках реализации проекта удалось:

  • Закрепить навыки художественной деятельности с применением нетрадиционных изобразительных техник;
  • Сформировать интерес к созданию простейших композиций и последовательному достижению результата;
  • Вызвать положительные эмоции от результата совместной творческой деятельности

Резюме

Художественная деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями базируется на их психофизических особенностях, что ставит перед педагогом задачу подбирать для занятий доступные виды деятельности. В данном случае наиболее доступными являются такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью. Описанные выше занятия проектной деятельностью с активным участием педагога даруют детям веру в себя и без особых технических затруднений выполнив творческое задание, проявить заботу о близких взрослых.

Приложение

Занятие «Розы из ниток»

(объёмная аппликация)

Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, пряжа

Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом расположения ниток на раскраске корзины

Занятие «Букет Хризантем»

(оттиск)

Оснащение: воздушно-пузырьковая пленка, ватные палочки, гель с блестками, раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, изображения сладостей.

Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом оттиска воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовкой ватной палочкой, украшая корзину с цветами гелем с блестками

Занятие «Мимозы»

(объёмная аппликация)

Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, ватные шарики, желтая краска, бантики из цветной бумаги

Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из ваты и приклеивая их на раскраску. После чего раскрашивает их желтой гуашью. Украшает корзину гелем с блестками и изображениями конфет.

Занятие «Фиалки»

(плоскостная пластилинография)

Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками

Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из пластилина и закрепляя их на раскраску. После чего украшает корзину гелем с блестками.

Занятие «Цветы и конфеты»

(аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)

Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками, бантики из цветной бумаги

Инструкция: ребенок украшает корзину гелем с блестками, бантиками из цветной бумаги

Занятие «Цветы и бабочки» 

(аппликация и штампы)

Оснащение: раскраска корзины для цветов, штампы с изображением цветов и бабочек, бантиками из цветной бумаги изображения сладостей, клей ПВА, кисть для клея.

Инструкция: ребенок создаёт букет цветов оставляя изображения с помощью штампа, приклеивает бантики из цветной бумаги  и изображения сладостей, украшает корзину гелем с блестками.

Занятие «Цветы» 

(объёмная аппликация шаблонов цветов).

Оснащение: раскраска корзины для цветов, шаблоны цветов из цветной бумаги, клей ПВА, кисть для клея.

Инструкция: ребенок создаёт букет цветов, приклеивая шаблоны цветов из цветной бумаги на раскраску корзины. Украшает корзину гелем с блестками.

Групповое занятие по созданию общей композиции

Оснащение: индивидуальные открытки, клей, ножницы, нитки, распечатанные фотографии детей в процессе работы

Инструкция: Дети с помощью взрослого свои индивидуальные работы оформляют в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта». К данной открытке прикладывают фотографии детей в процессе творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.

Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы «Лесовичок» совместно с родителями по изобразительной деятельности. Аппликация: "Снеговик - лыжник из ватных дисков".

Цель: закрепление знаний детей о зимних забавах, видах спорта и формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, развитие сотрудничества и взаимопонимания между ними....

Открытое занятие по физкультуре с применением нетрадиционной оздоровительной техники "хатха- йоги" в старшей группе

Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие  в страну «Здоровья»...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

Интегрированное занятие по восприятию художественной литературы и изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мышонок и карандаш»

Цель: развитие навыков слушания и поэтапного рисования по схеме.Задачи:1. Образовательная: обогащать знания о способах рисования животных;2. Развивающая: развивать навыки слушания и поэтапного рисован...

"Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Василий Александрович Сухомлинский...