Главные вкладки

    Проектная деятельность с детьми на занятиях изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных изобразительных техник
    методическая разработка

    Степаненко Наталья Олеговна

    В данной методической разработке освещены специфика, формы коллективного творчества у детей 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями  и  вопросы  совместно-индивидуальной формы коллективного творчества на занятиях изобразительной деятельности в условиях Дома ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metrazrabotka_2020.docx28.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка на тему:

    «Проектная деятельность с детьми

    на занятиях изобразительной деятельностью

    с применением нетрадиционных изобразительных техник»

    Автор-составитель: Степаненко Н.О.

    педагог дополнительного образования

     СПб ГКУЗ СПНДР №13

    Санкт-Петербург

    2020                                                                                                                                                          

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3

    Особенности коллективного творчества с детьми……………………5

    Организация проектной деятельности  в условиях Дома ребенка…..6

    Этапы реализации проектной деятельности……………………….6

    Оценка результатов проектной деятельности,                               проводимой в Доме ребенка………………………………………...6

    Приложение…………………………………………………………..7

    Введение

    Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В данной работе данный вид деятельности отражает создание детьми дома ребенка поздравительной открытки для взрослых.

    Желание уделять внимание, проявлять заботу о тех, кто рядом - это способность, которую нужно воспитывать у ребенка с раннего детства. Создавая творческую работу, ребёнок имеет возможность сделать что-то приятное для тех, кто рядом. Кроме того, дети, которые видят улыбки тех, кого смогли порадовать продуктом творческого самовыражения, учатся делиться и принимать эмоции, ощущают базисное доверие к миру, а понимание того, что творческая работа важна для взрослого и приносит ему счастье положительно влияет на детскую самооценку, даря желание продолжать дарить положительные эмоции окружающим. Всё это создаёт предпосылки к тому, чтобы дети росли добрыми и щедрыми.

    Актуальность. В процессе реализации проектной деятельности у детей создаются психологические предпосылки для формирования умения замечать результаты своего творческого самовыражения и соотносить их со своими усилиями.  В совместно–индивидуальной форме коллективного творчества важно побуждать ребенка определять свое личное отношение к создаваемой творческой работе, подчеркивая то, что создаваемая работа является важной частью общей творческой работы.

    Вид проекта: исполнительно-подражательный творческий проект                    (дети создают творческий продукт при активной участии взрослого, который координирует, направляет и оказывает помощь в оформлении коллективной работы)

    Направленность: художественно-эстетическая

    Тема: «Поздравительная открытка к 8 марта»

    Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели)

    Оснащение: распечатанные изображения корзин для цветов, цветная бумага, клей, штампы, кисти, краски, пластилин

    Возраст детей: 2,5-5 лет с интеллектуальными нарушениями

    Проект по характеру контактов: внутри учреждения

    Форма коллективного творчества: совместно-индивидуальная

    Цель: Создание детьми поздравительной открытки для коллектива дома ребенка

    Задачи:

    Учить понимать и выполнять инструкции;

    Развивать навыки работы в различных видах изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;

     Обучать созданию простейших композиций;

    Формировать стремление последовательно достигать результата;

    Оформить индивидуальные работы детей в единую композицию.

    Особенности коллективного творчества с детьми

    Специфика коллективного творчества состоит в создании нового художественного объекта, учитывая предпочтения в выборе материала каждого участника процесса. Дети испытывают сложности работая вместе в разных видах деятельности, а особенно в коллективном творчестве. Решая эту проблему развития, педагог должен основываться    на следующих принципах:

    творческая реализация каждого воспитанника;

    учет индивидуальных особенностей детей;

    комфортность пребывания ребенка в коллективе

    Формами коллективного творчества детей являются:

    Совместно-индивидуальная (ребенок– выполняет часть работы индивидуально,    а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).

    Деятельность на основе совместно-последовательной формы организации (результат действия, выполненного одним становится предметом деятельности другого).

    Совместно-взаимодействующая (дети координируют свою деятельность и оценивают результаты коллективного творческого труда при активной помощи взрослого).  

    Необходимо отметить, что на пути формирования коллективной направленности у детей педагогу необходимо транслировать ребенку ощущение собственной значимости в творческой деятельности (похвала, акцентирование внимания на успехах), при этом для получения общего результата создавая направленность на сверстников (вместе мы дружная сильная команда и многое сможем).

    Организация проектной деятельности                                                      в условиях Дома ребенка

    В данном случае с детьми дома ребенка была реализована совместно-индивидуальная форма коллективного творчества.  Степень активности детей с интеллектуальными нарушениями в творческом пространстве и уровень сложности выполняемых ими работ зависел от индивидуальных психофизических способностей.    

    Этапы реализации проектной деятельности:

    Беседа и просмотр картинок с изображением цветов (на клумбах, в вазах, полях) с целью расширения запаса знаний и представлений детей об окружающем мире по теме «Цветы».

    Осуществление выбора (личных предпочтений) художественных материалов и способов работы с ними в индивидуальной части работы над темой.

    Непосредственно художественная деятельность с применением нетрадиционных изобразительных техник. На индивидуальных занятиях детьми были созданы корзины    с цветами:

    «Розы из ниток» (объёмная аппликация)

    «Букет Хризантем» (оттиск воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовка ватной палочкой)

    «Мимозы» (объёмная аппликация)

    «Фиалки» (плоскостная пластилинография)

    «Цветы и конфеты» (аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)

    «Цветы и бабочки» (аппликация и штампы)

    «Цветы» (объёмная аппликация шаблонов цветов).

    Групповое занятие по созданию общей композиции. Индивидуальные работы были оформлены в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта», к которой были приложены фотографии детей в процессе творческой деятельности.

    Оценка результатов проектной деятельности,                                        проводимой в Доме ребенка

               В рамках реализации проекта удалось:

    • Закрепить навыки художественной деятельности с применением нетрадиционных изобразительных техник;
    • Сформировать интерес к созданию простейших композиций и последовательному достижению результата;
    • Вызвать положительные эмоции от результата совместной творческой деятельности

    Резюме

    Художественная деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями базируется на их психофизических особенностях, что ставит перед педагогом задачу подбирать для занятий доступные виды деятельности. В данном случае наиболее доступными являются такие нетрадиционные техники как рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью. Описанные выше занятия проектной деятельностью с активным участием педагога даруют детям веру в себя и без особых технических затруднений выполнив творческое задание, проявить заботу о близких взрослых.

    Приложение

    Занятие «Розы из ниток»

    (объёмная аппликация)

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, пряжа

    Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом расположения ниток на раскраске корзины

    Занятие «Букет Хризантем»

    (оттиск)

    Оснащение: воздушно-пузырьковая пленка, ватные палочки, гель с блестками, раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, изображения сладостей.

    Инструкция: ребенок создаёт изображение цветов методом оттиска воздушно-пузырьковой пленкой и дорисовкой ватной палочкой, украшая корзину с цветами гелем с блестками

    Занятие «Мимозы»

    (объёмная аппликация)

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, клей ПВА, кисточка для клея, ватные шарики, желтая краска, бантики из цветной бумаги

    Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из ваты и приклеивая их на раскраску. После чего раскрашивает их желтой гуашью. Украшает корзину гелем с блестками и изображениями конфет.

    Занятие «Фиалки»

    (плоскостная пластилинография)

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками

    Инструкция: ребенок создаёт цветы в корзине, скатывая шарики из пластилина и закрепляя их на раскраску. После чего украшает корзину гелем с блестками.

    Занятие «Цветы и конфеты»

    (аппликация и рисование полусухой жесткой кистью)

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, пластилин, гель с блестками, бантики из цветной бумаги

    Инструкция: ребенок украшает корзину гелем с блестками, бантиками из цветной бумаги

    Занятие «Цветы и бабочки» 

    (аппликация и штампы)

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, штампы с изображением цветов и бабочек, бантиками из цветной бумаги изображения сладостей, клей ПВА, кисть для клея.

    Инструкция: ребенок создаёт букет цветов оставляя изображения с помощью штампа, приклеивает бантики из цветной бумаги  и изображения сладостей, украшает корзину гелем с блестками.

    Занятие «Цветы» 

    (объёмная аппликация шаблонов цветов).

    Оснащение: раскраска корзины для цветов, шаблоны цветов из цветной бумаги, клей ПВА, кисть для клея.

    Инструкция: ребенок создаёт букет цветов, приклеивая шаблоны цветов из цветной бумаги на раскраску корзины. Украшает корзину гелем с блестками.

    Групповое занятие по созданию общей композиции

    Оснащение: индивидуальные открытки, клей, ножницы, нитки, распечатанные фотографии детей в процессе работы

    Инструкция: Дети с помощью взрослого свои индивидуальные работы оформляют в общую поздравительную открытку на тему «Поздравительная открытка к 8 марта». К данной открытке прикладывают фотографии детей в процессе творческой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.

    Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....

    «Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание»  детей старшего  дошкольного возраста....

    Конспект по изобразительной деятельности с детьми средней группы с применением нетрадиционных техник рисования

    Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту весенней природы....

    конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

    Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы «Лесовичок» совместно с родителями по изобразительной деятельности. Аппликация: "Снеговик - лыжник из ватных дисков".

    Цель: закрепление знаний детей о зимних забавах, видах спорта и формирование доверительных отношений между ребёнком и взрослым, развитие сотрудничества и взаимопонимания между ними....

    Открытое занятие по физкультуре с применением нетрадиционной оздоровительной техники "хатха- йоги" в старшей группе

    Конспект открытого интегрированного занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие  в страну «Здоровья»...

    Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

    Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...