Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"
учебно-методический материал

Масеева Дина Есениясовна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

     Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Я предлагаю материалы по  формированию у детей дошкольного возраста патриотических  чувств и отношений к своей семье, городу, к природе,культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Терновка»

Энгельсского муниципального района

 Саратовской области

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\картинка патр.воспит.4.jpg

                      Консультация для педагогов

        Система и последовательность

по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

 

                                                            Подготовила : воспитатель Масеева Д.Е

Система и последовательность

по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитать уважение к труду;

- развить интерес к русским традициям и промыслам;

- формировать элементарные знания оправах человека;

- расширять представления о городах России;

- знакомить детей символами государства (гербом, флагом, гимном);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно – организованной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная», - Ж. Ренар.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению. Основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики», - писал К.Д. Ушинский. И я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Не случайно К.Д Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес.  Любой край, область. даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Рассказываем и показываем ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Возникает вопрос: «А какие же сведения и понятия о родном поселке способны усвоить дети?»

Четырехлетний ребенок знает название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, музыкальная школа, почта, аптека, редакция, магазин и т.д., рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, расширяется – это поселок, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняем, что у каждого человека есть родной дом и поселок, где он родился и живет. Для этого мы проводим экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое. Зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему поселку, подводим их к пониманию, что их поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. В нашем детском саду поддерживаем и направляем интерес ребенка к людям других национальностей, рассказываем, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок знает:

нашу страну населяют люди разных национальностей;

 у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;

 каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой поселок», «Моя страна» и т. д. Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей. По некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской – в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно – образовательная деятельность. Она повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в поселке раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, объединяем в одну тему непосредственно – образовательную деятельность не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо. деятельностью (например, «Мой поселок», «Столица нашей Родины – Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы непосредственно – образовательной деятельности. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффектна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого посещаем музей, а также организуем специальные помещения в детском саду. Именно здесь открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через домовенка Кузю, героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко считал необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по поселку, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем мы вместе с родителями выбираем и определяем тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории поселка вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской масленицы, день поселка и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь Родине.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с историей военных

событий и подвигом защитников Отечества:

  • Работу по ознакомлению с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Все специально организованные занятия с детьми проводятся и планируются в разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Познавательное развитие».
  • Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя специально организованные занятия.
  • Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях.
  • Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.
  • Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические выставки, выставки рисунков, плакатов, консультации и рекомендации, анкетирование)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\картинка патр.воспит.4.jpg



Предварительный просмотр:

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Терновка»

Энгельсского муниципального района

 Саратовской области

J:\2 ВОВойна 75л\ВОВ Проекты по группам\картинки к патриот. воспитанию\картинка патр.воспит.6.jpg

                      Консультация для педагогов

 «Растим патриотов»

 

Подготовила : воспитатель Масеева Д.Е.  

«Растим патриотов»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально — значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.

Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и

родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

  • — чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
  • — уважительное отношение к языку своего народа;
  • — заботу об интересах родины;
  • — гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • — уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
  • — стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основной базы по патриотическому воспитанию.



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов:

Взаимодействие с родителями в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста:

     Важная роль в патриотическом воспитании отводится двум институтам: семье и дошкольному учреждению.

     Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма.   В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе: «семья – педагог – ребенок». Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный сензитивный период его жизни.

 Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание.

    Взаимодействие с родителями педагоги строится на основе структурно – функциональной модели, которая состоит из трех блоков:

I – Информационно – аналитический блок.

    Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.

II – практический блок.

Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

      1. Пропаганда педагогических знаний;

 2. Консультации для родителей;

 3. Родительские собрания;

 4. Оформление информационных листов с практическими рекомендациями;

 5. Мероприятия вместе с детьми;

 6. Анкетирование.

Формы сотрудничества с родителями:

  • «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).
  • Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный.

    Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся в детском саду (презентация проектов, письменные отзывы в визитационном журнале, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада).

    Методы включения родителей в совместную деятельность:

  • - личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
  • - опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
  • - умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».


Предварительный просмотр:

J:\2 ВОВойна 75л\картинки к патриот. воспитанию\картинка патр.воспит.jfif

Памятка педагогу по патриотическому воспитанию дошкольников:

  • Сопровождайте рассказ наглядным материалом – фотографиями, репродукциями, слайдами;
  • Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы»;
  • Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;
  • Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.

Создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию:

Особое место в ознакомление детей с Родиной отводится организации предметно-развивающей среды.

                                        Требования:

  • Необходимо оформить зону так, чтобы дети имели ежедневно свободный доступ для пополнения знаний о городе, стране.
  • Предлагаемый детям материал должен постоянно меняться в зависимости от изученных тематических блоков.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Терновка»

Энгельсского муниципального района

 Саратовской области

C:\Users\User\Desktop\картинки к патриот. воспитанию\картинка патр.воспит.9.png

Программа

по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"

Подготовила : воспитатель Масеева  Д.Е

Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"

I. Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

      Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

     Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

    Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

    Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности программы

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

  Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

     Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

   Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
  10. Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

3. Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  • Государственная программа Саратовской области "Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области" (с изменениями на 31 декабря 2019 года)
  • Устав МДОУ «Детский сад с.Терновка» .
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
  • Законом Саратовской области от 05.11.2019 N 106-ЗСО

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст -(3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст -(5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город рядом с которым я живу
4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

   3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

    4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат реализации программы

      Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, округа.
  • Иметь представление о символике города, округа.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа живущего в родном краю.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, округа.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг Саратовской области и своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения программы

  • Сбор информации.
  • Разработка и внедрение программы.
  • Разработка и реализация плана программы.
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
  • Регулирование выполнения программы.
  • Текущий мониторинг выполнения программы.
  • Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.
  • План работы на год.
  • Комплектование творческой группы.
  • Составление разделов плана творческой группой (по годам).
  • Обсуждение проектов каждого плана.
  • Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

  • Организация и проведение семинара по изучению программы.
  • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
  • Консультации.
  • Проведение семинарских занятий.
  • Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
  • Самообразование.

3. Использование результатов работы

  • Подготовка и проведение методических мероприятий ( пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
  • Оформление результатов работы.
  • Написание творческих работ, проектов.
  • Выступление в ДОУ.

4. Мероприятия поддержки

  • Составление плана совместных проектов между педагогами ДОУ.
  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Сотрудничество с сельской библиотекой.
  • Сотрудничество с МОУ СОШ с.Терновка
  • Сотрудничество с Домом досуга.

5. Итоговый анализ

  • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
  • Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
  • Оформление результатов работы.
  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического    процесса в рамках программы.

VI.  Тематическое планирование  младшая группа (2–3 лет) 

( см приложение № 1)

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

   Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. ( см приложение № 2) 

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Энгельса, г. Саратова , их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами народов населяющих нашу планету , укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к  народу разных  национальностей , истории Саратовской области.

 Для этого проводятся:

  • Праздники  народов  населяющих Россию  (традиции, игры, обряды), обрядовые праздники, творческие гостиные  для детей и родителей беседы с детьми, экскурсии в мини-музей ДОУ , тематические досуги, акции. Они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс  рисунков «Защитники Отечества».
  • Беседы на темы «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Минутки  мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление уголков и стендов ко Дню Памяти и славы.
  • Занятия, беседы.
  • Праздник  «День Победы» .
  • Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Праздники, экскурсии, развлечения, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года)

IX. Материально-техническое сопровождение

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • пособие «Заповедники »;
  • фонотека с песнями военных лет;
  • карты, атлас Саратовской области;
  • символика Саратовской области и г. Энгельса, глобус и т.д.

Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  14.  Князева О.Л, Маханева М.Д «Приобщение детей к истокам народной культуры» СПб: ООО Издательство   «Детство-Пресс», 2015г.
  15. Коломийченко Л.В «Дорогою добра» ТЦ Сфера, 2015г

Приложение № 1

  Тематическое планирование  младшая группа (2–3 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Рассматривание семейного альбома, беседа

Беседа «Мама, папа, я – семья»

Рисование «Портрет семьи»

Игровые задания с картинками «Подбери украшения для мужчины и женщины»

Ноябрь

Беседа «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природ охраняемая акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Презентация «Как животные родного края к зиме готовятся»

Январь

Презентация «Мой родной город».

Конструирование «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном краю

Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Я и моя мама».

Рисование «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

Трудовые поручения «Помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Акция «Бессмертный полк»

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Игровое задание «Что такое хорошо что такое плохо»

Июнь

Акция «Посади цветок»

Экскурсия на Аллею Памяти на территории ДОУ

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Игра-упражнение «Помоги куклам приехать на новую квартиру»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный досуг «Хочешь быть здоровым».

«Друзья наши меньшие» – знакомство с животными Саратовской области  

Беседа «Терновка  – моя малая Родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Рассматривание фотоальбома «Места. где я был с своей семьей»

Беседа «Наша дружная семья».

Средняя группа (4–5 лет) 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

НОД «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Беседа «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы моего села ).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем поселке строят новый дом».

Декабрь

Рисование «Построим большой дом».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Акция «Покорми птиц зимой».

Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Спортивные эстафеты «В здоровом теле здоровый дух»»

Февраль

Смотр строя и песни

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Сюжетно-ролевая игра «Военные»

Март

Развлечение «Наша мама лучше всех».

Дидактическая игра «Город. Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Акция «Подари частицу тепла»

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Энгельсе.

Экскурсия на Аллею Памяти находящейся на территории ДОУ

Беседа «Помощники» – об обязанностях, членов семьи.

Музыкальная гостиная «С песнями с которыми мы победили»

Май

Акция «Бессмертный полк»

Патриотический КВЕСТ «По следам Великой Победы»

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть», знакомство с профессией пожарника.

Виртуальная экскурсия по городам героям.

Июнь

Акция «Озелени участок»

Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас»

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Экскурсия в уголок лесная сказка (рассказ воспитателя о лекарственных растениях.)

Июль

Прогулка на спортивный участок

Олимпийский марафон «Чтобы родине служить надо очень сильным быть»

Развлечение «Приключения капельки».

Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Энгельса».

Август

Игровые ситуации  «Что такое хорошо а что такое плохо»

Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

Досуг «Наши друзья деревья».

Рассказ педагога о заповедных местах России

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Конкурс рисунков «Памятники героям»

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.

Дидактическая игра «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Викторина «Мы знаем историю»

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

Оформление и подборка материала  для альбома «Места где я был»

Рассматривание карты России, карты Саратовской области

Ноябрь

Виртуальная экскурсия по достопримечательностями Энгельса

Экскурсия к строительству нового дома.

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете»

Развлечение посвященное Дню матери.

Декабрь

Акция «Панорама добрых дел».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии села).

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура  народов мира».

Январь

Рассказ педагога «История возникновения

г.Энгельса»

Изготовление с детьми и родителями герба г.Энгельса

Презентация «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего села и  города.

Февраль

Смотр строя и песни

Беседа «Защитники земли Русской» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Беседа блок «Моя семья»

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Энгельса».

Акция «Подари частицу тепла»

Апрель

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по поселку».

«Кем работают наши родители».

Музыкальная гостиная «С песнями с которыми мы победили»

Май

Акция «Бессмертный полк»

Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ.

Патриотический КВЕСТ «По следам Великой Победы»

Конкурс чтецов «Эхо войны»

Презентация «Национальная одежда  народов мира».

Июнь

Акция Благоустройство Аллеи памяти

Государственная символика, города и области.

.

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

Июль

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Олимпийский марафон «Чтобы родине служить надо очень сильным быть»

Презентация «Приключения капельки».

Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас»

Досуг «Наши друзья деревья».

Рассказ педагога о заповедных местах России

Конкурс рисунков «Мир дому моему»

«Наша дружная семья» – о народах населяющих город.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Конкурс рисунков «Памятники героям»

Виртуальная экскурсия «Родные просторы» по достопримечательностям  города (и знакомство с местоположением Энгельса  на карте)

Беседа «Край, в котором мы живем».

Викторина «Мы знаем историю»

Октябрь

«Как можно стать юным экологом».

Игровые задания по картинкам «Мужчина и женщина»

Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».

Экскурсия по близлежащим улицам поселка.

Ноябрь

Беседа из блока «Моя семья»

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете»

Развлечение посвященное Дню матери.

Декабрь

НОД «Символика Саратовской области» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Акция «Панорама добрых дел».

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура  народов мира».

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Презентация «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего села и  города.

Февраль

Смотр строя и песни

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Сюжетно-ролевая игра «Военные»

Март

Праздник «Наши мамы».

Игра –рассуждение «Чья работа важнее?»

Акция «Подари частицу тепла».

Беседа  блок «Моя семья»

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – виртуальная экскурсия

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Музыкальная гостиная «С песнями с которыми мы победили»

Май

Акция «Бессмертный полк»

Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ.

Патриотический КВЕСТ «По следам Великой Победы»

Конкурс чтецов «Эхо войны»

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

Июнь

Акция Благоустройство Аллеи памяти

Государственная символика, города и области.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Олимпийский марафон «Чтобы родине служить надо очень сильным быть»

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Август

Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас»

Праздники  народов  населяющих город (традиции, игры, обряды).

Досуг «Наши друзья деревья».

Рассказ педагога о заповедных местах России

Конкурс рисунков «Мир дому моему»

Приложение № 2

Взаимодействие с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Заведующий, ст.воспитатель

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

Воспитатели, родители, ст.воспитатель

3

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители, ст.воспитатель

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, ст.воспитатель

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, ст.воспитатель воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс рисунков ко дню Защитники Отечества.

Февраль

Воспитатели, родители, ст.воспитатель

9

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, ст.воспитатель родители

10

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

Воспитатели, ст.воспитатель родители

11

Проекты к году Памяти и славы  

Апрель

Воспитатели, ст.воспитатель родители

12

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Июнь

Родители, воспитатели

13

Участие в досуге  «Наши друзья деревья».

Август

Родители, воспитатели