Совместный творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию"Растим патриотов России".
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Архипова Ирина Николаевна

Проект разработан для работы с детьми среднего и сташего дошкольного возраста.  и представляет мероприятие по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию через знакомство с неофициальными символами нашей страны в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, бережного отношения к традициям своего народа и его культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Растим патриотов России38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  творческий проект

по нравственно- патриотическому воспитанию

"Растим патриотов России"

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Автор : музыкальный руководитель

 высшей категории

МБДОУ "Детский сад № 11 г. Калининска

 Саратовской области",

преподаватель ГБУ ДО "ДШИ им. А,А. Талдыкина

 г. Калининска Саратовской области"

Архипова Ирина Николаевна

г. Калининск

"Растим патриотов России"-

 муниципальный творческий проект по нравственно -патриотическому воспитанию для детей  среднего и старшего дошкольного возраста

Детство – каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества.

Чтобы в детский ум и сердце входила

 красота настоящего человека,

величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

 В.А. Сухомлинский

Автор проекта: Архипова Ирина Николаевна- музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 11 г. Калининска Саратовской области"

Участники проекта:  воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги ДОУ, учащиеся и преподаватели детской школы искусств им. А.А. Талдыкина г. Калининска Саратовской области

Вид проекта: познавательно- творческий

Срок реализации: - сентябрь - ноябрь 2022года

 Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа и его  культурному наследию, через знакомство с неофициальными символами нашей страны.

Актуальность проекта. 

        В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентаций - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень  важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Растим патриотов России", основанной на знакомстве с неофициальными  символами  России, как средства развития представлений о Родине у детей  среднего и старшего дошкольного возраста".

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с  неофициальными  символами России.

 Задачи:

  1. Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (самовар, береза, матрешка, балалайка, гармошка, медведь);
  2. Развивать творческие способности детей, воображение;
  3. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству, народной музыке.

Сроки проекта:   с 21.09.2022г по 18.11.2022г.(краткосрочный)

Участники проекта: воспитанники и родители детей старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, учащиеся и преподаватели ДШИ.

Форма проведения: познавательные занятия и беседы, тематические игры, самостоятельное художественное творчество детей, выставка поделок

" Народные промыслы", экскурсия в детскую школу искусств им. А.А. Талдыкина, концерт учащихся и преподавателей ДШИ.

Ожидаемый результат:

  • У детей сформированы знания о неофициальных символах России
  • Вовлечение ребенка в познавательно-творческую деятельность
  • Сформировать у детей представление о разнообразии   народных

   промыслов

  • Организовать систему взаимодействия между педагогами ДШИ и

   воспитанниками детского сада

  • Привлечение дошкольников в ДШИ для дальнейшего обучения

Этапы реализации проекта:

Первый этап- подготовительный

Направления  работы:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Разработка и организация мероприятий по реализации проекта

3. Обсуждение и разработка музыкального руководителя и педагогов ДЩИ плана мероприятий по осуществлению проекта.

4.Организация участников проекта.

5. Создание методической базы для знакомства с неофициальными символами России: презентация "Культурное наследие  России", "История самовара", "Русская игрушка - русская матрешка", "Береза краса", " "Расписная ложка", конспекты   тематических сценариев  и развлечений, подбор материала для самостоятельного художественного творчества.

Второй этап - основной

Содержание проекта

п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

1.

Просмотр презентации  на тему "Неофициальные символы России"

15.09.2022г.

2.

НОД на тему: "Русская матрешка"  в старшей группе Б

НОД на тему: "Расписная ложка",

НОД на тему: ""Береза краса" в старшей группе А,

НОД на тему: "Русский самовар"

16.09.2022г

19.09.2022г.

20.09.2022г.

21.09.2022г.

3.

Мастер класс "Русская матрешка"

Мастер -класс "Русский самовар"

22.09.2022г.

4.

Коллективная работа по росписи  на тему:"Русская матрешка" старшие группы

Коллективная работа по росписи  на тему "Русский самовар"

29.09.2022г.

30.09.2022г.

5.

Концерт  преподавателей и учащихся ДШИ

03.10.2022г.

6.

Экскурсия в ДШИ. Тематическая выставка  работ учащихся и преподавателей   школы по теме проекта. Встреча с педагогами художественного и музыкального отделения.

19.10.2022г.

7.

Конкурс поделок "Народные промыслы"

20.10.2022г.

8.

 Итоговые мероприятия по проекту:

Осеннее развлечение "Ах картошечка, картошка" в средней группе

"Праздник русской березки" старшая

"Матрешечка душа, как же хороша" старшая Б

Осенние посиделки "В гостях у самовара" подготовительная  к школе группа

29.09.2022г

19.10.2022г.

25.10.22г-

26.10.2022г.

9.

Презентация "Итоги реализации проекта "Растим патриотов России"

16.11.2022г.

Третий этап - заключительный

  • Анализ полученных знаний в процессе реализации проекта

-Выставка работ воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ , выполненных при осуществлении проекта

  • Привлечение контингента ДОУ для дальнейшего обучения в ДШИ им. А.А. Талдыкина

Критерии эффективности проекта

  • Полученные результаты соответствуют ожидаемым: дети знают неофициальные символы России, историю их возникновения, почему называются русскими.

  • Произошли изменения в организации воспитательно -образовательного процесса: повысился интерес  к народной музыке, народному прикладному творчеству

  • максимальный учет в образовательном процессе ДОУ интересов и потребностей детей: организована самостоятельная художественная и музыкальная деятельность детей

  • отсутствие формализма в организации работы

  • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта

Используемая литература:

1.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-П Издательство «Д-П», 2008;

2.Н. Г. Зеленая, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»,Москва, 2010;

3.Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране», Москва, 2010;

4.Михайлова М.А. "Развитие музыкальных способностей детей!" Ярославль 2009г.

5. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду-М.: Просвещение, 1983г.

6. Журнал "Музыкальный руководитель" 2008- №1; 2017- №7

7.Интернет ресурсы

МБДОУ "Детский сад № 11 г. Калининска Саратовской области"

Осенние посиделки у самовара.  

Заключительное  мероприятие в рамках  муниципального  творческого проекта"Растим патриотов России"- Праздник с использованием ТСО. Подготовительная группа.  2022г

Действующие лица: ведущая, Золотая Осень - взрослые, Чашка, Заварной Чайник, Ложка, Сушка, Бублик, Пряник, Самовар- дети.

Зал украшен в фольклорном стиле: на столе, покрытом яркой скатертью, стоят самовар, расписная посуда, на подносах лежат бублики, баранки ..; устроена выставка самоваров, сделанных руками родителей.

Звучит русская народная мелодия , дети  хороводным шагом заходят в зал.

 Ведущая.  Снова лист багряный кружит за окном,

                        Ветерок -проказник прилетел с дождем.

                        Солнышка не видно, тучи там и тут,

                        Как грибы, по улице зонтики идут.

Это осень золотая снова в гости к нам пришла.

Разноцветные наряды всем ребятам принесла.

Сегодня мы будем нашу красавицу Осень встречать, песни петь и танцевать. А начнем наш праздник со стихотворения об осени.

 Дети. Кружит листва в осеннем вальсе,

                Играют блики на стекле,

                Причудливым цветным узором

                Ковер ложится на земле.

В нарядном осени убранстве

Береза, ясень ,липа, клён...

Рябины гроздья среди листьев

Рубиновым горят огнем.

Всех в этом вальсе осень кружит

И, не жалея доброты,

Как будто фея, всем под ноги

 Бросает золото листвы. (Бутримова. Осенний вальс)

Ведущая. Какой же праздник без осенней песенки?

Звучит Осенняя песня (Осень, осень, осень снова к нам пришла...)

Под шум ветра в зал влетает осенний листок.

Ведущая. Ветерок-озорник прислал нам осенний листик! Постойте-ка, на нем  что-то написано...( Читает)

"Дорогие ребята, приглашаю вас на осенние посиделки у самовара! Будем песни петь, танцевать да чай душистый попивать. Жду вас в гости. Золотая Осень"

-Ребята, хотите  к Осени в гости попасть? Только как нам это сделать? Знаю! Превратимся все в легкие осенние листочки, а ветерок нас донесет.( Дети под шум ветра "летят" по залу).

...Посмотрите, стол накрыт, самовар стоит! Только вот хозяюшки не видно... ( Снова влетает листок по шум ветра)...  Ребята, опять нам осень листок прислала:"Скоро буду, не скучайте, веселитесь и играйте.  Золотая Осень".

 Что ж, не будем  время зря терять:

Будем петь да танцевать.

А не спеть ли нам веселую песню про деревню Ольховку?

 Инсценировка  русской народной песни "Во деревне то было Ольховке."

 Появляется  под музыку Золотая Осень.

 -Здравствуйте мои дорогие.    Заждались меня?

Ох и много работы в лесу. Не все пестрые наряды еще одеты, не весь урожай собрали!

Ведущий. Мы очень рады встрече с тобой, Осень! Дети с удовольствием пришли к тебе на осенние посиделки у самовара.  А какие посиделки без веселой пляски.

 Исполняется пляска "Русская кадриль".

Осень ( обращается к детям). Посмотрите какой у меня на столе самовар стоит- просто красавец.

Он во главе стола большой начальник

Зеркально блещут медные бока,

На голове пыхтит с заваркой чайник,

Внутри воды- кипящая река.

Случайно не задень его руками:

В его стальной трубе горячий жар!

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец- русский         самовар.  ( О. Карелин).

Ведущая. Предлагаю поближе познакомиться  с этим красавцем.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ( Показываются слайды об истории самовара и его разновидностях)

Осень. О красавце самоваре и о чае русский народ сложил немало пословиц и поговорок. А вы их знаете? Давайте вспоминать вместе!

 Пословицы и поговорки о чае и самоваре.

Выпей чайку- забудешь тоску.

Самовар кипит- уходить не велит.

Чай пить- не дрова рубить.

Чай пьешь - до ста лет проживешь.

За чаем не скучаем- по семь чашек выпиваем.

С самоваром чай важнее и беседа веселее.

Коль чаем угощают, значит уважают.

 Пей чай - удовольствие получай.

 Ведущая. Какие же посиделки у самовара без веселых стихов.

    Эх, пойду я на базар,

    Куплю тульский самовар.

    С узорами, расписной

    Больше не найти такой!

    Шишек соберу смолистых,

    Самоварчик растоплю.

    Будет мой чаёк душистым-

    Я такой чаёк люблю!.

    Вот уже  струится пар,

    Закипает самовар.

    Всех к столу мы пригласим,

    Вкусным чаем угостим!

Дети.    Само-само-самовар на столе красуется.

                 Дышит так, что виден пар-

                 Дед им все любуется!

              Сапогом его качай-

              Ох, как разгорается!

              Само - самоварит чай,

              Жаром обливается.

                  Пых-пыхтит, как паровоз,

                  Ждем мы с нетерпением.

                 Сушки дед вчера принес,

              С чаем - наслаждение!

Чашки ставим, блюдца тоже,

Чай душистый в них шалит.

В самоваре все похожи-

В  отраженье дед глядит.

Взяли в руки все по блюдцу-

Только надо остудить!

Ах! Из самовара сладко

Чай с баранками нам пить! ( О. Камелина . Самовар.)

2.Я у бабушки в деревне

Увидала самовар.

Он блестящий и огромный,

Выпускает шумно пар.

Внутрь его кладутся щепки,

Чтобы быстро закипал,

Наверху труба большая -

Просто чудо- самовар!

Я такого не видала

В нашем городе нигде,

Самовар тот был  старинным

И с медалями везде.

Ну, а чай какой пила я,

Невозможно передать!

Что там спрайт и та же  фанта-

И тот чай не перегнать!

 Чай с каким-то разнотравьем,

Ароматен  и горяч,

Блинчики к нему подали...

Напилась я чая всласть!

И теперь прошу я маму

Самовар такой купить,

Чтоб могла я вкусным чаем

Всех подружек угостить! (Ю. Бортановская Деревенский самовар.)

Ведущая. А сейчас я приглашаю вас поиграть. Становитесь-ка в хоровод. Улитку закручивать будем.

Хороводная игра. "Улитка".

Золотая Осень. Для чаепития принято накрывать красиво стол с кружевной скатертью, красивым чайным сервизом, ложками золочеными, салфетками кручеными, вазочками, сахарницей. Вот   за таким красивым столом приключилась как-то одна забавная история. Хотите её послушать и посмотреть? Тогда сидите- тихо, тихо.

Сценка "Чайный спор" ( автор Е. Пищикова)

Рассказчик.

Стол большой, дубовый, старый

В белый облачен наряд, и на скатерти воздушной

Чинно выстроились в ряд

Самовар, нарядный, круглый,

С позолоченным бочком,

Чайник заварной, латунный

С красноватым завитком;

Чашка чайная в горошек,

С золотистым ободком,

С золотым узором ложка,

Тульский пряничек с медком,

Бублик с маковой посыпкой,

Круглый, ароматный -

За таким столом , конечно,

Чай попить приятно!

Но вдруг слышен разговор,

А точнее - этот спор!

Спорят, спорят, спорят все:

Кто важнее на столе?

 Чашка.

Ну, конечно, я важнее!

Ну, конечно, я нужнее!

Чай куда же вы нальете?

Если чашки не найдете?

Ведь из чашечки красивой

Пить чаёк приятно так!

Без нарядной яркой чашки

Вам не обойтись никак!

Заварной чайник.

А без меня совсем беда!

Чай заваривать куда?

Чтобы чай был ароматен

И для всех гостей приятен,

Для заварки нужен чайник-

Я на столе почти начальник!

 Так что я - важнее!

Так что я - нужнее!

 Ложка.

А без меня как быть, скажите?

Сахар пальцем положи-ка!

И варенье не достать,

В чашке чай не помешать...

Так что я- важнее!

Так что я - нужнее!

Сушка.

Ну, а что за чай без сушек?

Вкусных бубликов, ватрушек?

С бочком румяным,

Со вкусом мятным,

С маковой посыпкой,

С сахарной присыпкой...

Бублик.

Только  чай наливай,

Да бублик кусай.

Грызи сушку,

Жуй витушку!

Пить чай без нас не вкусно

И очень - очень грустно!

Сушка. Бублик вместе.

Так что  мы - важнее!

Так что мы- нужнее!

Пряник.

С древности на Руси-

У любого ты спроси!-

Тульский пряник был в почёте

Где ещё такой найдете?

Пряничек печатный,

Вкусный, ароматный,

С корицей и мёдом - любимец народа!

С пряником чаёк вкуснее-

Вы попробуйте скорее!

Так что  мы - важнее!

Так что мы- нужнее!

Рассказчик.

Тут вмешался самовар,

Выпуская жаркий пар...

Самовар.

Не ругайтесь понапрасну,

Ведь давным давно всем ясно.

На столе вы все важны,

На столе вы все нужны!

Чай без вас - совсем не чай!

Так что споры прекращай!

 Чашка.

Вот спасибо тебе, Самовар- господин.

Справедливо и верно ты нас рассудил!

Самовар. Наливайте поскорей чайку,

Добавляйте в него душистого медку.

Бублик, сушку, пряник кушайте,

Да песню веселую слушайте!

Звучит  песня " В гости к самовару", муз.   сл. З. Роот

Золотая осень. Какие веселые получились у нас сегодня осенние посиделки у самовара! Вам понравилось, ребята? ( Ответы детей)

Ведущая. Спасибо тебе, Осень Золотая. Нам очень понравилось у тебя в гостях.

Осень. Спасибо за песню. Я для вас тоже подарочек приготовила.

( Выносит поднос с пряниками, сушками и бубликами)

Вкусные бублики, сушки и пряники

В память о нашем веселом празднике!

Чай из самовара попивайте

Да посиделки осенние вспоминайте.

Ведущая.  Спасибо за угощение. Пора нам в осенние листочки превращаться и в детский  сад возвращаться!

Под шум ветра дети летят, как листочки.

Ведущий. Вот мы и дома. Наш праздник подошел к концу, но посиделки у самовара продолжаются. И сейчас мы с вами попьем душистого чая из настоящего самовара с вкусным угощением Золотой Осени. А пока наш чай еще не вскипел, приглашаем всех на выставку самоваров, сделанных руками наших родителей.

 ( Просмотр выставки)

Ведущий. Самовар уже кипит,

Мне на ушко говорит:"Пора к столу всех приглашать,

Душистым чаем угощать"

Устраивается чаепитие у самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"

Проект по патриотическому воспитанию расчитан на два года обучения (вторая младшая группа и средняя группа)...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....

Отчёт о проделанной работе в рамках месячника по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в старшей группе

Отчёт о проделанной работе в рамках месячника по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»в старшей группе...

Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.     Поэтому...