Методическая разработка занятия для воспитанников ДОУ. Тема: «Быт предков – сибиряков» (устройство жилищ, труд, обычаи)»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ведерникова Лариса Александровна

Возрастная группа: средняя (4 – 5 лет)

Игровая ситуация:  «Путешествие  по реке времени»

Цель:  Создание  условия для поисково - исследовательской деятельности детей  среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающая:   Познакомить детей  с домашним  бытом наших предков.

Развивающая: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация). Развивать активную связную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний.

Воспитательная:  воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать нравственно-патриотические чувства к истории наших предков

Планируемый результат: Умение рассуждать, делать умозаключения,  устанавливать причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных,  исследовательских задач.

 Технология: Н.А. Короткова путешествие по «реке времени»

 

 

 

Этапы  последовательности деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

 

Ведение в ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Доброе утро ребята!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро! Воспитатель: Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете что это? (ответы детей)

Воспитатель: И для чего это нужно? (ответы детей) А у вас это дома есть? (ответы детей)

Воспитатель: У вас есть бабушки и дедушки? (ответы детей)

Воспитатель: А у ваших бабушек и дедушек тоже были бабушки и дедушки. А вы думаете у них были такие предметы? (ответы детей)

Воспитатель: А давайте узнаем,   были ли у наших бабушек и дедушек    такие же предметы как у нас.

Воспитатель: А для того, чтобы узнать нам ребята, что мы должны сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Да ребята нам нужно отравится в путешествие, и    предлагаю, вам отправится в путешествие по реке времени (рассматриваем панно «Река времени») она течет с давних времен в наше время.  Это  волшебная река, она унесет нас в далекое, далекое прошлое, где мы с вами сможем  узнать какие были предметы быта у ваших бабушек дедушек и их бабушек и дедушек.

Но прежде чем  мы с вами отправимся, давайте подойдем к нашей карте путешествия и посмотрим маршрут. Что мы видим? (ответы детей)

 

 

 

Общение с детьми

 

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Построение речевого высказывания  

 

 

 

 

 

 

Установление    причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

Способность ребенка к  принятию  собственных  решений. 

 

 

Этап «Затруднение 

в ситуации»

 

Воспитатель: Как вы думаете, откуда мы с вами  начнем наше путешествие? (ответы детей)

 Воспитатель: Как вы догадались? (ответ детей)

Воспитатель: Конечно ребята, потому что на карте изображен наш город, стрелочки нам показывают направление, куда нам нужно двигаться, я предлагаю  уже отправиться  в путешествие.

 Воспитатель: На чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей), а если мы с вами отправляемся по реке, на чем мы можем отправиться? (ответы детей) на лодке.  

Воспитатель: Чтобы  отправится в путешествие,  нужно знать правила  безопасного поведения в лодке и я хочу их вам рассказать.

Воспитатель: А теперь мы можем отправится в путешествие.

Воспитатель: Ребята я вижу маленький островок. Предлагаю сделать остановку. 

 

Построение  речевого высказывания, умозаключение.

 

Проявляют инициативу  

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети знакомятся с правилами безопасного поведения

Этап «Открытие детьми нового знания (способа действий)»

 

Воспитатель:  показывает утюг, что это такое? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а  современный утюг похож на утюг ваших бабушек и дедушек (ответы детей)

Воспитатель: А почему не похож? (ответы детей)

Воспитатель: А зачем людям нужен утюг? (ответы детей)

Воспитатель:   Да ребята люди с древнейших времен ухаживали за своей одеждой, чтобы после стирки она выглядела, красиво и опрятно и для этих целей был, изобретен утюг.

 (Шум реки)

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше занимайте свои места, давайте возьмем с собой этот предмет.

Ребята я вижу, еще один маленький остров  давайте остановимся.

Воспитатель: показывает самовар, что это такое? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а самовар похож на  современный чайник? (ответы детей)

Воспитатель: А почему не похож? (ответы детей)

Воспитатель: А чем отличается самовар от чайника?

Воспитатель: А зачем людям нужен  был самовар? (ответы детей)

 (Шум реки)

Воспитатель: Ребята вы слышите шум реки (ответы детей) значит, нам нужно отправляться в путешествие.  Ребята мы прибыли в пункт нашего назначения.  

 

 

Отвечают на вопросы

 

Проявляют любознательность

 

 

Узнают, что  быт предков  отличаются от современных

Этап «Включение нового знания (способа действия) с систему знаний ребёнка»

 

Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Это  ребята прялка.  

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна прялка?

Воспитатель: Ребята  посмотрите на ваши ножки,  у вас у всех есть, носочки, они такие красивые, разноцветные, а где вы их взяли? (ответы детей)

Воспитатель:  А раньше ребята носочки не покупали в магазине, а вязали их  сами  ваши бабушки. А для того, чтобы связать носки нам нужны  вот такие (воспитатель показывает клубочки шерсти) клубочки шерсти  и спицы, а чтобы получить вот такие клубочки шести   им  и нужна  была прялка.

Воспитатель:   Прялка была в каждом доме и считалась одним из самых нужных предметов. Долгими зимними вечерами девушки    с  помощью прялки делали  пряжу и из этой пряжи получались вязаные носочки.

Воспитатель:  Давайте посмотрим видео экскурсию и посетим музей, где нам подробнее расскажут об этих и других предметах. (Видео экскурсия)

Воспитатель: Мы сейчас побывали с вами в музее и увидели старинные вещи. 

Отвечают на вопросы

 

Узнают новый  предмете быта  прялка через умозаключение.

 

 

 

 

Проявление инициативы 

Этап «Осмысление (рефлексия)»

 

Воспитатель:  Вот ребята и закончилось наше путешествие 

 - Где мы побывали?

-  Что мы узнали нового?

-  Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?

 - Что было трудного для вас в этом путешествии?

-  Что было самым простым? Почему? Какие новые предметы вы узнали ?  

 - Мы Молодцы

Воспитатель: Я предлагаю вам спросить у мам, пап, бабушек, дедушек про  старинные вещи и если будет возможность принести в вашу группу для создания вашего   мини музея (уход детей в группу).

 

  

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rshlgpe.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для воспитанников ДОУ.

Тема: «Быт предков – сибиряков» (устройство жилищ, труд, обычаи)»

Возрастная группа: средняя (4 – 5 лет)

Игровая ситуация:  «Путешествие  по реке времени»

Цель:  Создание  условия для поисково - исследовательской деятельности детей  среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающая:   Познакомить детей  с домашним  бытом наших предков. 

Развивающая: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация). Развивать активную связную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний.

Воспитательная:  воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать нравственно-патриотические чувства к истории наших предков

Планируемый результат: Умение рассуждать, делать умозаключения,  устанавливать причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных,  исследовательских задач.

 Технология: Н.А. Короткова путешествие по «реке времени»

Этапы  последовательности деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Ведение в ситуацию

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Доброе утро ребята!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро! Воспитатель: Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете что это? (ответы детей)

Воспитатель: И для чего это нужно? (ответы детей) А у вас это дома есть? (ответы детей)

Воспитатель: У вас есть бабушки и дедушки? (ответы детей)

Воспитатель: А у ваших бабушек и дедушек тоже были бабушки и дедушки. А вы думаете у них были такие предметы? (ответы детей)

Воспитатель: А давайте узнаем,   были ли у наших бабушек и дедушек    такие же предметы как у нас.

Воспитатель: А для того, чтобы узнать нам ребята, что мы должны сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Да ребята нам нужно отравится в путешествие, и    предлагаю, вам отправится в путешествие по реке времени (рассматриваем панно «Река времени») она течет с давних времен в наше время.  Это  волшебная река, она унесет нас в далекое, далекое прошлое, где мы с вами сможем  узнать какие были предметы быта у ваших бабушек дедушек и их бабушек и дедушек.

Но прежде чем  мы с вами отправимся, давайте подойдем к нашей карте путешествия и посмотрим маршрут. Что мы видим? (ответы детей)

Общение с детьми

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Ответы детей

Построение речевого высказывания  

Установление    причинно-следственных связей.

Способность ребенка к  принятию  собственных  решений.  

Этап «Затруднение  

в ситуации»

 

Воспитатель: Как вы думаете, откуда мы с вами  начнем наше путешествие? (ответы детей)

 Воспитатель: Как вы догадались? (ответ детей)

Воспитатель: Конечно ребята, потому что на карте изображен наш город, стрелочки нам показывают направление, куда нам нужно двигаться, я предлагаю  уже отправиться  в путешествие.

 Воспитатель: На чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей), а если мы с вами отправляемся по реке, на чем мы можем отправиться? (ответы детей) на лодке.  

Воспитатель: Чтобы  отправится в путешествие,  нужно знать правила  безопасного поведения в лодке и я хочу их вам рассказать.

Воспитатель: А теперь мы можем отправится в путешествие.

Воспитатель: Ребята я вижу маленький островок. Предлагаю сделать остановку.  

Построение  речевого высказывания, умозаключение.

Проявляют инициативу  

Дети знакомятся с правилами безопасного поведения

Этап «Открытие детьми нового знания (способа действий)»

Воспитатель:  показывает утюг, что это такое? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а  современный утюг похож на утюг ваших бабушек и дедушек (ответы детей)

Воспитатель: А почему не похож? (ответы детей)

Воспитатель: А зачем людям нужен утюг? (ответы детей)

Воспитатель:   Да ребята люди с древнейших времен ухаживали за своей одеждой, чтобы после стирки она выглядела, красиво и опрятно и для этих целей был, изобретен утюг.

 (Шум реки)

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше занимайте свои места, давайте возьмем с собой этот предмет.

Ребята я вижу, еще один маленький остров  давайте остановимся.

Воспитатель: показывает самовар, что это такое? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а самовар похож на  современный чайник? (ответы детей)

Воспитатель: А почему не похож? (ответы детей)

Воспитатель: А чем отличается самовар от чайника?

Воспитатель: А зачем людям нужен  был самовар? (ответы детей)

 (Шум реки)

Воспитатель: Ребята вы слышите шум реки (ответы детей) значит, нам нужно отправляться в путешествие.  Ребята мы прибыли в пункт нашего назначения.  

Отвечают на вопросы

Проявляют любознательность

Узнают, что  быт предков  отличаются от современных

Этап «Включение нового знания (способа действия) с систему знаний ребёнка»

Воспитатель: Ребята, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Это  ребята прялка.  

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна прялка?

Воспитатель: Ребята  посмотрите на ваши ножки,  у вас у всех есть, носочки, они такие красивые, разноцветные, а где вы их взяли? (ответы детей)

Воспитатель:  А раньше ребята носочки не покупали в магазине, а вязали их  сами  ваши бабушки. А для того, чтобы связать носки нам нужны  вот такие (воспитатель показывает клубочки шерсти) клубочки шерсти  и спицы, а чтобы получить вот такие клубочки шести   им  и нужна  была прялка.

Воспитатель:   Прялка была в каждом доме и считалась одним из самых нужных предметов. Долгими зимними вечерами девушки    с  помощью прялки делали  пряжу и из этой пряжи получались вязаные носочки.

Воспитатель:  Давайте посмотрим видео экскурсию и посетим музей, где нам подробнее расскажут об этих и других предметах. (Видео экскурсия)

Воспитатель: Мы сейчас побывали с вами в музее и увидели старинные вещи.  

Отвечают на вопросы

 

Узнают новый  предмете быта  прялка через умозаключение.

Проявление инициативы  

Этап «Осмысление (рефлексия)»

Воспитатель:  Вот ребята и закончилось наше путешествие  

 - Где мы побывали?

-  Что мы узнали нового?

-  Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?

 - Что было трудного для вас в этом путешествии?

-  Что было самым простым? Почему? Какие новые предметы вы узнали ?  

 - Мы Молодцы

Воспитатель: Я предлагаю вам спросить у мам, пап, бабушек, дедушек про  старинные вещи и если будет возможность принести в вашу группу для создания вашего   мини музея (уход детей в группу).

   

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по «РИТМИКЕ» на тему: «Первые шаги в увере

Методическая разработка посвящена методике первоначальной хореографической подготовки детей дошкольного возраста и направлена на  развитие общей музыкальности и основных двигательных качест...

Методическая разработка занятия, посвященного Дню Матери. Тема «Мамочка, любимая, родная!»

Это мероприятие доставит радость не только родителям, но и детям. Мамы вместе с детьми участвовали в различных конкурсах, отгадывали загадки, сопереживали своим детям, поддерживали их в различных ситу...

Методическая разработка "Занятие по плаванию по теме ПДД для детей 3-4лет"

При повторении пройденного материала по плаванию, как то, передвижения в воде, рационально включать элементы других познавательных областей, например ПДД. Это даёт вожможность, на фоне яркой эмоционал...

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ Тема: «Переполох в царстве леса»

Цель занятия: развитие артистичности  через ознакомление детей с элементами движений русского народного танца «Барыня».ЗадачиОбразовательные:• научить передавать в пластике ...