Практические методы и приемы работы над театральной постановкой в детском саду
консультация

Гильванова Ирина Витальевна

Выступление с докладом и практикумом для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_doklad.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Практические методы и приемы работы над театральной постановкой в детском саду.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей.

Борис Михайлович Теплов

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Опыт показал, что самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста  имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его  многообразии через образы, краски, звуки;

Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения, расширяется словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

            Мы призываем принять за девиз выражение «Да здравствует совместное творчество!». Именно оно и является идеальным, если не основным средством развития ребёнка.

За основу можно взять – игру-драматизацию по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Именно такая форма позволит творчески раскрыться каждому ребёнку. Кто-то из детей покажет себя в большой роли, а кто-то совсем в крошечной. Робкие и стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по 2 или 3 человека вместе).  Вместе с детьми участвуют и взрослые – воспитатели, помощники воспитателей и родители.

Самое главное, чтобы подготовка к спектаклю не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребёнку. Надо помнить, что цель организации театра – это создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

 – имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

 – инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; целесообразно выбирать сцены из особенно крупных спектаклей...

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми второй младшей группы.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые  и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним , веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап

Распределения ролей:

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.

После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

1 этап

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления. Здесь  следует отметить, что педагогу/воспитателю необходимо ненавящево контролировать этот процесс ( то есть методом наведения, направления в нужное русло), чтобы не пресекать полет фантазии ребенка с одной стороны (такими словами как не правильно, так не пойдет, не получится итд), и сдерживать этот полет, которому границ нет - с другой!

Если произведение по которому будет ставиться постановка объемное, можно сократить его, выбрав ключевые сцены. Две причины тому:

- особенность детского восприятия, сами исполнители, да и зрители не способны воспринимать слишком объемные по содержанию и по времени пьесы))

        - интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям в виде отдельных сценок-упражнений. Коллективно можно обсуждать кому достанутся роли, предлагать разным детям пробовать себя в разных ролях.

Можно предложить детям выступать в качестве режиссеров, звукооператоров, сценаристов (уже говорили), декораторов (делать декорации, элементы своими руками в группе и дома), обсуждать элементы костюмов, в общем нужно привлекать детей на всех этапах подготовки спектакля.

        2 этап

-  распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

Анализируют совместно события, которые описаны в произведении, выводят главную идею и мораль, а так же почему эту пьесу или тему будем обыгрывать. Формирует  детей интерес к ним,  веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;

После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;

 Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать,  должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.)

Работа над этюдами:

Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к  пониманию того, что для  накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).

Затем  от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены,  лапы засунуты в карман и т.п.).

От характеристики движений  педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, они должны говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.

Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны  их советы и рекомендации. Благодаря привлекательной  театрализованной  деятельности  между детьми и родителями возникнет взаимопонимание  и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по той же схеме, что и работа с детьми старшего возраста, но особое внимание уделяют  

- работе над развитием внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.; так как чем взрослее дети становятся, тем серьезней относятся к своей роли и выступлению на сцене.

Поэтому важно поддерживать инициативу ребенка к исполнению той или иной роли. Даже если этот ребенок стеснительный. Есть ряд упражнений, преодолевающих стеснительность. А как только первый раз этот ребенок выйдет на сцену и поймет  что у него может это получиться, он поверит в себя и станет активнее.

После постановки с детьми можно сесть и обсудить в круге все плюсы и минусы представления. Но нужно начинать с плюсов. Ребенок вышел на сцену и попытался сделать все что от него требовали. Он уже молодец! Это для многих настоящее испытание. Затем предлагаем обсудить что бы хотелось в следующий раз сделать лучше, пусть деи сами будут анализировать свои ошибки, дают себе оценку. Это поможет побороть страх, смущение и настроит на следующие выступления.

Вот несколько практических советов при постановке театрализации

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Вызвать по одному воспитателю на каждое упражнение

Упражнения на развитие мимики лица и речи:

- изображение героя только при помощи мимики лица: дети в кругу сидят, один показывает таким образом загаданного героя, остальные должны его угадать;

- проговаривание фразы голосами разных героев инсценировки или просто голосами животных, птиц. Можно проговаривать голосами неодушевленных предметов (паровоз, утюг, пила итд);

- проговаривание фразы из театрализации или строчки из знакомого детям стихотворения с разными интонациями (плача, грустно, смеясь), можно задавать ситуацию (например, говори так, будто тебе только что придавили ногу, или так будто едешь на страшной карусели, или так, будто только что сказали что отменяется поход в зоопарк, куда ты очень хотел пойти итд…)

- развитию мимики способствует и изображение голоса животных, людей или героев (сравнить как рычит лев Дима и как рычит лев Даша например и т.д)

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;

- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- нести тяжёлый ящики или чемодан;

- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Работа над ролью строится следующим образом:

Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);

Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),

Распределение ролей

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.

- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков героя;

- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за  словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации (например, все должны стоять лицом к зрителям, плюс обозначить каждому его место на сцене и пояснить почему, например паук муху в уголок если тащит, то он должен стоять в углу итд, объяснять почему медведь говорит медленно, а мышка быстро, почему тому или иному герою присущи те или иные жесты и маера речи);

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Кукольный театр.

Работа над спектаклем состоит из двух частей:

Подготовка кукол, ширмы и декораций;

Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить,  как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог должен помнить следующие правила:

При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;

Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;

Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;

Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;

Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя " Театральная деятельность в детском саду".

Театральная деятельность в детском саду. Современное дошкольное образование предполагает изменение подхода к личности ребенка на удовлетворение его потребностей во всестороннем развитии. Особое место...

Методы и приемы на все режимные процессы в детском саду

В материале размещена информация для молодых воспитателей о проведении режимных процессов в детском саду. Ведь важно не только правильность проведения занятий с детьми, но и второстепенное время нахож...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

"Сюжетно-ролевая игра в детском саду"Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творче...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка. Игра не може...

Методы и приемы развития речи детей средней группы детского сада

В данной работе представлен опыт работы воспитателя по развитию всех аспектов речи детей в средней группе детского сада. С помощью фото материала можно увидеть, какие методы, приемы использует педагог...

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду»

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду» ...

«Методы и приемы под¬держания дисциплины в группе детского сада»

Как наладить дисциплину в группе детского сада? С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два...