Психотерапевтические техники в работе педагога ДОУ
консультация

Няпшаева Ирина Станиславовна

Использование элементов арттерапевтических техник в работе педагогов дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoterapevticheskie_tehniki_v_rabote_pedagoga.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психотерапевтические техники в работе педагога ДОУ»

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.  Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Смысл арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста в том, что они получают возможность выразить себя.

Различают также две формы арттерапии: 

пассивная и активная - при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;

- при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочиняет сказки и истории и т.д.

Основные направления и виды арттерапии

В настоящее время существует большое количество арттерапевтических направлений, но мы остановимся на основных, тех которые мы можем использовать в условиях дошкольного учреждения.

Очень важный момент: в детском саду мы используем лишь элементы той или иной терапии. Так как чтобы заявлять, о том, что я работаю в направлении сказкотерапии необходимо иметь специализированные курсы.  

Теперь о том, что вы можете использовать в своей работе. Любое арттерапевтическая линия направлена на профилактику какой-либо проблемы, или на решение уже возникшей проблемной ситуации.

1.Песочная терапия –  осуществляется посредством манипуляций с песком.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д.Ушинский

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. В песочнице можно рисовать, с помощью фигурок обыгрывать проблемные ситуации.

Песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки.

Беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок. Они становятся более расслабленными, раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным детям, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает детям сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их.

Песочная терапия особенно эффективна в логопедии. Дети с речевыми проблемами намного быстрее усваивают упражнения отработанные на песке. Песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные речевой активностью.

 Можно использовать как сухой песок,  влажный, кинетический. Можно использовать цветной песок.  Как альтернатива используется манка, как белая, так и цветная.

2. Игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Взрослый максимально пассивен, не мешает ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность (если это не представляет опасность для него). Но взрослый всегда включён в деятельность – он отвечает на вопросы, помогает, если ребёнок в этом нуждается, может подать идею.

Я думаю, что в данном направлении каждый из вас сам может поделиться богатым опытом.

3. Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды.

Методы сказкотерпии:

- кино и мульттерапия; просмотр с обсуждением; использование стоп-кадров.

- сочинение сказок; Это наиболее сложный и интересный метод сказкотерапии. Следует помнить,  что мы сочиняем сказку не просто так, а в коррекцинных или профилактических целях. Источником сюжетов сказок могут служить случаи из жизни, либо специально подобранные темы.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:

1. Жили-были ( начало сказки, встреча с героями, понятные персонажи)

Для детей 3-4 лет рекомендуется главными героями сказок использовать детские персонажи,  игрушки, животных, а для детей 5 лет и старше – феи, волшебники, принцессы, солдатики.

2. И вдруг однажды ( герой сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, совпадающим с вашей проблемой)

3. Из-за этого ( сказка меняет направление, решение проблемы, как это делает герой).

4. Кульминация (герои справляются с трудностями)

5. Развязка, результат (проходя через испытания, герой проявляет свои лучшие качества и в тоге оказывается награждён)

Важно! Развязка сказки должна быть позитивной.

6. Мораль сей сказки такова ( сказочные герои извлекают из своих действий урок, благодаря тому что их жизнь радикально меняется)

-рефлексивный анализ, обсуждение;

- игра-драматизация;

- лепка и рисование по придуманной сказке, изготовление книг.

ПРИМЕР. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.

 «Старая сказка на новый лад»

Сочинение сказок на новый лад – главные герои хорошо известных сказок остаются прежними, но имеются некоторые условия: время, место действия, характер героев. С последующим обсуждением. («Гадкий утёнок»)

4. Изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;

Это одно из самых распостранённых видов арт-терапии.. Возраст от 5 до 10 лет называют «золотым веком» детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терпи особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте, хотя использовать данное направление можно и с детьми с 2-3 лет.  Изотерапия может быть как пассивная ( рассматривание картин, скультур и т.д.), так и активная, когда ребёнок сам участвует в творческом процессе. В изотерапии используются разнообразные материалы: краски, карандаши, бумага, глина, пластилин и т.д. Это один из лучших методов, который помогает ребёнку выразить свои мысли, чувства, своё внутреннее состояние, при этом разгружается нервная система, снимается психическое напряжение. Используются абсолютно любые техники рисования, как традиционные, так и нетрадиционные. Опять же я думаю, что в этом вопросе у вас достаточно опыта.

 В основе изотворчества лежит особая сигнальная цветовая система, т. е. с помощью цвета, который ребёнок преимущественно использует при рисовании, он невольно информирует о своём эмоциональном состоянии, что очень важно и полезно для вас, как для педагогов при построении взаимоотношений с ребёнком.

 5. Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки. Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Ещё Бехтерев доказал благотворное влияние  музыки на деятельность

нервной и дыхательной систем, системы кровообращения, на электрическую

активность головного мозга. Музыка оздоравливает человека. Но важно понимать, что музыка может дать как положительный, так и отрицательный эффект. Здесь очень важен отбор музыкальных произведений.

Маршевая музыка повышает мышечную работоспособность.

Произведения В. Моцарта Й. Гайдна улучшаются память, внимание,

создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение.

Музыка Шумана,  Шопена , Шуберта активизирует чувство любви к ближнему.

Симфоническая музыка русских композиторов 19 века (П. Чайковский, М. Глинка) воздействует на сердце.

 Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в ребенке чувство сострадания.

Музыка композиторов- импрессионистов (К.Дебюсси, М.Равель) вызывает приятные образы в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц.

Танцевальные ритмы Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность ребенка.

Рок-музыка стимулирует двигательную

активность, но вместе с тем создает напряжение, может вызвать стресс.

Восприятие музыка может быть как активным, так и пассивным.

Активное слушание – это специально организованное прослушивание произведение, либо активное использование музыкальных, шумовых инструментов.  При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Пассивное слушание -  фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях рисованием, лепкой, речевого развития.  Музыка выступает фоном к основной деятельности.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения,

для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться

благотворным влиянием мелодичной классической и современной

релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев,

голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов,

журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются,

расслабляются;

Музыка для релаксации: Бетховен Л.»Лунная соната», Дебюсси К. «Лунный свет», Римский-Корсаков Н. «Море», Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс», Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Следующим моментом, заслуживающим внимание , является

методика музыкально-рефлекторного пробуждения Ефименко после дневного сна.  Для пробуждения можно использовать тихую, нежную, легкую  музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, дети легче и спокойнее переходят из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Музыка для пробуждения после дневного сна:

 Григ Э. «Утро», Моцарт В. »Сонаты», Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»,  Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня.

07.30 – 08.00 – прием детей – звучит радостная, спокойная музыка.

08.40 – 09.00 – завтрак, подготовка к занятию – уверенный, активный темп

музыки.

12.20 – 12.40 – обед, подготовка ко сну – умиротворенный, нежный фон.

15.00 – 15.15 – подъем детей – оптимистичный, просветленный, спокойный

характер музыки.

Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:

 детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией

организма;

 больным отитом;

 детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Не рекомендуется давать детям слушать музыку

через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного

звука. От направленного звука незрелый мозг может получить

акустическую травму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....

Психотерапевтические техники в работе с клиентами

Методичнские рекомендации для психологов и специалистов центра...

Использование арт-техник в работе педагога-психолога

В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека.Для лучшего коррекцио...

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник в работе педагога ДОО

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе педагога ДОО»...

«Рефлексивные техники в работе педагога»

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её резу...

Коллаж- как арттерапевтическая техника в работе педагога-психолога ДОУ.

Предоставлен практический материал как в работе педагога-психолога можно использовать коллажирование как с сотрудниками, так и с воспитанниками....