Нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей
статья

Олейникова Венера Белековна

         Обновление дошкольного  образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания,  инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных  детских садов,  но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии  работы с семьей. Данная философия  в  значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована  на установление  тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_traditsionnye_formy.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Нетрадиционные традиционные формы:    из опыта работы дошкольного  учреждения с семьей

Ключевые слова: сотрудничество, партнерство, взаимодействие,    детский сад, педагогика, родители, компетентность, культура, воспитание, образование детей.

Обновление дошкольного  образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания,  инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных  детских садов,  но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии  работы с семьей. Данная философия  в  значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована  на установление  тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

    Задачи  сотрудничества детского сада и семьи выходят за  рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство  родителей  испытывают  трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации своего собственного воспитательного  потенциала по отношению к детям. Последний в большей  степени  определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института.

    Проблемам родительской  культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество работ. Многие из  них были изданы в последние десятилетия,  когда  изменились установки  во взаимодействии педагогов и родителей и были сформулированы новые задачи в  работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Однако попытки обозначить изменившуюся ситуацию как новую философию в работе с семьей, новую политику в работе с семьей (Н.Н. Королева, О.Н. Савинова),  новые формы  работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова и др.) сигнализируют больше о степени остроты проблемы, нежели о степени ее решения.

    Компетентностный подход, по нашему мнению, позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в качестве полноправных участников в воспитательный процесс и равноценных субъектов в управление дошкольным образовательным учреждением.

    Исходя из обозначенных позиций, посмотрим на достаточно  традиционные формы работы  дошкольного образовательного учреждения с семьей и семьи с дошкольным образовательным учреждением под углом  компетентностного подхода  и постараемся определить потенциал  данных  форм для реализации его целевых установок.

Результаты анализа оформлены в виде таблиц, левая часть которых содержит согласуемые с принципами компетентностного подхода позиции (или моменты, которые можно усилить в контексте этих позиций), а правая — традиционный смысл форм работы дошкольного учреждения с семьей.

Формы работы  с семьей внутри ДОУ

Компетентностный подход

Традиционный подход

Презентация ДОУ

Активизация родителей возможна за счет включения их в различные виды деятельности, организации экспертизы со стороны родителей, а также при условии учета предложений

семей

Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (учителем - логопедом и др.)

Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей

Эффективность повышается, если при проведении занятия воспитатель включает в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в тех или иных вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать что-то новое гостям)

Родители получают представление о содержании и технологиях работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический совет с участием родителей

Плодотворен при участии родителей на всех этапах его организации и проведения, а также при условии присутствия на педсовете воспитателей группы

Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

Интервью с родителями

Эффективность интервью возрастает при условии использования обратной связи и демонстрации причинно-следственных связей между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями

Помогает педагогам создать непринужденную атмосферу в  общении с родителями и установить обратную связь

Педагогические ситуации

Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и участия в них семей воспитанников

Обсуждение ситуаций активизирует родителей, делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон

Телефон доверия

Более эффективен, если реализуется принцип

равноправности: родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность

В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как устно, так и письменно. Вопросы и предложения рассматриваются, на основе их анализа

планируется работа с родителями

Посещение семьи

Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др.

Воспитатель посещает семьи своих воспитанников с целью ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье

Педагогические беседы с родителями

Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей), внесении элементов дискуссии и проблематизации

Форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительских собраниях, консультациях

самостоятельно, так и в сочетании с

другими формами: беседа при посещении семей, на

родительском собрании, консультации

Тематические консультации

Эффективны при соблюдении принципа

консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: три-четыре консультации в год в каждой

возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану.

Продолжительность консультации 30-40 минут.

Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон

Собрание-встреча, круглый стол с родителями

Эффективность собраний-встреч и круглых столов повышается при использовании активизирующих методов:

- метод групповой дискуссии, стимулирующий родителей аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, свой опыт воспитания;

- метод видеокоррекции, предполагающий просмотр и анализ видеозаписи поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка в той или иной ситуации или при выполнении того или иного задания;

- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок — педагог — родитель»;

- метод совместных действий, основанный на

выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;

- метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;

- метод вербальной дискуссии, обучающий

культуре диалога  в семье, обществе, и др.

Обсуждение с родителями актуальных проблем

воспитания с участием специалистов. На заседание

круглого стола приглашаются родители, письменно или

устно выразившие желание участвовать в обсуждении той

или иной темы со специалистами

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги,

специалисты и родители моделируют и проигрывают различные педагогические ситуации. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами

Направлена на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье в форме докладов и презентаций родительских достижений

Общие собрания родителей

Активность и заинтересованность родителей можно повысить, если включить в общее собрание элементы тренинга, мастер-класс, семинар-практикум, семинар, видеотренинг, презентацию, показ занятий на видеозаписи и пр.

Обсуждаются общие вопросы работы дошкольного образовательного учреждения.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями

Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада

В детском саду могут быть организованы дежурства родителей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада,

проведению досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже,

записать в специальную тетрадь

Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач:

наблюдение за деятельностью воспитателя группы,

отношениями между детьми, а также взрослыми и

детьми, за играми, занятиями дошкольников,

поведением собственного ребенка; ознакомление с

бытовыми условиями в группе, в детском саду

Формы работы с детьми за пределами ДОУ

Компетентностный подход

Традиционный подход

Университет педагогических знаний и лекторий

В качестве лекторов могут быть привлечены родители.

Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми

Как и лектории, университет педагогических знаний создается в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то университет педагогических знаний — это

своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу;

преподавательский (лекторский) состав и т.п. Задачи университета:

вооружить родителей основами

педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье;

обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи;

обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;

предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ

Киноуниверситет или кинолекторий

Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра.

Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них

обстановке и сделать соответствующие выводы

Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные

и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видеозаписи реальной жизни дошкольного

учреждения. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм

Школы для родителей

В школах для родителей семья должна выступать не

только в качестве объекта обучения, но и обучающего

(других родителей) субъекта

Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещение вопросов воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе.

В некоторых дошкольных учреждениях, в

зависимости от специфики района города, более актуальны «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средними общеобразовательными школами, профессиональными училищами

Читательские конференции по книгам о воспитании

Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать

социологи, писатели, поэты.

В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми

Тематические выставки

Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т.д., в зависимости от места работы родителей.

Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района

Информационные бюллетени

Бюллетени содержат информацию, предоставленную родителями, или могут быть подготовлены семьями воспитанников

Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на

предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для

определенных занятий и в разные времена года и т.п.

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников

На мероприятие приглашаются семьи, имеющие детей дошкольного возраста, проживающие в микрорайоне. Проводится работа, направленная на ознакомление родителей с дошкольным учреждением и повышение их психолого-педагогической культуры

Родительские конференции

Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьюторами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия

Конференции организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны для родителей

Консультации для родителей

Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей

К консультациям привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители)

Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях

Библиотека создается родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется родителями

Услугами библиотеки могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев эта услуга платная

Выступления воспитанников детских садов

Программа выступления детей и родителей составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов

центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.

Участие в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами становится частью портфолио ребенка

Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и другое могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель выступления — показать результаты педагогической деятельности общественных детских учреждений

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) на радио и телевидении, в местной и центральной печати

Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или

иной педагогической технологии носит направленный характер  позиционирование деятельности дошкольного учреждения в городе, селе и т.д.), осуществляется по инициативе родителей

Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной

печати, на радио, телевидении имеют в основном

практический характер. Педагоги анализируют

разнообразные педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае

Не менее важными для реализации  компетентностного подхода в работе с родителями выступают информационные  средства.  Основное отличие в их содержании и использовании связано с помещением   информации   проблемного характера,  сведений,  требующих поиска уточняющей, дополнительной или адресной информации (для конкретной семьи).

    Материалы  проводимых опросов и  полученные  результаты направлены  не  столько на  констатацию фактов или их описание, сколько  на  активизацию родительской позиции,  формирование определенных установок  на сознательное родительство.  Следовательно, опросные  методы позволяют оперативное и гибко реагировать  на меняющиеся  родительские запросы, что делает информационную работу детского сада с семьей гибкой и открытой.

    Полученная в  процессе  общения с семьей информация в форме обратной связи представляется родителям  различными  средствами презентации. К традиционным средствам  наглядной  педагогической  пропаганды относятся стенды.

В каждой возрастной группе в приемной для  родителей,  детей и педагогов оформляются различные тематические уголки. Для родителей это могут быть настольная тематическая информация, уголок краткой информации, информация из серии «Читаем  дома» или  «Воспитание грамотного читателя», «Послушайте вместе с детьми», «Детское творчество», «Советы врача»,  «Доска объявлений», «Говорим спасибо!», «Кто дружит... с математикой, физкультурой, трудом» и др.

   Рассмотрим потенциал достаточно традиционной информационной работы в русле компетентностного подхода   на  примере  оформления и подачи информации  в  приемной группы детского сада.

Информация для родителей в приемной группы детского сада

Компетентностный подход

Традиционный подход

Настольная тематическая информация

Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогами по запросам, заявкам родителей

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины располагается на столике. Это буклеты, журналы для родителей, газеты (в том числе самиздат)

Уголок краткой информации

В свободном доступе родителей находится стенд для размещения любых высказываний и цитат по теме «Воспитание». Например, «Цитата недели», «Цитата дня» и др.

В уголке краткой информации размещаются

высказывания великих людей, народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения

Читаем дома. Воспитание грамотного читателя

Библиотека комплектуется по инициативе родителей (в том числе и виртуальная). Аннотации пишут сами родители (в том числе и на сайте детского сада)

Родителям предлагается перечень книг для чтения детям в семье и аннотации на них. Раздел может быть дополнен предложениями от родителей по обмену книгами для чтения. Рядом можно разместить  планшет с рисунками-иллюстрациями детей к прочитанным книгам

Послушайте вместе с детьми

Медиатека комплектуется по инициативе родителей.

Рекомендации по использованию тех или иных музыкальных произведений пишут родители (в том числе и на сайте детского сада)

Родителям предлагаются музыкальные сборники, которые можно послушать вместе с детьми дома. Это могут быть детские песни и классическая музыка. Можно предложить вместе с детьми нарисовать рисунок к музыкальному произведению и принести его в группу. Как правило, в группе есть инициативная группа, которая организует обмен дисками

Детское творчество

В приемной отведено место для домашнего творчества детей. Стенд оформляется силами родителей, которые сами презентуют творчество своих детей.

Участие в выставке, как групповой, так и индивидуальной, становится частью портфолио ребенка

В приемной размещаются работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и

программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке. Рисунки размещаются на стенде, в рамках

Советы врача

Родители могут предложить актуальные материалы по профилактике простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказать свое мнение о прививках,

медицинском обслуживании в той или иной поликлинике

Родителям предоставляют сведения о росте, весе ребенка, диете, режиме дня. Медсестра или врач дают ответы на волнующие родителей вопросы по профилактике тех или иных заболеваний

Доска объявлений

В качестве поощрения места на доске объявлений предоставляется активным и инициативным родителям. По договору со всеми родителями на доске может размещаться рекламная  информация: о детских спектаклях, услугах фотографа, детских товарах и пр.

На доске объявлений размещается только официальная информация. Объявления вывешиваются в строго отведенном месте

Говорим спасибо!

Родители сами говорят спасибо педагогам, спонсорам, инициативным родителям, оказавшим группе помощь: в приобретении игрушек, расчистке участка от снега,

заклейке окон на зиму, пошиву кукольной одежды, подготовке к утреннику и т.д.

На красочном табло размещаются слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях

Кто дружит... с математикой, физкультурой, трудом

Компетентные родители принимают эту информацию как сигнал к действию: необходимо позаниматься с ребенком

дома, не перекладывая ответственность за его развитие на педагогов

Постоянно обновляемая рубрика, целью которой является сообщение родителям об успехах детей в математике, развитии речи, физкультуре, труде, культуре

поведения и др.

Сегодня на занятии

Компетентные родители принимают эту информацию как повод обсудить с детьми тему занятия по дороге домой или вечером дома. Рубрика позволяет увидеть продвижение ребенка по освоению программы воспитания и развития, стимулирует задавать вопросы воспитателям по теме

Рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий

Мои достижения, Вот какой я молодец

Компетентные родители с воодушевлением рассказывают об успехах своих детей: размещают на стенде информацию 0 том, что ребенок научился завязывать шнурки, принял участие в спортивных соревнованиях, выставке художественно-творческих работ и т.д. Иногда родителям достаточно сообщить эту информацию педагогам, они позаботятся о ее оформлении

Рубрика в творческой форме информирует родителей о достижениях и успехах каждого ребенка группы

«Звезда недели»

Родители рассказывают о ребенке, учитывая его мнение, вкусы, интересы, предпочтения, взгляды на мир, особенности детской субкультуры и пр. Например, на плакате ребенок выглядит как Человек-паук, кукла Барби, Гарри Поттер и т.д.

Плакат, как правило, оформляется ребенком совместно с родителями и рассказывает о ребенке: фото, его любимое имя (Маша, Машенька, Машутка и т.п.), день рождения,

любимый цвет, блюдо, книга, животное и пр.

Каждый ребенок группы по очереди становится «звездой недели». Ценность плакатов в том, что они направлены на формирование положительной «Я»-концепции, развитие

самосознания и самооценки ребенка

Коллаж интересов. Все обо мне, Мой плакат

Родители, стремясь рассказать о ребенке, оформляют информацию о нем в виде рекламного плаката (баннера). Данная форма презентации ребенка становится частью

портфолио, как и сам факт подобной презентации ребенка на плакате, стенде, баннере в детском саду, на педагогическом совете, родительской конференции и т.д.

Это плакат, рассказывающий о ребенке. Оформляется ребенком совместно с родителями. На лиcте ватмана располагается фото ребенка, членов его семьи, друзей,

фотоколлаж интересов, хобби и пр.

Дерево желаний

Накануне Нового года, дня рождения, выпускного вечера родители обращаются к воспитателям с просьбой помочь им узнать о желаниях и мечтах своего ребенка

Дети совместно с педагогом записывают свои желания на листочках, которые затем вывешиваются в приемной

Меню

Родители благодарят за наиболее понравившиеся блюда поваров, предлагают варианты меню на выходные дни или домашний ужин

Желательно не только перечислять набор блюд, а указывать их калорийность и желательный ужин для ребенка дома

Знаете ли вы, что...

Информацию размещают сами родители, демонстрируя не только свою компетентность, но и заинтересованность в ознакомлении с важной информацией других родителей и педагогов

Рубрика содержит короткие сообщения о новых

исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы

Потеряшка

Родители знают вещи своих детей и забирают их домой, не оставляя невостребованными в течение года

Здесь находятся потерянные детьми вещи

Поздравляем

Родители не забывают письменно поздравлять педагогов с праздниками и днями рождения

Рубрика показывает, что рождение ребенка значимо не только для его родителей, но и всего детского коллектива. Лучше иметь возможность разместить на стенде коллективную поздравительную работу, которую затем ребенок может взять домой.

Поздравление родителей с праздниками, событиями способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения

Для повышения эффективности представленных разделов информации следует соблюдать ряд правил, обеспечивающих  реализацию компетентностного подхода в работе с родителями.

  1. Следует обеспечить динамичность информации (периодичность ее смены должна  быть разной — от ежедневной до ежемесячной).

  1. Необходимо четко  определять адресат и источник информации (для кого  она предназначена и откуда взята).

  1. Содержание информационного  воздействия  должно быть  разным  (от  информативного характера до проблемного и исследовательского, что связано с установкой  на побуждение родителей к поиску информации.

Таким  образом,   реализация компетентностной основы в формах работы дошкольного учреждения  с семьей позволяет перестроить взаимоотношения  субъектов  воспитания, организовать взаимную активность,  ответственность и  осознать общие результаты  в процессе воспитания ребенка в детском саду  и семье.

    Традиционные формы  работы  с семьей содержат необходимый воспитательный, обучающий потенциал воздействия на родителей при условии их реализации в логике установок компетентностного подхода. Это  означает, что работа с семьей строится на принципах самостоятельности, сознательности и активности родителей как полноправных участников воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.


Литература

1.  Антонова Л.К. Организация здоровьесберегающего    пространства «Детский сад — семья» //    http://pedsovet.org/component/    option,com_mtree/task,viewl ink/    linkjd,3679/ltemid,118.

2.  Арнаутова Е.П. Об игровой компетентности  родителей  дошкольников // Детский сад от А до Я. 2006.    № 5. С. 95-110.

3.  Важнина  В.А.  Нетрадиционные    формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // http://    www.moi-detsad.ru/metod8-15.    htm.

4.  Давыдова  О.И., Майер А.А. Работа дошкольного образовательного   учреждения  с родителями:  компетентностный подход: Учеб. пос.    Барнаул, 2010.

5.  Давыдова  О.И., Майер А.А. Работа   с родителями детей, не посещающих ДОУ, в группе по подготовке к    школе: Учеб.-метод. пос. Барнаул,   2007

6.  Доронова Т.Н.  О взаимодействии    дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное    воспитание. 2000. № 3. С. 87-90.

7.  Основные направления  в организации   взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи    //  http://pedsovet.org/component/  option,com_mtree/task,viewlink/   linkjd,5346/ltemid,118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание из опыта работы «Экология и мы!»

   Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей;     Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой...

Конспект нетрадиционного родительского собрания из опыта работы:«Проблемы воспитания детей раннего возраста»

Цель:  Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;-...

Нетрадиционная техника рисования (из опыта работы)

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию....

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...

Как познакомить родителей с детским садом в нетрадиционной форме (из опыта работы)

От того, как пройдет первое знакомство, засисит эффективность  взаимодействия родителей и дошкольного учрежденя в дальнейшем. Представленная форма знакомства будет интересна родителям,т.к. постро...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....