Выступление на педсовете. "Уголок книги в детском саду"
материал

Ширнина Оксана Владимировна

Организация книжного уголка в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_knizhnogo_ugolka.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст

Наполнение уголка

Педагогическая работа с детьми

Правила поведения в уголке книги

Младший дошкольный возраст

Выставляется, как правило, немного, 4 – 5 книги. Могут быть представлены два-три экземпляра одинаковых книг.

• Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.

• Отдельные картинки,

наклеенные на плотную бумагу.

• Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

Особое предпочтение книжкам – картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки-игрушки и др.

Воспитатель учит:

• внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;

• побуждать пересказывать отдельные эпизоды;

• обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

• Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.

• Приучать рассматривать книги и картинки только там.

• Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

- брать книги только чистыми руками;
- перелистывать осторожно, не рвать;

- не портить, не использовать для игр;

- после просмотра ставить на место.

В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам:

• Родина

• Труд людей

• Родная природа

• Игры детей

• Предметные картинки и др. по программе.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

В младшей и средней группе – 2-3 иллюстрации.

Темы, используемые в течение месяца:

1-2 – мир явлений, общественная жизнь, 1 тема – природа (тема постоянная, однако, материалы постоянно обновляются).

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста

Возраст

Наполнение уголка

Педагогическая работа с детьми

Работа с детьми

Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные пристрастия.

Принцип организации – удовлетворение многообразных интересов детей.

1

2

3

4

Старший дошкольного возраст

Художественная литература

Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:

- 2-3 сказочных произведения, стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);

- 2-3 книги о животных и растениях;

- книги, с которыми детей знакомят на занятиях;

- книги для расширения сюжета детских игр;

- юмористические книги с яркими смешными картинками (Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
- «Толстые» книги;

- книги, которые дети приносят из дома.

Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

- Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;

- Способность совместному рассматриваю и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;

- Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;

- Закрепить интерес дошкольников к сказкам;

- Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;

- Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.

• Закрепляются правила обращения с книгой.

• Принимают участие в самостоятельной починке книг.

• Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие – нет.

Иллюстрации

К различным тематикам:

- Родина

- Труд людей

- Родная природа

- Игры детей

- Предметные картинки

-Иллюстрации к прочитанным произведениям

- и др. книги по программе.

- Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта.

«Толстые» книги читают в течение длительного времени. Рассматривание, знакомство и различными предметами, и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

- Педагогическая целесообразность.

- Учет возрастных особенностей детей.

- Эстетика оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4 тематики: 2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1- природе.

Альбомы для рассматривания

Специально созданные художника и альбомы на разные темы («Разные звери» Е. Чарушина и др.) Альбомы и, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)

Детские журналы

В подготовительной группе выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.)

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.

Педагогическая целесообразность.

Учет возрастных особенностей детей.

Эстетика оформления.

Библиотека

В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки-малышки)

Знакомим с библиотекой. Чтение книг и рассматривание иллюстраций. Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.

Составление картотеки

Тематические выставки

Тематика

Педагогическая работа с детьми

Требования

  к организации выставки

Цель выставки – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему.

Основная тематика:

  1. Важные события, даты:

- День флага

- День города

- День защитника Отечества

- Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.)

- День 8марта

- День космонавтики

- День победы

- Народные праздники «Масленица» и др.

2. Социокультурные связи:

Дни рождения, юбилеи писателей и поэтов. Дни детской книги (в каникулярный период).

  1. Беседы с детьми, занятия;
  2. Подбор различных материалов:

• книг;

• иллюстраций художников, открыток;

• значков;

• скульптура малой формы, фотографий;

• детских рисунков;

• и др. экспонаты.

  1. Оформление вместе с детьми. Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
  2. Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
  3.  Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
  4. Формирование культуры поведения (этикет).
  5. Посещение выставок в других группах.

Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.

Младшие группы – 1-2 в конце года (после адаптационного периода).

Средняя группа – 3-4 раза в год.

Старший дошкольный возраст 5-6 и более.

Тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

• предстоящий праздник;

• юбилей писателя, художника-иллюстратора;

• предстоящий утренник;

• особо тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния

• выставка не должна быть длительной по времени.

Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план проведения Недели детской книги в детском саду.

Примерный план мероприятий проведения Недели детской книги в детском саду....

Неделя детской книги в детском саду

Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в более старшем возрасте сами читать книги. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет ...

Декада детской и юношеской книги в детском саду

Декада детской и юношеской книги  в  детском саду...

Выступление на педсовете. "Уголок книги в детском саду, методика организации работы"

Уголок книги в детском саду, методика организации работы....

Конспект мероприятия на тему: «День книги в детском саду», в рамках Недели детской книги

Конспект развлечения для детей старшей возрастной группы...

Планирование в старшей группе по теме "Неделя детской книги в детском саду"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Неделя детской книги"...

Выступление на Педсовете "Уголок природы в группе"

Значение уголка природы:1. у детей формируется  чувство  необходимости растений;2. развиваются представления о растениях;3. закладываются основы заботливого, бережного отношения к комнатным ...