Конспект открытого занятия в подготовительной группе 19.03.2020 год "В мире музыки"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Романюта Екатерина Алексеевна

Цель: Познакомить детей с творчеством Д.Б. Кабалевского, и закрепить знания о творчестве П.И.Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " В МИРЕ МУЗЫКИ"34.48 КБ
Файл САМОАНАЛИЗ27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с творчеством Д.Б. Кабалевского, и закрепить знания о творчестве П.И.Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи.

обучающие:
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух

 в процессе певческой деятельности;

-познакомить детей с историей появления деревянных ложек, обучить   приемам игры ;

- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас новых слов (хор, дирижёр, ансамбль).

развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание;

- способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитательные:

  • воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
  • Воспитание интереса к игре на  музыкальных инструментах

 ( ксилофонах,трещетках,бубенцах. ложках).

- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- побуждать детей к двигательным импровизациям;

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

здоровьесберегающие:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

- формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;

- снижение зрительного напряжения;

- снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Образовательные: формировать основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Продолжать знакомить с творчеством П.И.Чайковского. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.

Формировать  ритмические способности и навыки коллективного сотрудничества  в игре на музыкальных инструментах в оркестре.

Планируемые результаты

- Сформированы представления об истории создания «Детского альбома»;

- Дети способны отличать звучание пьес из «Детского альбома»;

- Дети испытывают потребность в восприятии музыки П.И.Чайковского

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, портреты композиторов,иллюстрации к произведениям, стол, стулья  (по количеству детей),детские народные инструменты для игры в оркестр, поставка для дирижера, мальберты с магнитами.

Словарные слова:( цикл, дирижер, народный артист)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,

речевое развитие.

ХОД  НОД

Дети входят в зал парами  под спокойную  музыку  встают  полукругом.

Муз. рук.:(говорит на  фоне музыки)

Ребята, я очень рада вас видеть. у меня прекрасное настроение, очень хочется поделиться им с вами.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

Обращаю  внимание на  гостей.

Муз. Рук.: К нам пришли гости. Скажем доброе утро нашим гостям.

Сначала мы будем говорить шепотом....

А теперь громко......

А сейчас грустно.....

А сейчас радостно и весело....

Ну что, настроение у всех поднялось?

Дети: Да!

Тогда предлагаю вам размяться и станцевать парный танец с переходами.

Танец- игра : « Побежали  парами скорей »- остались в парах.

   

Муз рук: Ребята,  давайте   поприветствуем друг- друга музыкально, но для начала нам необходимо разогреть свой голосовой аппарат.

Чтобы научиться красиво петь, подготовим наш голосок, и сделаем горлышку массаж.

  Самомассаж «Голосок проснись»

Снизу вверх, сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш, проснись!

Сверху вниз, снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

В пении нас ждет успех!

Муз рук: Наш голосок готов для пения, и для приветствия.

Музыкальное приветствие: «Начнем сейчас занятие»- после приветствия дети проходят к стульчикам и присаживаются.

Муз рук:  Ребята ,  сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством еще одного  композитора- Д.Б. Кабалевского. Это известный  советский композитор. Дирижер, пианист и педагог. Народный артист СССР.

Родился 30 декабря 1904 г. в Санкт- Петербурге в семье математиков.

Свой  музыкальный  путь начал с 8 лет.

 Еще мальчиком любил играть на фортепиано, но жизнь сложилась так, что с 16 лет Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения. Так, в 1973 году в США состоялся фестиваль, на котором более 200 детей и подростков играли сочинения композитора.

 В дальнейшем сочинял музыку для симфонических оркестров, театральных постановкок, для хора, писал музыку и пьесы  для фортепиано. А также музыку для детей.

Прожил достаточно долго- 82 г. Умер в Москве.

(Муз рук читает стихотворение про клоуна. Дети отгадывают о ком идет речь)

Андрей Усачев

Клоун

Гаснет свет. Окончен бал...Человек ботинки снял.

Снял цилиндр, фрак, живот —Он ему немного жмет.

Отцепил свои часы, уши, бороду, усы.

И улыбку до ушей  спрятал в ящик от мышей.

Снял копну густых волос. Положил на полку нос.

И, вздыхая, лег в кровать... Завтра снова надевать!

Муз рук: Ребята. О ком шла речь в стихотворении? ( о клоуне).

  А кто такой клоун и где его можно встретить?

( Это человек, который работает в цирке и смешит зрителей)

Сегодня  вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно прослушайте пьесу «Клоуны» скажите, какая  музыка по настроению . (Прослушивание пьесы.) Веселая, задорная, озорная, бойкая, забавная,шутливая,живая.

- Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)

- Сколько частей вы услышали? (Три.)

Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)

Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это.

- Давайте попробуем стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые.( дети двигаются в соответствии характера музыки).

Музыкальный руководитель.

Танцевали вы прекрасно! Постарались не напрасно!

А пока вы все трудились,глазки наши утомились

Давайте сделаем гимнастику для глаз, повторяйте за мной.

7. Зрительная гимнастика «Лучик солнца»

Музыкальный руководитель.

Лучик, лучик озорной,(Моргают глазами)

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, покружись,(Делают круговые движения глазами).

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,(Отводят взгляд влево).

Лучик солнца я найду.

Взгляд я вправо отведу,(Отводят взгляд вправо).

Снова лучик я найду.

Закрываем мы глаза,(Закрывают глаза, расслабляют веки).

Открываем мы глаза,(Открывают глаза).

Вот какие чудеса!.

Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Ребята,скажите мне пожалуйста кто из советских композиторов очень любил своих племянников

и часто говорил: «Цветы, музыка и дети, составляют лучшее украшение жизни!!».

( П.И.Чайковский)

Как называется цикл пьес, в которых П.И.Чайковский выразил борьбу добра со злом, раскрыл музыкальную культуру других народов, показал весь богатый и сказочный мир ребенка, живущего фантазией и воображением? («Детский альбом». Этот цикл состоит из 24 пьес, который он посвятил своим племянникам и любимому племяннику Володе Давыдову). А также, думаю и всем детям, которые когда-либо слушали, и будут слушать эту музыку.

(муз рук приглашает детей встать и пройти в центр зала,в музыкальную гостинную П.И. Чайковского включает фрагменты произведений П.И.Чайковского, дети узнают и подбирают соответствующие иллюстрации и закрепляют   на мальберте)

Сейчас мы поиграем с вами в муз игру: «Узнай, что это за пьеса звучит».

(«Баба- Яга», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Мама», «Нянина сказка», «Сладкие грезы», «Похороны куклы»)

В конце прикрепляют портрет композитора П.И.Чайковского.

 Муз рук: сейчас мы на мгновение превратимся в любимых и азарных племянников композитора П.И.Чайковского и повеселим дядю,а если быть совсем конкретными, то поиграем в веселый оркестр.

 Давайте вспомним правила игры:

1.музыканты смотрят на дирижера и выполняют его команды.

2.играют ритмично,четко, дружно.

3. со сменой музыки двигаются по кругу, с окончанием, занимают свободные места и снова игра повторяется.

4. дирижер стоит в центре зала с дирижерскими палочками.

Рефлексия:
Дорогие ребята, вы такие молодцы, вы хорошие певцы, танцоры, музыканты.
Скажите, что больше всего понравилось на нашем занятии?

Ответы детей: ……………….
Муз. рук.
Желаю, чтобы вы и дальше продолжали заниматься музыкой.
Вслушайтесь, весь мир поет,
Шорох, свист и щебет!
Музыка везде живет,
Мир ее волшебен.
( Дети поют — прощаются с муз руководителем. «Закончилось занятие»

«До свидания»

(Выход  под  музыку)



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого музыкального занятия

в подготовительной к школе группе.

«Волшебный мир музыки!»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,

речевое развитие.

Цель:развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий.

Пробудить интерес к слушанию классической  музыке, к русским народным инструментам.

Задачи:обучающие:
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух

 в процессе певческой деятельности;

-познакомить детей с с пьсой « Клоуны» Д.Б.Кабалевского;

- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас новых слов (хор, дирижёр, музыкальная партия ).

развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание;

- способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитывающие:

  • воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
  • Воспитание интереса к игре на  музыкальных инструментах

 (трещетках, ксилофонах, бубенцах, ложках).

- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- побуждать детей к двигательным импровизациям;

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

здоровьесберегающие:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

- формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;

- снижение зрительного напряжения;

  • снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

-Предварительная работа:познакомить с  музыкальным творчеством и биографией П,И, Чайковского,с муз терминами( форте, пиано, пьеса, муз цикл, )

- научить детей дирижировать и управлять оркестром, подавая команды музыкантам. Добиваться слаженности и ритмичности в коллективе.

Оборудование:

- фортепиано;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- муз инструменты для оркестра;

- стулья детские – по количеству детей;

- стол детский, мальберт;магниты;

- наглядный материал ( портрет композитора Д.Б. Кабалевского,П.И. Чайковского. Картинки с изображением клоунов, иллюстрации к «Детскому альбому»)

Планируемый результат:

- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);

- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

- овладение навыками самомассажа.

                                                                                                                                                                                       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности.

Поэтому, на протяжении всего занятия я использовала классическую музыку и игры.

1. В начале занятия был организационный момент, в котором я детей переключила на гостей, затем дети исполнили муз приветствие: «начнем сейчас занятие!», которое настроило детей на позитивный лад, способствовало установлению доброжелательного психологического климата на занятии.    

2. парный игро- танец «Побежали парами» помог снять внутренний зажим, стимулировал общение в парах,а тактильный контакт способствовал  развитию доброжелательности, положительных и радостных эмоций.

3.Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы и приемы, в интересной и занимательной форме. В   процессе занятия использовались  

пальчиковая,дыхательная, зрительная гимнастики, самомассаж, стихотворение, беседа и диалог с детьми.

4.В процессе НОД ребята познакомились с творчеством Д.Б.Кабалевского и послушали пьесу «Клоуны», дали характеристику этому произведению и эмоционально откликнулись на 3х частную форму произведения, в котором 1 и 3 ч повторялась.

Цель была достигнута, дети обогатили знания о цирке, о профессии клоуна, о словарных словах: фрак, манеж.

  1. С помощью превращений и классической музыки мы перенеслись в музыкальную гостинную П.И.Чайковского. Насладились слушанием великолепных произведений из цикла «Детский альбом», передавали свои эмоции и чувства в движениях,дети рассказали  с большим интересом о содержании каждого  произведения, о племянниках   П.И. Чайковского. Подбирали соответствующие иллюстрации к пьесам.

5. Игра в оркестре осуществлялась с помощью главного руководителя — дирижера, который задает ритм, темп и концентрирует внимание музыкантов дирижерскими палочками и жестами. У детей развивался азарт. Каждый желал побывать в роли дирижера.От дирижера зависит то, как будет исполнена музыка. Настоящий дирижер — это серддце оркестра, ум и душа. Дирижер с французского означает- управлять, направлять.

Ребята старались передать четкий ритм, играли слаженно, эмоционально.Перед игрой вспомнили правила поведенияигры в оркестре. Прислушались к рекомендациям муз руководителя.

6.Форма занятия: дети занимались в парах, индивидуально, подгруппами, по цепочки,группой-коллективно.

7.Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям. Дети с увлечением выполняли все задания. На занятии были активны и эмоциональны. Им было интересно узнавать знакомые произведения, петь выразительно и радостно песню и муз приветствие, танцевать и играть на муз инструментах.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном обьеме.

Характер взаимодействия педагога и детей доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы.В конце занятия ребята  выбрали свое настроение из предложенных  иллюстраций.( веселый, грустный клоун).

В конце занятия дети и муз руководитель попрощались, пропев свою партию по очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия (подготовительная группа ОНР) Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

Конспект открытого занятия (подготовительная  группа ОНР).Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительная группа. ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».

Открытое занятие "Расти здоровым"  (ознакомление с органами пищеварения, советы по правильному питанию)...

Конспект открытого занятия, подготовительная группа «о главном»

Продолжать формировать представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни: прививать потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям сп...

Конспект открытого занятия подготовительной группы на тему "Воронеж"

Правильно, наш город называется Воронеж. Это наша малая Родина.А вы ребята что знаете о Воронеже? Почему его так называют?Воронеж-столица Черноземья, один из красивейших городов России. Он обладает бо...

Конспект открытого занятия_подготовительная группа_Первая охота

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Пересказ рассказа  «Первая охота» ( по В. Бианки.) ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отоб...