Экспериментальное исследование «Развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Заборова Анастасия Константиновна

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.

Содержание эксперимента

С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальном исследовании участвовали дети старшей группы №10 МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Заволжска. Всего принимало участие 14 детей.

План исследования:

1. Проведение первоначальной диагностики

2. Проведение музыкально-дидактических игр, составление индивидуальных карт на каждого ребёнка.

3. Отслеживание результатов.

4. Проведение итоговой диагностики.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности;
  2. Выявить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnoe_issledovanie.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальное исследование «Развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.

Содержание эксперимента

С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, была проведена диагностика чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальном исследовании участвовали дети старшей группы №10 МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Заволжска. Всего принимало участие 14 детей.

План исследования:

1. Проведение первоначальной диагностики

2. Проведение музыкально-дидактических игр, составление индивидуальных карт на каждого ребёнка.

3. Отслеживание результатов.

4. Проведение итоговой диагностики.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности;
  2. Выявить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Формой проведения эксперимента были музыкальные занятия, а также индивидуальные работы с детьми, которые проходили два раза в неделю. Последнее из которых является контрольным.

Приёмы и методы, используемые в работе: побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Этапы эксперимента: 

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

I этап - констатирующий эксперимент.

Первый этап проходил в старшей группе детского сада. С детьми данной группы я провела диагностику по программе «Ладушки». Целью, которой являлось выявление первоначального уровня развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления данного уровня развития чувства ритма были проведены различные задания, которые включали в себя музыкально - дидактические игры и ритмические упражнения.

Первая серия заданий была направлена на формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) Детям были поставлены для прослушивания три музыкальных произведения П. И Чайковского: "Марш деревянных солдатиков", " Полька" и "На слонах в Индии" муз. А. Гедике.

Я наблюдала следующие показатели. У детей отмечена неуверенность, робость при выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны. Дети не обладают запасом движений. Многие дети просто повторяют движения других детей.

Критерий формирования музыкально-ритмических движений:

1 балл - если движения соответствуют характеру музыки, при этом

ребенок самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения, т.е. характера, образа каждого музыкальной фразы.

0 баллов - если движения не соответствуют характеру и ритму музыки, отказ. Ребенок ориентирован только на начало и конец звучания произведения, а также на счет и показ взрослого.

Вторая серия заданий была направлена на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента или попевки. Здесь использовались песенки «Андрей-Воробей» и «Я иду с цветами». Дети с большим интересом выполняли задание, даже там, где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

По результатам этих данных я выявила три уровня: высокий (3 балла), средний (2-1 балла) и низкий (0 балл)

Высокий уровень - ребенок правильно воспроизводит ритм, осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.

Средний уровень - воспроизводит то ритм, то метр или только метр, воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя

Низкий уровень - ребенок действует беспорядочно, не может показать ритмический рисунок произведения после подробного разбора и показа его руководителем.


II этап - формирующий эксперимент

Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, из общего количества детей старшей группы была отобрана экспертная подгруппа в количестве 7 человек. Формирующий эксперимент включал в себя занятия, которые проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

В первую неделю были проведены 2 музыкально-ритмические игры такие как:

Игра «Дорожка»

Цель: формирование дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.        

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Во вторую неделю было так же проведено 2 музыкально - дидактических игры, такие как:

«Определи по ритму».

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа   ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

«Музыкальные загадки».

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Ритмические упражнения:

Упражнение "Козлик" А.Н. Зимина. Цель: Развитие чувства ритма

Серенький козленок, маленькие рожки. Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь, козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь, козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок - козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!

В третью неделю было проведено 2 музыкально-ритмические игры такие как:

«Тук-тук, молотком»

Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры: выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук-  тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им, но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –палочкой по треугольнику.

«Весёлые подружки»      

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

Ритмические упражнения:

Игровое упражнение "Угадай". А. Н. Зимина. Цель: Развитие слухового внимания, ритмичности

Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят: - Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, увидала комара - закричала…

На слово "комара" ребенок поднимает бубен вверх. На слово "закричала" круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит "Ква - ква - ква", ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

В четвертую неделю было так же проведено 2 музыкально-ритмические игры такие как:

«К нам гости пришли»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).  Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

   «Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

   Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

«Зайцы»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

С целью проверки решения задач и поставленной гипотезы, мной был проведен следующий

III этап - контрольный 

Цель: Выявление динамики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

На контрольном занятии были предложены следующие задания:

1. Показать музыкально-ритмические движения под музыку различного характера.

Детям было предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски "Калинка-малинка". При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом. Каждый проявил себя довольно оригинально, повторных движений практически не наблюдалось, а ритмических ошибок стало значительно меньше.

2. Показать музыкально-ритмические движения, соответствующие ритму музыки. Детям было предложено исполнить марш из оперы "Фенелла" Ф. Обера. Соответственно этому дети маршировали в исходном регистре - обычным шагом, в верхнем регистре - на носках. Движения детей были очень выразительными и четкими.

3. Прохлопывание ритмического рисунка определенного музыкального фрагмента. Это задание было направлено на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка из попевки Е. Тиличеевой "Летчик".

Проведенная экспериментальная работа оказала положительный результат на ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент осуществлялся на всех занятиях на материале детского музыкального репертуара, а также применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании. Использовался доминантный вид занятия, где ведущей формой проведения была игровая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с музыкальными инструментами»

Выступление из опыта работы: «Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования игр с музыкальными инструментами»...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...