Деловая игра
методическая разработка

Балчый Рашида Олеговна

Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_kafe_problem.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Мировое кафе».

Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться.

Участники делятся на три группы и в ходе работы находят ответы на самые актуальные вопросы в свете ФГОС ДО. 

Ход игры

– Уважаемые коллеги, так как уже не раз было отмечено, что ведущим видом детской деятельности является игра, мы предлагаем вам поиграть в деловую игру «Мировое кафе». Правила игры Вам будут объявлены чуть позже, а сейчас нам необходимо определить участников игры.

Предлагаю  каждому участнику один билет с вопросом. Дается несколько секунд на подготовку. Вопросы задаются по порядку, ответившему выдается цветная карточка. (Всего три цвета – три стола обозначены различным цветом). Педагоги рассаживаются в соответствии с цветом полученной карточки.

ВОПРОСЫ:

1. Когда принят ФГОС ДО? (17. 10. 2013 № 1155). В каком году он вступил в силу? (1 января 2015).
 

2. Каков объем времени реализации части программа формирующуюся участниками образовательного учреждения?(Не более 40%).
 

3. Назовите направления развития ребенка? (Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое).

4. В какой из образовательных областей решается задача развития игровой деятельности детей? («Социально-коммуникативное»).

5. В какой из ОО решается задача практического овладения воспитанниками нормами речи? («Речевое развитие»).

6. Какие разделы включает ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста? («Познавательное развитие»).

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками? (Социально-коммуникативное развитие).

8. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

– Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделилились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола.

Обратите внимание на правила работы кафе:

  • Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
  • Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
  • Говорите открыто и от всего сердца.
  • Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
  • Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
  • Работайте – не сидите на «трибуне»
  • Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
  • Получайте удовольствие!

– Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы бумаги, разного цвета и разного размера), и мы предлагаем Вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе, т.е. ровно через 20 минут, мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.

У каждого стола разные вопросы для обсуждения:

  • Какие результаты от внедрения ФГОС ДО Вы ожидаете?
  • Назовите три принципиально новых признака ФГОС ДО.
  • Сформулируйте три значимые проблемы, которые, по Вашему мнению, препятствуют внедрению ФГОС ДО.

Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола, но кроме этого, вам необходимо будет выполнять определенные задания. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-7 минут для работы за одним столом.

А сейчас мы начинаем нашу деятельность. Все мы понимаем, что образовательная среда ДОУ – многокомпонентная модель. На первом месте в перечне стоит РППС.

1 задание

Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.

1 команда. Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда. Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Задание для зрителей.

– В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Перед вами целевые ориентиры ФГОС ДО. Разделитесь на подгруппы, Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

2 задание

Каждая команда выбирает карточку с определенной темой недели (приложение 3), за 5 минут нужно создать модель образовательной среды по теме данной недели (не зависимо от возраста):

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

  • 1 группа – развивающая среда
  • 2 группа – совместная деятельность
  • 3 группа – взаимодействие с семьей и социальными партнерами.

3 задание

– Вам необходимо продолжить фразу «Современный педагог, какой он?», и ответить на вопрос «Какие личностные качества необходимы педагогу для успешного овладения ФГОС?» Перечислите профессионально важные качества, необходимые современному педагогу в области дошкольного образования.

Команды озвучивают свои ответы.

Вывод: Примените эти качества для себя. Может быть, у каждого они будут на разном уровне. Но если все эти качества вам присущи, то значит, ВЫ уже современный воспитатель.

– А сейчас мы приглашаем тех педагогов, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные в начале игры вопросы.

«Хозяева столов» формулируют ответы на поставленные в начале вопросы, происходит совместное обсуждение выводов.

Приложение 3

Один дома (безопасность)

Моя семья, мой дом

Весна, весна на улице

Приложение 4

Целевые ориентиры ФГОС ДО:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

В помощь педагогам при затруднениях:

 Какие результаты от введения ФГОС ДО Вы ожидаете?

  • улучшение качества образования;
  • реализация на практике возможностей индивидуального подхода;
  • творческий и продуктивный характер деятельности педагога;
  • создание условий для профессионального саморазвития педагога;
  • развитие дошкольного образования в России.

Три принципиально новых признака ФГОС ДО:

  • усиление роли индивидуализации ребенка;
  • учет этнокультурных особенностей в едином образовательном пространстве;
  • более широкие возрастные рамки (от 2 мес. До 8 лет);
  • новый тип структурирования содержания по образовательным областям (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие);
  • возросшая роль родителей как субъекта образования.

Три значимые проблемы препятствующие введению ФГОС ДО:

  • недостаточность методического и материального обеспечения;
  • большая наполняемость групп:
  • недостаточная квалифицированность педагогов:
  • пассивность и неготовность родителей к сотрудничеству.

Воспитатель XXI века. Какой он? Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессионал. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обаятельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши слова, жесты, манеру поведения, позу.

Не надо забывать, что воспитатель XXI века - это ещё и творческий человек. Имея педагогическое образование и повышая свой профессиональный уровень, владея новыми технологиями и разнообразием программ, воспитатель XXI века планирует и разрабатывает интересные интегрированные занятия, досуги, развлечения, вносит игровые и сюрпризные моменты, участвует совместно с родителями в проектной и исследовательской деятельности.

Воспитатель XXI века на сегодняшний день должен владеть современными информационными технологиями и внедрять их в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, искать новые методы и формы использования ИКТ в работе с детьми, повышать компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов и т.д.. Воспитатель XXI века широко использует в своей работе электронную почту, благодаря которой появилась неограниченная возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных досугов и развлечений с родителями, коллегами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...