Программа по самообразованию художественной направленности "Солнечный круг"
рабочая программа (подготовительная группа)

Дополнительная программа по народному творчеству для занятий с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дополнительная программа139 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 269»

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ:

протокол №

от

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 269»

  _____________М.Ю. Бехт.

План самообразования воспитателя по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям,

праздникам и обычаям».

(на 2019 – 2020 учебный год)

                                                             

Направленность:                                           художественная

Срок реализации:                                          9 месяцев

 

 Возраст    обучающихся:                             6 – 7 лет

Автор – составитель                                     Рубцова Людмила Семеновна                                                                                          воспитатель

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                               

 

г.Барнаул

                                                                                                                   СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1Пояснительная записка ………………………………………………………………2

1.2 Цели и задачи  самообразования………………………………………………6

1.3  Возрастные особенности…………………………………………………………..7

2.Содержательный раздел

2.1Индивидуальный план по самообразованию…………………………10

 3.Организационный раздел    

3.1 Методическое обеспечения программы………………………………….15.

3.2 Список литературы……………………………….…………………………………..15

3.3 Планируемый практический выход… ………………………………………17

3.4 Заключения……………………………………………………………………………….19

1

1.1Пояснительная записка

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2019 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 г.

                         

         Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную    педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций        

возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры                                                                                           и образования.                                  

                                                              2                                                                        

        Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

        Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.                                                                                                                      

К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории              современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных                                      отношений, лучших отечественных традиций предоставляется актуальным.

                                                           3                                                                      

        Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.

        Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

        Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации                    

 заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

        Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого

                                                             4

человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.

        Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

        Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

        У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст-период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.                                                

                                                        5

     1.2 Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного исскуства ;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям на основе национальностей проживающих в Самарской области» для выступления на педсовете;
  7. Подготовить материал и принять участие в семинаре по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
  8. Подготовить консультации для родителей.

                                                            6

  1.3 Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет  

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют

 обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных

                                                            7  

деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им

объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнение

                                                             8

со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

                                                           9

2.1 Индивидуальный план по самообразоваю

Название, цель

Вид деятельности

Итоговый результат/материал для родителей

1

«Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит»

Цель: продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с признаками октября, с народным земледельческим календарём.

Р. Н. игра «Вью я капусточку

(закрепление)

  «Никанориха»  

Консультация для родителей Октябрь – «Хмурень»

2

«Нет роднее дружка – чем родная бабушка»

Цель: Продолжать воспитывать у детей уважение  к старшему поколению»

Лепка поделок из соленного теста

Поделки из соленого теста ко дню пожилого человека

3

Осень запасает, зима поедает»

Цель: Знакомство

 С пословицами и поговорками о готовности к зиме.

Рисование:  «Здравствуй, здравствуй красавица – Осень»

Конкурс поделок из природного материала «Дары Осени

4

«Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит»

Цель: продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с признаками октября, с народным земледельческим календарём.

Пальчиковые игры

Капуста. Огород.

Консультация «Магия овощей»

5

«Ноябрь ворота зимы»

Цель: формировать представление об осени. Познакомить с названием

ноября в старину.

Заучивание пословиц и поговорок о ноябре

Развлечение «Русская сказка всем сказкам сказка»

6

«Не будет и скуки, если заняты руки»

Цель: знакомство с народным рукоделием- ткачеством.

Рассматривание  иллюстраций  «ткацкие станки»

Половики самотканые.  

Консультация для родителей «Ноябрь – ворота зимы»

7

«Встреча в музыкальной гостиной

Цель: познакомить детей с русским народными инструментами. Различать их  звучание

Игры на народных музыкальных инструментах

Предложить родителям сходить с  детьми  на концерт народной музыки

8

«При солнышке тепло при матери добро»

Цель: заучивание пословиц и поговорок о матери. Продолжать воспитывать уважение  к матери

Заучивание пословиц о матери

Изготовление подарков ко  дню матери

Рисование портрета мамы папы и ребенка

Развлечение

«день матери»

9

«Декабрь  год кончает, зиму начинает»

Цель  о зиме: формировать представление детей  на основе знакомства с существенными признаками декабря

Заучивание пословиц, поговорок о зиме.

Ширма: «Декабрь – студенец»

10

«Зимние забавы»

Цель: познакомить детей с зимними забавами детей в старину. Заучивание считалок

Заучивание    загадок  о зиме

Р-н. Ира « Два мороза

Консультация: «Игрушки океан детских желаний»

11

«В гости к хозяюшке»

Цель: знакомство  с зимней  одеждой крестьян

Рассматривание люстраций зимней одежды крестьян.

Просмотр мультфильма  «12 месяцев»  обратить внимание на одежду   героев

Поручить родителям подборку мультфильмов, где можно проследить одежду наших предков.

12

«Новый   год у ворот»

Цель: расширять знания детей о празднике Новый год. О традициях, обычаях, поверьях.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр слайдов.

Изготовление  подарков к новому году (соленое тест

Конкурс «Здравствуй,  что ли новый год!»

13

«Месяц январь – зимы государь»

Цель: формировать представление о зиме на основе знакомства существенными признаками  января.

Повторение загадок о зиме.

Чаепитие «А мы встречаем Новый год!!!»

14

«Рождество, Святки»

Цель: Приобщать детей к миру общечеловеческой культуры  через знакомство библейским сюжетом. Продолжать знакомит  с традициями своего народа.

Разучивание колядок

«Январь – крыша зимы»

Изготовление кормушек.

15

«Кукла – самокрутка»

Цель: Знакомство с традициями изготовления кукол самокруток из ткани. Воспитывать интерес  к народным традициям изготовления кукол

Рассматривание  «Колядовщиков»  иллюстрации, слайды.

Изготовление кукол самостоятельно

Презентация костюмов  «Колядовшики»

Развлечение «Пришла коляда»

16

«Февраль зиме рог сшибает»

Цель: Продолжать формировать представление о зиме на основе знакомства  с признаками февраля. Учить устанавливать разнообразие связи в  природе.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение книг

 Заучивание пословиц

Ширма  «Февраль – бокогрей»

17

«На героя и слава бежит»

Цель: Знакомство с русскими героями  Г. Победоносец. Обогащать знания детей  о прошлом своего государства, его героях. Воспитывать уважения к прошлым о настоящим защитником России

Поделки к 23 февраля

Изготовление подарков к 23 февраля Заучивание пословиц о силе, мужестве, отваге

Стенгазета «Наши защитники»

18

«Люби и помни край родной»

Цель: воспитывать у детей любовь к родному городу. Заучивание пословиц о любви к родной стороне

Рисование.  Люблю тебя мой  Барнаул»

«Их именами названы улицы Барнаула»

«Великие полководцы»

Фото отчет  «моё любимое место в Барнауле!»

19

«Масленица»

Цель. Приобщать детей к миру общечеловеческой культуры через знакомство с праздничными традициями русского народа.                    

Заучивание частушек о масленице.

Просмотр слайдов  «Широка ты масленица»

Заучивание частушек о масленице.

Просмотр слайдов  «Широка ты масленица»

Развлечение  «Наша Масленица»

20

«Март и снегом веет и солнцем греет»

Цель: Формировать представление детей о весне на основе  знакомства  с признаками марта, с народным земледельческим календарем.

Повторение загадок о весне, пословиц, поговорок

Ширмы:

«Весна!»

«Март – утро года»

«Сороки»

21

«Грач на горе  - весна на дворе»

Цель: Расширять представление о перелетной птице – граче. Познакомить с обрядом заклинания весны

Лепка из

теста птичек.

Выставка птичек

22

«Сороки»

Цель: Познакомить детей с  народным праздником  Сороки, обрядами, пословицами, поговорками, связанными с этим праздником.

Повторение загадок о весне, пословиц, поговорок

Разучивание загадок о перелетных птицах.

Выставка птичек

23

«Апрель водою славен, почками красен»

Цель: Продолжать формировать представление о весне на основе  знакомства с признаками апреля, с земледельческим календарем.

Слушанье в записи: Пасхальный перезвон

Ширмы

«Апрель – водолей»

«Благовещенье»

24

«Благовещенье»

Цель: создать условия для погружения в культуру русского народа.

Повторение закличек о Весне – краснее

Ширма «Вербное воскресение»

25

«Пасха»

Цель: познакомить с традициями праздника, обычаями. Обеспечить эмоционально психологический настрой.

Просмотр слайдов «Пасхальная неделя»

Поделки к Пасхе

«Пасха»

Развлечение «Пасха»

26

«Весенний день – год кормит»

Цель: формировать  представление  о посевных  работах крестьян. Орудиях труда того времени. Воспитывать уважение  к человеку труженику.

Консультация «Традиция хлебосольства на Руси»

27

«Ай, ай, ай,  месяц май, не холоден, так голоден»

Цель: Продолжать  формировать представление о весне на основе знакомства с признаками мая.

Заучивание пословиц, поговорок о весне.

Работа на участке

«Озеленим наш участок»

28

«День Победы»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная». Нашей страны.  Дать представление о том, что она была освободительной. Воспитывать уважения к защитникам

Оформить уголок «Вечная память героям!

Выставка рисунков «Нам не нужна Война!»

Заучивание стихов к празднику.

«Выставка с помощью родителей «Наши защитники»

Презентации защитников ВОВ

29

«Зачем клад если в семье лад»

Цель. Продолжать воспитывать любовь к  своей семье

Разучивание пословиц поговорок  о семье.

Рисование моя семья.

Подарки ко дню семьи

                 3.Организационный раздел    

  1. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо:

- краски, гуашь;

- бросовый материал;

- материалы для изготовления соленного теста;

- картотеки загадок, потешек, стихов;

- иллюстрации по народному творчеству;

- музей  и др.

                                                       

               3.2 Список литературы для самообразования по теме:

  • Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
  • Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
  • Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

                                                             

                                                               15

  • Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
  • Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.
  • Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей. // Управление ДОУ, №1, 2013.

                                       

  • Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.
  • Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми

дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона.- Ульяновск :УИПК ПРО, 2003.                            

  • .Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в                                                                                                        детском саду. Москва: ТЦ Сфера,                                                          
  • Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
  • Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.
  •  Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  • Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.

                                                  16

  • ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.
  • Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.
  • Шагарова Т.В., Косарева О.А., Майданкина Н.Ю. Программа «Сенгилеевское Белогорье». Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.
  • Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  •  Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
  •  Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.:                                                                                                                                                                                              Творческий центр «Сфера», 2015.
  • Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
  •  Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
  •  Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

                                           

   3.3 Планируемый практический выход:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;

2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;

                                                                 17

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;

5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;

7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, заклички, поговорки;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

       

                                                         18

                                                 Заключение.

     Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

     Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

     Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

     Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

                                                                      19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию "Солнечный круг"

Программа "Солнечный круг" по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о причинно-следственных связях, связанных с сезонными изменениями в природе....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...

Рабочая программа по образовательной технологии "Волшебные круги Эйлера" для детей от 4 до 7 лет

Целью работы по программе является - развитие и совершенствование связной речи и активной познавательной деятельности дошкольников....

программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...

Программа саморазвития воспитателя Тема: Программа по самообразованию «использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний (средняя группа)» 2022 – 2023г.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...