Программа по экологическому воспитанию "Солнечный круг"
методическая разработка по окружающему миру

Дронина Наталья Александровна

Программа "Солнечный круг" по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о причинно-следственных связях, связанных с сезонными изменениями в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия на программу «Cолнечный круг»

экологического образования детей старшего дошкольного возраста разработанную  Дрониной Н.А.  воспитателем МБДОУ ДКСВ №27 «Филиппок» г. Нижневартовска

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, новых технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начинали учиться в школе. Экологическое образование дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ – первом звене системы непрерывного образования. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры. Это целенаправленный процесс. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в игре, труде, в быту) Вопросы привития навыков основ экологического образования  старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах С.А.Веретенникова, Л.П.Молодова, В.А.Дрязгунова,  Е.Ф.Терентьева, С.Н.Николаева, В.А.Дрейер, О.А. Воронкевич, М.М.Марковская, Л.Г.Нисканен, М.В.Лучич,  О.В. Дыбина, Н.Ф. Реймерс, Е.В.Гончарова  и др.  Анализ этнопедагогических трудов В.Ф.Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, И.С Портнягина, И.И. Портнягина, А.А.Сергина, К.С.Чиряева, Н.К.Шамаева и др. позволяет определить те или иные научные подходы к основам экологической культуры на основе народных традиций. Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения экологической культуры  детей в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался. Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

-объективной необходимостью более раннего освоения ребенком  основ экологической культуры, понимание важности экологического воспитания, осознанно-правильного отношения к природе, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам экологического воспитания и не имеющих в своём арсенале воспитателя – эколога;

-потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в природе и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;

-важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и
недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему - поиск путей и способов обеспечения экологического образования детей в ДОУ, и обосновать разработку программы «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок» автором Дронина Н.А.. Целью разработки модифицированной, образовательной программы «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок» является обобщение педагогического опыта по привитию детям привитию детям основ экологической культуры при помощи особой организации игровой деятельности, насыщенной играми, беседами, наблюдениями, опытами и экспериментами, разработка и апробация  индивидуально-групповой программы по привитию детям основ экологического образования и осознанно-правильного отношения к природе в условиях ДОУ. Задачами программы явилось: формирование у детей элементов экологического сознания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений; формирование у детей практических навыков и умений  в разнообразной деятельности в природе; воспитание гуманного отношения к природе (растениям и животным).

Основное содержание программы направлено на формирование  у   ребенка   осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам,    которые окружают его, и с которыми он знакомится  в  дошкольном детстве. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Программа базируется на признании дошкольного возраста как особого, уникального по своей значимости периода в жизни человека. Поэтому в силу ее особенного значения для охраны жизни и здоровья ребенка, реализуется при соблюдении следующих принципов: доступности, интеграции, целостности, регионализме, полноты реализации, системности, сезонности, преемственности, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Выполнение задач программы «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок» осуществляется в процессе формирования механизмов игровой деятельности, трудового воспитания, развития речи, познавательного развития на основе ознакомления с окружающим социальным миром. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков у детей в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации сознательности и познавательной активности, в углублении знаний основ экологического образования. Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются: элементарный и каузальный анализы (причинные связи); сравнение, моделирование и конструирование; экспериментирование и опыты, методы поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников. Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и предусматривают коллективные, групповые, работа в парах, индивидуальные формы обучения.

Программа структурирована правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам подобного рода. Основное содержание работы по программе строится по направлениям: развитие у детей знаний о сезонных изменениях в природе и воспитание экологически грамотного человека. Организация процесса обучения подчиняется определенным педагогическим требованиям, учет которых способствует эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе. В зоне особого внимания стоит учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27  «Филиппок» автора Дрониной Н.А. для педагогов дошкольных учреждений представлен комплекс системы форм, методов и средств, позволяющих формировать компетентность у детей в области экологического образования, которая служит фундаментом дальнейшей подготовки экологически грамотного ребенка и  успешное обучение в начальных классах школы.

 В программе «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок» автора Дрониной Н.А. дается разработанная технология контроля за ЗУН в области экологического воспитания предлагается проведение мониторинга два раза в год (стартовый и итоговый) для изучения динамики формирования компетентности и внесения необходимых коррекций в ход учебно-образовательного процесса. Для определения уровней знаний, умений и навыков приведены диагностические задания, критерии оценки, качественное описание уровней знаний, даются критерии уровней (высокий, средний, низкий) для детей старшей и подготовительной групп. Программа «Солнечный круг» в МБДОУ ДСКВ № 27 «Филиппок» автора Дрониной Н.А. соответствует реалиям современного общества, актуальна, своевременна, полна и выполнена на высоком педагогическом уровне. Может быть рекомендована к реализации в ДОУ, а с некоторыми изменениями и учетом условий и в начальной школе.

Рецензент:

Ибрагимова Лилия Ахматьяновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета (НГГУ)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Программа по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам»

Программа по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ, рассчитанная на четыре года обучения...

ПРОГРАММА по экологическому воспитанию «Экологический патруль»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изме...

Вариативная программа по сенсорному воспитанию "Солнечные лучики"

Для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с дру...

Вариативная программа по сенсорному воспитанию "Солнечные лучики"

Предлагаю фото отчет по реализии вариативной программы по сенсорному воспитанию "Солнечные лучики"...

Программа по экологическому воспитанию "Экологическая мозаика"

Цель программы - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гар...

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...