Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
статья

Фадеева Татьяна Михайловна

Творческое воображение  детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое воображение  детей старшего дошкольного возраста

Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т. д.

Развитие творческих способностей личности является более эффективным в зависимости от того, насколько рано начинается данный процесс. В связи с этим, на современном этапе довольно большое число исследований посвящено развитию творческих способностей дошкольников, которые рассматриваются в разных аспектах. Вместе с тем эта проблема не утрачивает своей актуальности, что, на наш взгляд, связано с ее сложностью, отсутствием комплексного подхода к рассмотрению механизмов, методов и приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст традиционно рассматривают как сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития.

Л.С. Выготский, Н.В. Захарюта, Т.С. Комарова  и другие отмечают, что в дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется вхудожественно-творческой деятельности, например, в том, что дети уже могут создавать оригинальный замысел, воплощать его в своих рисунках, используют для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения.

Индивидуально-психологические особенности личности ребенка, помогают ему овладевать способами творческих действий, успешно с ними справляться, находить новые, оригинальные решения в тех или иных ситуациях. Кроме того, немалую роль в творческом развитии детей дошкольного возраста играют и волевые проявления, такие как самостоятельности и инициативность, которые помогают реализовывать творческое начало.

С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка.

В дошкольном детстве активно развиваются познавательные процессы, в том числе воображение. В старшем дошкольном возрасте важно заниматься развитием творческого воображения, поскольку ребенок будет более социализирован в будущем, творчески подходя к решению определенных проблем.

Д.Б. Эльконин  отмечает, что игра дошкольников, особенно если она проводится под умелым руководством взрослых, способствует развитию их творческого воображения, позволяя им придумывать, а затем реализовывать планы и планы коллективных и индивидуальных действий.

Развитию творчества в изобразительной деятельности способствует самостоятельная предметная деятельность детей, а также организованный процесс обучения детей изобразительной деятельности. Развитие воображения и его специфические особенности в дошкольном возрасте связаны с формированием осмысленной моторики. Исследователи подчеркивают роль психофизиологических механизмов как наиболее ранних предпосылок для формирования творчества.

Как отмечает Л.С. Выготский,  «в данном возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, использовать эти стандарты при построении продуктов воображения».

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка направлено на проживание полученных впечатлений повторно в игре, рисовании и других видах продуктивной и творческой деятельности. В том случае, если ребенок не может соотнести что-либо с реальностью, он обращается к замещающему воображению.

Для старшего дошкольника характерно, что его творчество носит проективный характер, то есть является символизацией имеющихся у ребёнка устойчивых переживаний, поэтому творческая деятельность детей выступает как способ компенсации травмирующих переживаний и рассматривается как средство психо-коррекционного воздействия.

Значимость детского воображения состоит в том, что оно изменяет видимое содержание проблемы или конфликта и тем самым способствует его разрешению. Как отмечают исследователи, как целенаправленная деятельность, воображение развивается в процессе возникновения замысла, представлении схемы воображаемого образа, явления, события.

Старший дошкольник уже может контролировать и определять характер своего воображения, творческого или воссоздающего. При этом ребенок сам контролирует образы воображения. На этом этапе развития творческое воображение характеризуется особым механизмом действия, который характерен для данной конкретной ступени развития.

Одним из основных направлений развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является развитие их субъектной позиции.

Репина Т.А. считает, что к предпосылкам развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: активность ребенка в творческом процессе; мысленное манипулирование образами; восприятие объекта, переживания. Можно выделить такие предпосылки, как: компоненты деятельности (мотивационные, содержательно – операционные и эмоционально – волевые). Наличие желания к творческой работе, активное включение в творческий процесс, интерес к выполняемой работе, понимание важности подготовки к деятельности, освоение способов выполнения работ, способность к фантазированию, а также и воображению. Уметь преодолевать возможные трудности, проявления старательности, настойчивости, а также добросовестности, желание узнавать и использовать новые приемы и способы. Ввиду того, что для развития творческого воображения детей традиционных подходов в изобразительной деятельности часто недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным.

О.А. Севастьянова  определяет субъектную позицию, как целостную характеристику активной жизненной позиции субъекта, которая обусловлена внутренними факторами и наблюдается во внешних проявлениях. Качествам человека, характеризующими его, как субъекта деятельности, относятся: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Изначально основу для развития творческих способностей составляет собственная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, самовыражаться. Именно на основе общей активности дошкольников формируется потребность в новых впечатлениях.

Детское творчество связано со свободой самовыражения. Становление субъектной позиции ребенка-дошкольника обеспечивается личностно-ориентированным сопровождением педагога, основанном на гибком изменении от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к поддерживающей и стимулирующей самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников в совместной деятельности.

С.В. Максимова  считает значимым пробуждение детской активности, которая возможна только при условии правильного взаимодействия с взрослыми людьми. В этом аспекте имеется в виду, что для детей важно наличие атмосферы психологического и эмоционального комфорта, в которой ребенок может проявлять свои потребности, выражать свои идеи, будучи принятым и понятым.

Задача взрослого - дать ребенку своеобразные инструменты для творчества, а именно, развивать операции воображения, учить создавать новые образы, используя разные приемы, учить экспериментировать, пробовать, искать самые разные нестандартные варианты. Это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества между взрослым и детьми.

Взаимоотношения между воспитателем и детьми имеют важное значение для проявления их творческой активности и раскрытия их творческого потенциала. Это связано с эмоциональным фоном взаимоотношений.

Для раскрытия индивидуальности ребенка необходимым является формирование у него умения выражать свои чувства. Если педагог поддерживает это стремление в ребенке, учит выражать разные чувства, формирует у детей способы выражения чувств, то взаимодействие педагога и ребенка становится более глубоким, дети испытывают доверие к педагогу и педагог может установить детьми глубокие личностные взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, умении сопереживать.

В отношении педагога к детям также присутствует субъективный аспект. Естественно, что педагог должен относиться ко всем детям в равной степени одинаково и это отношение не должно различаться. Но, поскольку педагог испытывает также разные эмоциональные состояние, то некоторые дети могут вызывать у педагогов чувства разочарования, огорчения, раздражения и т. д. Поэтому одним из условий эмоционального благополучия детей является развитие профессиональных умений педагога управлять, прежде всего, собственным эмоциональным состоянием, осуществлять контроль над своими эмоциями, анализировать свое отношение.

В этом направлении важное значение имеет, и наличие у педагога умения организовывать разные виды деятельности детей, устанавливать диалог с детьми, использовать разные средства для того, чтобы выстраивать взаимодействия между детьми. Чем более профессионально компетентным является педагог, тем эффективнее он выстраивает взаимодействие в условиях группы между собой и детьми, взаимодействие детей друг с другом, взаимодействие с родителями детей.

А.В. Анищенкова считает, что одним из условий развития творческих способностей является творческая деятельность, которая напрямую позволяет ребенку включаться в процесс творчества. Творческая деятельность может быть развернута на основе продуктивных видов деятельности, игры и т. д. Большое значение при этом имеет создание положительного эмоционального фона, при котором дети чувствуют себя эмоционально комфортно, чувствуют себя раскрепощенными, способными выражать свои идеи и замыслы.

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, как и в других видах деятельности у детей происходит постепенно, начинается с элементарного накопления опыта, пассивного копирования окружающих к постепенному внесению в этот опыт собственный фантазий, идей собственного отношения. Именно поэтому исследователи считают, что творчеству необходимо детей учить, но этот процесс отличается от обычного процесса.

В частности, в работах Т.Г. Казаковой  указывается, что знакомя детей с объектами и предметами окружающего мира, педагог учит детей сравнивать эти предметы и объекты, обучает их способам анализа и исследования объектов, способами изображения данных объектов, позволяя ребенку приобрести опыт, который он может применять по своему усмотрению. То есть в ходе изобразительной деятельности ребенок приобретает те инструменты выражения своего отношения к окружающей действительности, их он может использовать самостоятельно, независимо ни от кого.

Воспитатель должен внимательно относиться к каждому ребенку, изучить, проанализировать уровень художественной творческой подготовленности, характер и интересы. В большей степени это относится к тем детям, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, способностями к усвоению предмета разных видов искусства. Исследуя характер и особенности развития творческой активности детей с помощью разных видов искусства, можно констатировать, что творческая активность - это такой тип творчества, которое происходит при более интенсивной психической деятельности дошкольников.

А.В. Анищенкова отмечает, что новизна открываемых явлений доставляют ребенку много положительных эмоций, и является стимулом для развития творчества. Источником разнообразной новой информации является для ребенка взрослый, именно взрослый вводит ребенка в мир фантазий, учит понимать образы.

В процессе творческой деятельности на занятиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения.

Следовательно, дошкольники в процессе изучения и познания произведений искусства приобретают необходимые знания и навыки, необходимые для усвоения и овладения творческой деятельностью.

По мнению Ю.В. Лазаревой,  изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных и других материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.

Условием для развития творческих способностей детей служит игровая форма проведения занятий (игры- драматизации, театрализация занятия), а так же комплексное построение основной образовательной деятельности (использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и др.), что стимулирует познавательную активность 156 ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие его творческих способностей.

В. Захарюта  подчеркивает, что творческие способности и активный интерес к художественному наследию каждого дошкольника базируется не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившемся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитывается. Это все непосредственным образом находит воплощение в эстетической и художественной преемственности, выработке эстетических оценок восприятия и представления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений искусства.

Хорошо оснащенная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию у детей потребности в творческой деятельности, и будет способствовать возникновению самостоятельного творчества.

Согласно О.Г. Григорьевой, Н.А. Шинкарёвой, А.В. Кармановой и др. целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на материале занятий, предполагающих свободное самовыражение воспитанников. Это можно успешно сделать на занятиях по рисованию, используя различные нестандартные техники изображения, которых на сегодняшний день очень много.

На основе анализа литературы мы можем выделить следующие условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: планирование и организация видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей дошкольников; организация развивающей предметно-пространственной среды группы; взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам развития творческих способностей.

Творческое воображение в развитии человека занимает важное место. Это связано с работой восприятия, репрезентации, внимания, памяти - психических познавательных процессов. Он служит основой для сложных психических процессов: моделирование, планирование, конструирование идей, построение образов. В целом, это приводит к гармонично развитой личности, в которой обществом требуются творческие способности, таланты, способности, таланты, навыки, способности и опыт.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно развивается в течение жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания и полученных впечатлений. Образование в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Это активный познавательный процесс, результатом которого является появление новых образов и объектов реальности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, но результат творческого воображения гораздо более непредсказуем.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте должно сочетаться с развитием образного мышления, поскольку большинство детей этой возрастной группы принадлежат к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение развивается наиболее эффективно в деятельности, поэтому важно вовлекать учеников в предметно-практическую деятельность в соответствии с возрастом. Это должна быть прежде всего обучающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личный смысл, чтобы ее результат был высоким. В этом случае учитель должен быть дружелюбным к детям, постоянно интересоваться ими, увлекаться новыми идеями, приемами, элементами, автором которых могут быть и он, и дошкольники. Чаще всего нужно ставить сложные, необычные задачи, требующие нестандартных решений.

Наиболее продуктивной сферой деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительного искусства и трудового обучения. Ребенок должен не только выполнять задачи опекуна - нарисовать что-либо или сделать это из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из натуральных материалов (шишки, листья, галька), - но также быть готовым сделать что-то сам, заинтересовавшись в том или ином материале прием прием. Необходимо поощрять это желание, поддерживать самые конструктивные предложения детей в классе. В классе вы можете и даже должны сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, моделирование, чтение и продолжение истории или сказки. Вы можете изобразить главных героев своей любимой работы различными способами и по-разному, а затем организовать выставку работ. В то же время невозможно выделить какую-либо конкретную работу, но хвалить всех детей за их усердие и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в классы отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, вы можете подумать о том, с каким видом животных ассоциируются дети, попросить их придумать украшение, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему имя, имя и так далее. С этой целью педагог должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, совершенствовать свои навыки и расширять кругозор. Кроме того, такие упражнения должны включаться в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать желание детей быть чем-то не таким, как все, быть оригинальным, так как это тоже проявление творчества. Наоборот, необходимо создать максимально комфортные условия для деятельности детей, которые станут творческими только тогда, когда в них будет большая доля независимости. Соответственно, творческое воображение старших дошкольников начнет развиваться одновременно.

Нужно умело стимулировать ребенка проявлять творческое воображение, а не заставлять его, иначе все результаты будут одинаковыми и творчество не сработает. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности работать с тем или иным материалом в той или иной сфере. Например, отмечая, что у некоторых детей есть возможность сочинять интересные связанные истории, вы можете дать им задание составить историю из рисунка, а другой группе учеников может быть предложено выполнить несколько иллюстраций к придуманному тексту, чтобы маленькая книга получится. на основании изобретенного и нарисованного. Этот этап - коллективное творчество - не менее значим, поскольку в результате может появиться очень оригинальный и актуальный продукт для всей группы.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. Развитие творческого воображения и воображения детей зависит от того, какие книги родители читают ребенку, какие виды творчества они делают вместе, даже от того, как они отвечают на вопросы своих детей.

Таким образом, взрослые играют главную роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, систематически, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы педагога Чистяковой Ларисы Александровны на тему:"Формирование игровых умений в творческой игре старшего дошкольного возраста"

"В игре Детей есть часто смысл глубокий" В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки,к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.поэт...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Перспективный план работы «Творческая мастерская» (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Перспективный план работы  «Творческая мастерская» (старший дошкольный возраст 5-7 лет)...

Кружок «Творческая мастерская» (старший дошкольный возраст (5-8 лет).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребѐнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Проис...

Перспективный план совместной деятельности по развитию творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования

ФГОС ДО обращает внимание на необходимость создания условий развития ребенка, и в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательн...