Картотека пантомимических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая, подготовительная группа)

Иванюшина Валерия Сергеевна

Пантомимические упражнения, используемые при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_pantomima_starshie.docx147.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

КАРТОТЕКА ПАНТОМИМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                 

                                                   ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                  ВАСИЛЬЕВА В.С.

«Мимический кубик»

Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

«Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

«Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

- Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.

- Как кот выпрашивает колбасу.

- Тепло-холодно.

- Мне страшно.

- Встретили хорошего знакомого.

- Ребенка наказали.

- В лесу встретили волка.

- Распустился красивый цветок.

«Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

- встревоженного кота,

- грустного барана,

- восторженного петуха,

- хмурого быка,

- разгневанного поросенка.

«Изобрази с помощью мимики»

«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).

«Если бы…….."

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

— королевский трон,

— аквариум с экзотическими рыбками,

— костер,

— куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

— кирпич,

— кусок торта,

— бомба,

— фарфоровая статуэтка и т. д.

4. Взять со стола карандаш так, как будто это:

— червяк,

— горячая печёная картошка,

— маленькая бусинка.

5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

6. Выполнять различные действия:

— чистить картошку,

— нанизывать бусы на нитку,

— есть пирожное и т. д.

«Такая разная музыка»

Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

«Толстяки и худышки»

Педагог:

Ты будешь толстяком помидором, а

Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

Справа от меня овощи – худышки,

Слева – овощи-толстяки.

Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.)

Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.)

Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.)

Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».)

Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

«Изобрази с помощью мимики»

Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения.

 «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать». 

«Покажи, как…»

1.Расцвели, как цветы.

2.Завяли как травка.

3.Крадется волк за зайцем.

4.Лисичка подслушивает.

5.Несут тяжелую сумку.

6.Как ребенок ест вкусную конфету.

7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

«Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

Например:

«Гордый петушок» - идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Злой волк» - с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

  • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

• сладко спит;

• просыпается, лапой умывается;

• грозно фыркает;

     • пытается утащить сосиску;

     • боится собаки;

• охотится.

«Превращение предмета»

   Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

«Превращение комнаты»

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

«Превращение детей»

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

«Пантомимы»

  • Много снега – протопчем тропинку.
  • Как падает снежинка.
  • Лепим снежки.
  • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
  • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
  • Свинья в луже.
  • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
  • Сосулька.
  • Я мыл посуду и случайно уронил чашку 
  • Как мама наряжается
  • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец

«Покажи персонажа»

Показать, как Лиса Алиса, Баба Яга, Красная Шапочка и др.

  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо;
  • пробует нелюбимое блюдо;
  • выслушивает комплименты;
  • выслушивает замечания;
  • садится на стул.

«Покажи человека»

Необходимо с помощью пантомимы изобразить человека, который торопится и поэтому одновременно делает два дела:

• гладит белье + феном сушит волосы;

• качает коляску с ребенком + чертит на бумаге проект дома;

• размешивает манную кашу + ковыряется в ухе;

• застегивает пуговицы + чистит зубы;

• одной щеткой чистит ботинки + другой щеткой чистит брюки.

«Загадки-пантомимы»

  • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
  • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
  • отгадать настроение.
  • отгадать, какая погода на улице
  • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец)

«Определи по походке»

  • балерина;
  • солдат;
  • манекенщица;
  • старый дедушка;
  • человек на скользком льду;
  • человек на раскаленном песке;
  • гордый человек;
  • крадущийся человек;
  • человек, которому жмут ботинки;
  • человек, который о чем-то размышляет;
  • человек, который чему-то радуется.

«Скульптор и глина»

Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале,

договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто —

«Глина».

Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей.

Затем играющие меняются ролями.

«Покажи руками или пальцами»

- стой на месте!

- идем со мной!

- до свидания!

- давай помиримся!

- я люблю тебя!

- я боюсь!

«Покажи частями тела»

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

- как твой палец говорит: «Иди сюда»;

- как твой нос говорит: «Мне это не нравится»;

- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

«Покажи, как мама…»

- Укачивает ребенка;

- Подметает пол;

- Вытирает пыль с мебели;

- Моет посуду;

- Пользуется пылесосом;

- Накрывает на стол;

- Развешивает белье;

- Сгребает листья;

- Поливает сад;

- Примеряет новую шапку;

- Читает газету;

- Играет с котенком;

- Набирает телефонный номер;

- Чистит туфли;

- Прогуливает собаку.

«Покажи, что чувствуешь»

• щенок повредил себе ногу;

• когда собаке отдавили лапу;

• когда ты ложишься спать;

• когда ты потерялся;

• когда на улице очень холодно;

• когда у тебя болит живот;

• когда на тебя прыгнул крупная собака;

• если кто отнимает у тебя мороженое;

• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.

• когда попал на день рождения;

• когда светит солнце.

• навстречу бежит большой пес;

• если в жаркий день искупаться в реке;

• сильный бьет слабого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Практически в каждой группе любого детского сада есть дети, которых зачисляют в ранг "трудных". К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревжные и замкнутые. Такие ребята нуждатся в особ...

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Используя в работе упражнения, игры на релаксаци, на развитие коммуникации у детей, пришла к выводу, что такие игры решают разные задачи. Решила составить картотеку для удобства, в зависимсти от того,...

Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

картотека релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

картотека релаксационных упражнений для всех групп мышц...

Картотека нейрокинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека  нейрокинезиологических упражненийдля детей старшего дошкольного возраста...