Реализация технологий, программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО и результаты по ним. Сенсорное развитие у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Шапкина Светлана Юрьевна

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие детей является основой всего, прочным фундаментом.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Актуальность работы — реализация опыта работы с детьми раннего возраста посредством интегрированных занятий, направленных на сенсорное развитие. Интересные по содержанию и проводимые в системе интегрированные занятия дают высокие результаты в развитии детей раннего возраста.

Целью работы является формирование сенсорной культуры, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_sens_raz.doc892 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Новоуральского городского округа — детский сад комбинированного вида «Росинка»

Реализация технологий, программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО

и результаты по ним

Сенсорное развитие у детей раннего возраста

                                                                          Шапкина Светлана Юрьевна

                                                                         МАДОУ детский сад «Росинка»

                                                                        детский сад № 50 «Кубик-Рубик»

                                                                             Воспитатель

Новоуральск

2019 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

Сенсорное развитие у детей раннего возраста………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………………………………….11

Введение

        Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие детей является основой всего, прочным фундаментом.

        Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Актуальность работы — реализация опыта работы с детьми раннего возраста посредством интегрированных занятий, направленных на сенсорное развитие. Интересные по содержанию и проводимые в системе интегрированные занятия дают высокие результаты в развитии детей раннего возраста.

Целью работы является формирование сенсорной культуры, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего возраста.

Исходя из цели были поставлены задачи:

Образовательные:

        -развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

        - формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

        - учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений;

        - развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

        - обогащать активный и пассивный словарь детей.

Воспитательные:

        - воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

        - формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Развивающие:

        - развивать познавательные процессы;

        - развивать мелкую моторику.

Ожидаемые результаты:

        - различать «много» и «один»;

        - различать большие и маленькие предметы;

        - узнавать шар и куб;

        - активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов;

        - обследовать предметы (величина, цвет, форма);

        -  устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое

 название;

        

        - называть свойства предметов;

        - выделять и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Игровая система сенсорного развития состоит из 3-х основных блоков деятельности:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

2. Специалоно-организованная деятельность (НОД).

3. Самостоятельная игровая деятельность детей (ее организация).

Сенсорное развитие у детей раннего возраста

        Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на нем сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.

        Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

        Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру  действий и освоение сенсорных эталонов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают четыре основных цвета, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности:

        - на первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками (для этого нужны игры с малым количеством деталей, постепенно количество деталей увеличивается);

        - на втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме (обучение начинается с маленького количества деталей, с последующим их увеличением);

        - на третьем этапе происходит представление о эталонах величины (один, много, большой, маленький)

        - на четвертом этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).

        Разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, благодаря которым развиваются не только сенсорное развитие, у детей раннего возраста, а также формируется наглядно-образное мышление.

        Для развития мелкой моторики, у детей раннего возраста, мною были разработаны и применены в образовательном процессе пособия и разнообразные дидактические игры.

        Работая над данной темой, я смогла убедиться  в том, что сенсорный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей раннего возраста и перспективно направлено на освоение рабочей программы по сенсорному развитию для раннего возраста.

Основные принципы методической деятельности

1. Принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы.

2. Принцип системности.

3. Принцип доступности содержания детям.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип последовательности и постепенности.

6. Принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

7. Принцип возрастных особенностей.

8. Принцип развивающего обучения.

9. Принцип единства воспитания и обучения.

Наблюдение за детьми раннего возраста в формировании сенсорного развития

Цель: Выявить знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Задачи:

- провести диагностический опрос детей раннего возраста в восприятии цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы:  показ практических действий.

Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Форма организации: Групповая.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Оборудование:

1. Дидактическая игра «Собери паровозик» (ориентирована на умение подбирать предметы по форме и цвету).

2. Пирамида с кольцами, убывающими по величине (ориентирована на умения выделять «большой — маленький», «один — много»).

3. Дидактическая игра «Собери картинки» (ориентированна на умение находить вторую половину такого же цвета).

5. Дидактическая игра «Веселые матрешки» (ориентирована на умение находить геометрические фигуры в соответствии с цветом).

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

Проведение обследования.              

Задания предоставлялись ребенку по показу воспитателя с последующим самостоятельным выполнением. Воспитатель предлагал собрать паровозик, подобрав похожие предметы по изначально данной форме, а также одинакового по цвету; разобрать и собрать пирамидку, поставив колечки в порядке их уменьшения; собрать картинки их 2-х частей в соответствии с их цветом и изображением; разложить по форме и цвету геометрические фигуры.

Обучение.      

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, воспитатель демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов величин

Начало года

        Основываясь на результатах наблюдений показавшей малое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорных эталонов величин у детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний. 

Конец года

Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета

Начало года

        Основываясь на результатах наблюдений показавшей малое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.

Конец года

Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов форм

Начало года

        Основываясь на результатах наблюдений показавшей малое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорных эталонов форм у детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.

Конец года

        Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития на начало учебного года низкий: 56% детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают прямоугольник. В области величины 53% детей испытывают трудности.

        В проведённых наблюдениях было выявлено, что за год работы над развитием сенсорных эталонов у детей раннего возраста улучшились показатели по сенсорным эталоном формы, цвета и величины. Для достижения наивысших результатов мною будет продолжена работа с детьми в этой области.

Заключение

        В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.

        Сенсорное развитие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует с предметами. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.  

        Из реализации опыта работы с детьми раннего возраста посредством интегрированных занятий, направленных на сенсорное развитие видно, что в начале года показатели по развитию сенсорных эталонов были очень низкими, но за год работы эти показатели возросли. Из этого можно сделать вывод, что интересные по содержанию и проводимые в системе, интегрированные занятия дают высокие результаты в развитии детей раннего возраста.

Список литературы

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.

3. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста».  СПб.: «Детство-Пресс», 2011г.

4. Петрова И.В. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста».  ТЦ «Москва», 2012г.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2007. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сенсорные эталоны

ФОРМЫ:

ЦВЕТА:

                                                                                                                                                                                                                                                                             

ВЕЛИЧИНЫ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективное планирование

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятия по образовательной области

«Познавательное развитие».

Тема: «Игрушки»

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Задачи:

Образовательные:

- Формировать активные действия детей с игрушками

- Формировать умения находить сходные части игрушки.

Развивающие:

- Развивать представления об основных эталонах величины – большой, маленький.

- Развивать восприятие, внимание, память.

- Развивать речь, через обогащение словарного запаса словами прилагательными - большой, маленький.

 - Развитие речедвигательных навыков.

- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Направление: Сенсорное развитие

Материал и оборудование.

Два плюшевых медведя, отличающихся по размеру, картинки с изображением различных игрушек (заяц, грузовик, кукла, мишка). 

Мотивационно – ориентировочная  деятельность:

- игровая

- познавательная

Методы и приёмы педагогической деятельности: показ, наблюдение, сравнение, действие с игрушками

Действия педагога в случае не достигнувших поставленных целей:

- проводить индивидуальную работу с детьми

Методы мотивации: эмоциональное вхождение в тему, использование разнообразного демонстрационного материала, художественное слово, проблемно-игровая ситуация.

Предполагаемый результат

- дети принимают участие в дидактической игре «Найди мишку»;

- проявление эмоциональной отзывчивости на прочтение стихотворения;

- сравнивание  и рассматривание предметов по величине.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

1.Вводная часть

 -Ребята, к нам сегодня пришел гость, посмотрите и скажите, кто это?

- Уронили мишку на пол,

   Оторвали мишке лапу.

   Все равно его не брошу,

   Потому что он хороший

 Дети садятся на стульчики, отвечают на вопрос. ( Мишка)

Слушают стихотворение А. Барто.

2.Основная

часть

- Подойдите поближе к мишке, погладьте его по мягкой шерстке, потрогайте ушки, животик, посмотрите, какие у него глазки.

- Наш мишка какой?

- Мягонький?

- Какие у него ушки?

- А лапки?

- Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.

- А покажите где у мишки носик? Глазки? Хвостик? Лапки?

- А давайте мы с вами поиграем.

- Здесь на картинках тоже есть мишка, но они спрятались среди других игрушек, найдите их. Давайте мы их найдем?

Дидактическая игра « Найди мишку»

Музыкально - ритмические движения « Мишка косолапый»

Из-под стола, на котором сидит большой мишка, воспитатель достает маленького мишку и сажает его рядом с большим.

- Ребята, кто это?

- Этот мишка такой же?

- Наш мишка большой, а этот маленький. Какой наш мишка?

- А этот?

- У большого мишки ушки большие, а у маленького?

- У большого мишки лапы большие, а у маленького, какие лапки?

Рассматривают и трогают мишку.

Большой

Да

Мягкие.

Мягкие.

Показывают все по просьбе воспитателя.

Давайте.

Дети по очереди могут подойти и указать на картинку с изображением мишки.

Дети выполняют игровое упражнение

Мишка.

Нет.

Большой

Маленький

Дети показывают на вопрос воспитателя

3.Заключи-

тельная часть.

- Ребята, как здорово, что мишки пришли к нам в гости, а давай те мы с ними поиграем: сварим им кушать, уложим спать.

Дети идут с мишкой и начинают готовить, кормить и укладывать их спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группК нам в гости пришли куклыЦель :- развитие мелкой моторики пальцев с использованием специальной игры;- закрепить знания цвета: красный ,си...

Технология сенсорного развития у детей раннего возраста

Технология сенсорного развития как совокупность приемов, техник освоения сенсорных эталонов. ...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...

Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности "Художественно эстетическое развитие" в группе раннего возраста на тему :"Развиваемся в игре"(с использованием игровых и здоровьесберегаюших технологий)

Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по  образовательной деятельности"Художественно эстетическое развитие" в группе раннего возраста на тему: "развиваемся в игре" (с использо...

Конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО по образовательной деятельности "Художественно эстетическое развитие" в группе раннего возраста на тему :"Развиваемся в игре"(с использованием игровых и здоровьесберегаюших технологий)

Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности,их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно образовательного процесса...