Наименование практики по художественно – этетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)
рабочая программа (старшая группа)

Борисова Екатерина Владимировна

 «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством применения нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для развития творческой активности.

Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания, остро стоит перед обществом. Активный человек – успешный человек, способный оказывать влияние на развитие окружающей среды, самого себя, своей деятельности, а, как следствие, своих способностей и возможностей. Воспитать творчески активную личность непросто, именно поэтому дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ её формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_plastilin.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Морошка»

Наименование практики по художественно – этетическому развитию

«Волшебный пластилин» (пластилинография)

Возрастной состав воспитанников: 5-6 лет

Продолжительность обучения 1 год

Автор - составитель: Воспитатель

Борисова Екатерина Владимировна, Воспитатель

                                                                                 

Куть - Ях 2019 г.

Место  реализации практики и целевая аудитория.

Полное наименование организации

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Юридический адрес

628335, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, с. п. Куть–Ях, ул. Школьная, здание № 4а

Ф.И.О. должность, телефон

Борисова Екатерина Владимировна – воспитатель. № телефон +79224073837

е-mail лица

katyusha.katrin.borisova@mail.ru

Программа разработана для старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Актуальность практики

 «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством применения нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для развития творческой активности.

Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания, остро стоит перед обществом. Активный человек – успешный человек, способный оказывать влияние на развитие окружающей среды, самого себя, своей деятельности, а, как следствие, своих способностей и возможностей. Воспитать творчески активную личность непросто, именно поэтому дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ её формирования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384.Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.) особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам стандарта относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности [54].

Таким образом, необходимость развития творческой активности детей в процессе дошкольного обучения сегодня бесспорна, поскольку именно в творческой среде формируется высококультурная личность и развивается человек, что способствует эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Инновационный характер практики.

Новизна, оригинальность, нестандартность Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.

Целью деятельности, является развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Развитие творческой активность и самостоятельность детей в техники «пластилинография»
  • Умение находить новые способы для художественного изображения
  • Умение передавать в работе свои чувства в технике «Пластилинография» помощью различных средств выразительности.

Содержание практики

Технология проведения: Работу по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии необходимо начать с подбора методической литературы. Для этого можно использовать пособия «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева).

Мы рекомендуем осуществлять деятельность с использованием следующих методов и приёмов обучения:

  • предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
  • обыгрывание предметов;
  • анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
  • словесное описание предмета;
  • узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому необходимо стараться активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого используются:

- дидактическая игра, которая является одним из основных видов деятельности детей;

- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Процесс рисования пластилином сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры).

Кроме того, педагог должен живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Занятия организуются с учетом индивидуальных особенностей детей, в соответствии с уровнем сформированности их навыков пластилинографии (подбирались понятные и доступные для детей задания). В процессе обучения лепке используется полный показ всех приемов с сопутствующим объяснением. Работу можно проводить в виде подгрупповых занятий и как совместную деятельность взрослого с ребёнком (с детьми, которые совсем не владели техническими и изобразительными навыками), иногда используя частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения.

При обучении детей пластилинографии педагогу, на протяжении всей работы, следует обращать внимание дошкольников не только на технические аспекты процесса, но и на выразительную сторону данной деятельности. Иными словами, необходимо также учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке

Если ребенок нуждается в подсказке, и если ребенок настаивал на своем выборе, необходимо прислушайтесь к его доводам.  При этом необходимо направлять деятельность детей и руководить ею, а не заставлять ребенка.

Процесс развития творческой активности ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Решая задачу формирования творческой активности детей дошкольного возраста и опираясь на один из аспектов предлагаемого нами принципа организации среды, а именно открытость культуре, необходимо наполнять предметно - пространственную среду детского сада с точки зрения художественной литературы.

Средства и способы реализации практики

В образовательной деятельности по лепке нужно учить правильно применять пластилин, раскрывать его изобразительные возможности. Техника лепки достаточно богата и разнообразна, однако при этом вполне доступна даже маленьким детям.

Изначально знакомим детей с первоначальными приёмами рисования пластилином:

- скатывание (отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками);

- раскатывание пластилина в форме цилиндра;

- сплющивание;

- слепление деталей друг с другом.

Во время лепки из пластилина нужно учить детей работать сразу всеми пальцами.

В этой технике можно предложить детям выполнить следующие работы: «Астры» и «Рыбки в аквариуме».

К основным приемам создания изображения относятся надавливание и размазывание пластилина по плотной основе. Сначала учим детей приёму надавливания «Подснежники для мамы», «Зимний пейзаж», «Веселый клоун», затем - надавливать на пластилин в середине и размазывать его к краям, равномерно распределять по форме, параллельно нужно учить работать с пластилином нескольких цветов.

Затем, когда дети освоили этот приём, познакомить детей с приёмом размазывания. При размазывании пластилина на плоскости нужно обращать внимание детей на то, чтобы пальчик ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин ногтями (рис. «Новогодняя ёлочка»).

Когда дети овладели приёмами надавливания и размазывания, можно объединить их «Снегурочка», «Натюрморт из чайной посуды». Дети учатся размазывать пластилин от центра к краям равномерно распределять по форме, параллельно учим работать с пластилином нескольких цветов.

Некоторые композиции с использованием пластилинографии делаем на заранее тонированных самими детьми листах картона.

Дошкольникам сложно создавать коллективные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате.  Нанесение пластилинового слоя на всю площадь основания для создания фона - утомительный, кропотливый процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности.  Поэтому создается подмалевок: акварелью или гуашью (цветными карандаши, восковыми мелками) мы рисуем небо, землю, море, дальний план - в соответствии с планом (замыслом). Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, основа ламинируется прозрачной лентой (скотчем).  Это поможет избежать жирных пятен, облегчит работу на скользких поверхностях.  Дети в пластилине выполняют отдельные части рисунка: цветы, листья, ягоды, деревья, природные явления и другие детали округлой или овальной формы, свернутые из пластилиновых шариков и слегка сплющенные пальцами, а затем размазанные - растянутые по поверхности листа до желаемого размера.

Знания, полученные в образовательной деятельности по другим видам продуктивной деятельности переносятся педагогом для самостоятельного применения в пластилинографии. Например, умение создавать декоративные рисунки по образцу с элементами народной росписи (дымковская, филимоновская). Здесь большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

В самостоятельной деятельности дети использовали трафареты для своей работы.  Он уложен на подготовленную основу и наполнен пластилином.  Когда трафарет полностью заполнен, он удаляется с основания - получается готовый рисунок, который дополняется деталями.  При нанесении штрихов, точек, линий остроконечной палочкой изображение становится более красочным.

В дальнейшем можно научить детей смешивать цвета, чтобы получить более светлый или более темный оттенок, овладеть техникой «вливания цвета в цвет», сочетать известные методы деятельности с новыми и искать альтернативные решения.  Дети овладеют всеми нетрадиционными приемами изображения, доступными дошкольникам, создавая более сложные рельефные композиции.  Научить детей лепить с натуры и согласно представлению знакомых предметов, передавая их характерные черты.  Научить передавать в моделировании выразительность изображения, лепить фигуры человека и животных в движении.  Развивать чувство композиции у детей.  Ознакомить детей с витражным методом обратной пластилинографии.  В цветовой гамме дети учатся получать «эффект мраморности», делать пластилиновый фон для работы.  Использовать для наглядности модели, схемы, алгоритмы.  В старшей группе для творческих заданий можно предлагать различные темы, увеличивая количество изображаемых объектов: «Астры», «Веселый клоун», «Рыбки в аквариуме», «Веселые матрешки», «Зимний пейзаж» и другие.

В работах Т.С. Комаровой выделяются следующие виды пластилинографии, которые в различной степени способствуют развитию творческой активности:

1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, помогает развить у детей такое свойство творческой активности, как любознательность.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок  заполняется более мягким  пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

2. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Помогает развивать у детей умение наблюдать и анализировать, делать выводы. 

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

 Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем  заполните элементы рисунка пластилином.  Для этого  нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем  размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стекой, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.  

3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. Данный вид пластилинографии помогает формировать у детей умения наблюдать и анализировать. 

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и  заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав  краям нужную форму при помощи стеки.

4. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. У детей работающих в этой технике начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности, формируются потребности. 

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур

5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков. Работая с пластилином по данному виду пластилинографии, дети учатся  наблюдать и анализировать, делать выводы, у них начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности, формируются потребности. 

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины  с последовательным нанесением нескольких слоев. Данный вид пластилинографии помогает развить у детей творческое воображение и фантазию.

Преимущества  данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3Д - эффекта.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф). Наиболее сложный вид пластилинографии, в котором развиваются все составляющие творческой активности детей.

Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф)  Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность  скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности.  Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа  можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.

Условия реализации практики

Дети в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольную образовательную организацию. В состав группы входит не более 10 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Практика составлена для старшего возраста 5-7лет и рассчитана на один год.

Периодичность – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность: 30 мин с октября по май.

Формы и методы обучения

Формы организации ООД:

  • Индивидуальная (самостоятельная учебная деятельность воспитанников)
  • Фронтальная (все воспитанники одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу)

Методы организации ООД:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядные (демонстрация)
  • Практические (упражнения)

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Выставки детских работ в детском саду
  • Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах (очных и дистанционных).
  • Презентация детских работ родителям
  • Творческий отчет педагога на методическом объединении.

Методические рекомендации

Мы рекомендуем педагогу строить свою работу по следующим принципам:

1. Принцип развивающего обучения.

- обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития;

- дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

- воспитывать у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;

- закреплять у детей знания по световосприятию;

- развивать эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

- дать возможность самим решить, как будет оформлена их картина; 

- дать возможность выбрать подходящий на их взгляд материал.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

- признание ценности личности каждого ребенка и  на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход.

5. Принцип интеграции.

образовательных областей;

- видами изобразительного искусства;

- видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование и т.д.).

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта

- обогащение активного и пассивного словаря детей;

- создание и обогащение предметно – пространственной среды;

- вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работу в соответствии с разработанными методическими рекомендациями мы предлагаем вести по трем направлениям: с детьми, родителями и педагогами. Для этого мы разработали:

  • план специально-организованной деятельности (в приложении к плану серия конспектов по пластилинографии), направленных на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии (табл.2);

планы работы с педагогами и родителями по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, посредством пластилинографии

Методическое обеспечение

Материальное оснащение: Мольберт, иллюстрации предметные и сюжетные, карандаши цветные, восковые, краски,  картон, пластилин, стеки, природный материал (ракушки, камушки, перья, семена), различные «сыпучие» вещества (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия) и бросовые (бисер, бусины, пайетки).

Методическое оснащение: «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева), Изобразительная деятельность в детском саду (автор Комарова Т.С.), Развитие дошкольника в изобразительной деятельности (автор Григорьева Г.Г.)

Кадровое обеспечение практики

Педагогические работники для реализации данной практики должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, иметь дополнительные курсы повышения квалификации по художественно – эстетическому развитию в условиях реализации ФГОС,   быть способны к инновационной профессиональной деятельности.

 Данные результативности представлены на сайте

https://nsportal.ru/ekaterina-borisova

Возможность использования представленного материала

Предложенная практика может быть использована в других образовательных организациях,  а так же в учреждениях дополнительного образования

 Примеры тиражирования практики

Опыт работ был представлен Сургутский государственный педагогический университет  2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы по кружку «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Программа содержит: цель, задачи, принципы построения работы, этапы, предполагаемые результаты, материал и тематическое планирование с сентября по май учебного года....

Конспект образовательной деятельности по художественно-этетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Подарок мамочкам и бабушкам» (коллективная аппликация)

В данной разработке описывается образовательная деятельность, направленная на изготовление поздравительного плаката для мамочек и бабушек к Международному женскому дню – 8 марта....

План реализации кружковой деятельности по художественно - эстетическому развитию «Волшебные ладошки» (пластилинография) с детьми 3-4-го года жизни

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает р...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредство...

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-этетическое развитие» в конспекты НОД «Волшебное мороженое»

Расширение и уточнение представлений детей о таком продукте питания, как мороженое;Создание изображения мороженого, через аппликацию и рисование нетрадиционной техникой пеной для бритья.Интеграция обр...

Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»

Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»Разработана в соответствии с возрастными особенно...