ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный пластилин» (пластилинография)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный пластилин» (пластилинография)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей"
Адрес: Россия, 662159, Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район,
строение 49,
Телефоны: 8 (39151) 7- 51-91, 8(39151) 7-26-78
E-mail: dsad-50@yandex.ru
Утверждаю заведующего И.о.МБДОУ Д/с № 50 __________ Д.Ю.Дудак «____»___________2024г. |
ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебный пластилин»
(пластилинография)
средняя группа №2 "Солнышко"
на 2024 -2025 учебный год.
Автор программы:
Галкина К.Е.
Ачинск 2024г.
Содержание
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1. | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цели и задачи программы. | 3 |
1.3. | Планируемые результаты освоения Программы + мониторинг | 3 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Организационное обеспечение программы | 5 |
2.2. | Методы, используемые для реализации программы: | 5 |
2.3. | Формы и режим мероприятий: | 5 |
2.4. | Тематический план | 6 |
2.5 | Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год. | 7 |
2.6. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 10 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 11 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами | 11 |
1.1. Пояснительная записка
Программа досуговой деятельности «Волшебный пластилин» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека). Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Направленность и практическая значимость программы
Направленность: художественно-эстетическое развитие детей.
Уровень освоения: общекультурный.
Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет.
Срок реализации программы – с 01.09.2024 по 31.05.2025г.
1.2. Цели, задачи
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.
Задачи:
- формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы;
- -воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;
- воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности;
- развивать у детей умения применять различные приемы работы с пластилином для создания картины;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы (мониторинг)
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки, демонстрация изделий;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в конкурсах.
Ожидаемые результаты:
В результате работы программы кружка «Волшебный пластилин»:
- Хорошее владение изобразительными навыками пластилинографии;
- Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
- Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
- Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Основные рекомендации по заполнению педагогического мониторинга
освоения детьми программы «Волшебный пластилин».
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
1 балл – без помощи взрослого с заданием не справляется (низкий уровень);
2 балла – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого (средний уровень);
3 балла – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого (высокий уровень).
Таблица мониторинга заполняется дважды в год, в начале и конце учебного года. Важно отметить, что параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, а также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.
Основные методы мониторинга педагога:
- Наблюдение;
- Проблемная ситуация;
- Беседа.
Основные формы проведения мониторинга:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Подгрупповая.
Мониторинг результатов освоения программы «Умелые ручки»
на начало 2024-2025 учебного года
№ | Ф.И[a]. | Технические навыки | Проявление творчеств в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскатывание | Сплющивание | Размазывание | |||||
Булич Савелий | |||||||
Бугаева Ева | |||||||
Джимов Михаил | |||||||
Минкина Василиса | |||||||
Кириллов Елисей | |||||||
Кириллов Тимофей | |||||||
Расстошанская Варя | |||||||
Ушаков Вова | |||||||
Хмельков Семен | |||||||
Невидомский Иван | |||||||
Воронцова Лиза | |||||||
Шалагина Ирина | |||||||
Книга Макар | |||||||
Морозова Варя | |||||||
Щербаченко Ксения | |||||||
Пикалев Антон | |||||||
Саулевич Софья | |||||||
Елистратов Роман | |||||||
Боброва Настя | |||||||
Савицкий Матвей | |||||||
ИТОГО: | |||||||
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организационное обеспечение программы
Программа рассчитана с сентября по май. Занятия проводятся - 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Общее количество образовательных ситуаций | Количество организованных ситуаций | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
38 | 1р в неделю | 20 минут | группа детей (10 человек) |
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь и май).
2.2. Методы, используемые для реализации программы:
Словесные методы:
- чтение художественной литературы, сказок, стихов, поговорок;
- предварительная беседа;
- словесный инструктаж.
Наглядные методы:
- показ образца изделия, анализ образца.
- рассматривание готовых поделок на выставках, занятиях;
- показ способа изготовления поделки.
- просмотр презентаций, слайдов, диафильмов.
Игровые методы:
- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);
- использование воображаемой ситуации в развернутом виде;
- инсценировки коротких рассказов, сказок;
- отгадывание загадок.
Практической последовательности
-изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
2.3. Формы и режим мероприятий:
Каждое мероприятие строится на основе игровых технологий. В начале каждого занятия проводится пальчиковая гимнастика. Для снятия напряжения и профилактики утомляемости проводится физминутка, гимнастика для глаз. Структура досуга:
- Организационный момент:
- Закрепление изученного материала, техника безопасности:
- повторение действий прошлого мероприятия;
- повторение правил работы с материалом;
- Введение в новую тему:
- Стихи, загадки, постановка проблемной ситуации.
- Показ и рассматривание образца.
- Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки;
- самостоятельное изготовление детьми изделия по образцу.
- Рефлексия.
2.4. Тематический план
№ | Тема | Количество мероприятий |
1 | Колокольчики звенят | 1 |
2 | Ветка рябины | 1 |
3 | Варим варенье | 1 |
4 | Солнышко | 1 |
5 | Созрели яблочки в саду | 1 |
6 | Ёжик | 1 |
7 | Осенние листочки | 1 |
8 | Осеннее дерево | 1 |
9 | Мухомор | 1 |
10 | Котик | 1 |
11 | Пингвины на льдине | 1 |
12 | Петушок | 1 |
13 | Золотая рыбка | 1 |
14 | Снежинка | 1 |
15 | Елочная игрушка | 1 |
16 | Белочка на веточке | 1 |
17 | Праздничная ёлка | 1 |
18 | Змейка | 1 |
19 | Теремок | 1 |
20 | Веселая матрешка | 1 |
21 | Узор на тарелочке | 1 |
22 | Гроздь винограда | 1 |
23 | Подарок папе | 1 |
24 | Сказка | 1 |
25 | Сердечко | 1 |
26 | Цветы в подарок маме, бабушке | 1 |
27 | Мороженка | 1 |
28 | Народная игрушка | 1 |
29 | Дельфин | 1 |
30 | Клоун | 1 |
31 | Космос | 1 |
32 | Пасхальное яйцо | 1 |
33 | Рыбки в аквариуме | 1 |
34 | Бабочки | 1 |
35 | Кактус в горшочке | 1 |
36 | Цветочная поляна | 1 |
37 | Цветик-семицветик | 1 |
38 | Радуга дуга | 1 |
Итого: | 38 |
2.5. Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год.
Сентябрь
Занятие | Тема | Цель |
1. (02.09-06.09) | Колокольчики звенят | Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. представления о празднике 1 сентября, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином. |
2. (09.09-13.09) | Ветка рябины | Закреплять навыки ориентирования на листе. Учить составлять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции. |
3. (16.09-20.09) | Варим варенье | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. |
4.(23.09-27.09) | Солнышко | Учить передавать образ солнца, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. |
Октябрь
Занятие | Тема | Цель |
1.(01.10-04.10) | Созрели яблочки в саду | Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. осени, полученные в процессе наблюдения за природой. |
2.(07.10-11.10) | Ёжик | Учить детей создавать образ ёжа, используя технику пластилинографии (рисования пластилином). |
3.(14.10-18.10) | Осенние листочки | учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка, для передачи окраски осенних листьев. |
4. (21.10-25.10) | Осеннее дерево | Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего дерева посредством пластилинографии. |
5. (28.10-31.10) | Мухомор | Учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета. |
Ноябрь
Занятие | Тема | Цель |
1. (01.11-08.11) | Котик | Учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). |
2. (11.11-15.11) | Пингвины на льдине | Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. |
3.(18.11-22.11) | Петушок | Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Развивать координацию рук, мелкую моторику. |
4. (25.11-29.11) | Золотая рыбка | Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии. |
Декабрь
Занятие | Тема | Цель |
1. (02.12-06.12) | Снежинка | формировать умение воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. |
2. (09.12-13.12) | Елочная игрушка | учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки –раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом. |
3. (16.12-20.12) | Белочка на веточке | уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью стеки и бросового материала. |
4. (23.12-27.12) | Праздничная елка | учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить расплющивания и раскатывания на силуэт ёлки (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). |
Январь
Занятие | Тема | Цель |
1.(09.01-10.01) | Змейка | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Создание символа года 2025. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. |
2. (13.01-17.01) | Теремок | учить продумывать рисунок на заданную тему, для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве |
3. (20.01-24.01) | Веселая матрешка | уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать деревья, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве. |
4. (27.01-31.02) | Узор на тарелочке | Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева. |
Февраль
Занятие | Тема | Цель |
1 (03.02-07.02) | Гроздь винограда | продолжить учить детей скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладонями по подражанию и расплющивать их сверху пальцем на картоне. |
2. (10.02-14.02) | Подарок папе | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. |
3.(17.02-21.02) | Сказка | Учить создавать образ любимого героя из сказки с помощью пластилинографии. |
4. (24.02-28.02) | Сердечко | Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз |
Март
Занятие | Тема | Цель |
1. (03.03-07.03) | Цветы в подарок маме, бабушке | Учить располагать композицию на листе, задумывать орнамент, соблюдая правила композиции. |
2. (10.03-14.03) | Мороженка | Закрепить умения создавать объемные картинку с элементами бросового материала. |
3. (17.03-21.03) | Народная игрушка | создать условия для выполнения модели народной игрушки в технике пластилинография. |
4. (24.03-28.03) | Дельфин | Дать детям представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать воображение, цветовосприятие. |
Апрель
Занятие | Тема | Цель |
1. (31.03-04.04) | Клоун | Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения - пластилинографии. |
2. (07.04-11.04) | Космос | Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. |
3. (14.04-18.04) | Пасхальное яйцо | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. |
4. (21.04-15.04) | Рыбки в аквариуме | Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности рыб. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином |
Май
Занятие | Тема | Цель |
1. (28.04-02.05) | Бабочки | учить изображать бабочку с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать. |
2. (05.05-08.05) | Кактус в горшочке | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. |
3.(12.05-16.05) | Цветочная поляна | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова, лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. |
4. (19.05-23.05) | Цветик- семицветик | Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка на листики с помощью стеки. |
5. (26.05-30.05) | Радуга дуга | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. |
2.6 Взаимодействие с родителями:
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, воображения, развитию моторных навыков, раскрывается творческий потенциал.
Основные формы работы с родителями:
- Беседа, регулярное индивидуальное консультирование (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ)
- Активное участие в жизни детского сада и группы
- Проектная деятельность
- Мастер-классы, семинары-тренинги
- Анкетирование.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организованная образовательная деятельность осуществляется в группе, которая оборудована столами, стульями. В ДОУ организована выставка детских работ, которая периодично обновляется. Работы на выставку отбираются педагогом по пластилинографии совместно с детьми. Она эстетически оформлена и неизменно привлекает интерес детей, родителей, сотрудников, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, к знаниям пластилинографии, формирует интерес к творчеству.
3.2 Обеспеченность методическими материалами
Зона методического, дидактического сопровождения содержит:
- учебно-методическую и справочную литературу по пластилинографии;
- пособия и занимательное игровое обеспечение занятий (дидактические игры, игрушки, наборы пластиковых овощей и фруктов, фигурки и другой наглядный материал);
Материалы:
- наборы пластилина;
- стеки, доски, влажные салфетки;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
Литература
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
2.Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. Конспекты занятий
3.Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий
4.Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» - пластилинография.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы по кружку «Волшебный пластилин» (пластилинография)
Программа содержит: цель, задачи, принципы построения работы, этапы, предполагаемые результаты, материал и тематическое планирование с сентября по май учебного года....

Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"
Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Здесь же создаются условия для проявления...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Вторая младшая группа
/Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Задачи: Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); Учить пе...

Наименование практики по художественно – этетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)
laquo;Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством прим...

Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)
Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредство...

Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»
Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»Разработана в соответствии с возрастными особенно...
