ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный пластилин» (пластилинография)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Галкина Кристина Евгеньевна

 ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosugovaya_sr2.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей"

Адрес: Россия, 662159, Красноярский край, город Ачинск, Юго-Восточный район,

 строение 49,

Телефоны:  8 (39151) 7- 51-91, 8(39151) 7-26-78

E-mail: dsad-50@yandex.ru

Утверждаю

заведующего

 И.о.МБДОУ Д/с № 50

__________ Д.Ю.Дудак

«____»___________2024г.

ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Волшебный пластилин»

(пластилинография)

средняя группа №2 "Солнышко"

на 2024 -2025  учебный год.

Автор программы:

Галкина К.Е.

Ачинск 2024г.

Содержание

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цели и задачи программы.

3

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы + мониторинг

3

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Организационное обеспечение программы

5

2.2.  

Методы, используемые для реализации программы:

5

2.3.

Формы и режим мероприятий:

5

2.4.

Тематический план

6

2.5

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.

7

2.6.

Особенности взаимодействия  с семьями воспитанников

10

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

11

 3.2.

Обеспеченность методическими материалами

11

1.1. Пояснительная записка

Программа досуговой деятельности «Волшебный пластилин» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.  

           «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».          

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека).          Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Направленность и практическая значимость программы

Направленность: художественно-эстетическое развитие детей.

Уровень освоения: общекультурный.

Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет.

Срок реализации программы – с 01.09.2024 по 31.05.2025г.

1.2. Цели, задачи

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.

Задачи: 

- формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы;

- -воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;

- воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности;

- развивать у детей умения применять различные приемы работы с пластилином для создания картины;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы (мониторинг)

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки, демонстрация изделий;
  •  участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты:

В результате работы программы кружка «Волшебный пластилин»:

  • Хорошее владение изобразительными навыками пластилинографии;
  • Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
  • Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
  • Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Основные рекомендации по заполнению педагогического мониторинга

освоения детьми программы «Волшебный пластилин».

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

1 балл – без помощи взрослого с заданием не справляется (низкий уровень);

2 балла – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого (средний уровень);

3 балла – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого (высокий уровень).

     Таблица мониторинга заполняется дважды в год, в начале и конце учебного года. Важно отметить, что параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, а также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

Основные методы мониторинга педагога:

  • Наблюдение;
  • Проблемная ситуация;
  • Беседа.

Основные формы проведения мониторинга:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Подгрупповая.

Мониторинг результатов освоения программы «Умелые ручки»

на начало 2024-2025 учебного года

Ф.И[a].

Технические навыки

Проявление творчеств в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

 Раскатывание

Сплющивание

Размазывание

Булич Савелий

Бугаева Ева

Джимов Михаил

Минкина Василиса

Кириллов Елисей

Кириллов Тимофей

Расстошанская Варя

Ушаков Вова

Хмельков Семен

Невидомский Иван

Воронцова Лиза

Шалагина Ирина

Книга Макар

Морозова Варя

Щербаченко Ксения

Пикалев Антон

Саулевич Софья

Елистратов Роман

Боброва Настя

Савицкий Матвей

ИТОГО:

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организационное обеспечение программы

Программа рассчитана с сентября по май. Занятия проводятся   - 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Общее количество образовательных ситуаций

Количество организованных ситуаций

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

38

1р в неделю

20 минут

группа детей (10 человек)

Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь и май).

2.2. Методы, используемые для реализации программы:

Словесные методы:

- чтение художественной литературы, сказок, стихов, поговорок;

              - предварительная беседа;

           - словесный инструктаж.

Наглядные методы:

- показ образца изделия, анализ образца.

- рассматривание готовых поделок на выставках, занятиях;

- показ способа изготовления поделки.

- просмотр презентаций, слайдов, диафильмов.

Игровые методы:

- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);

- использование воображаемой ситуации в развернутом виде;

- инсценировки коротких рассказов, сказок;

- отгадывание загадок.

          Практической последовательности  

           -изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

2.3. Формы и режим мероприятий:

        Каждое мероприятие строится на основе игровых технологий. В начале каждого занятия проводится пальчиковая гимнастика. Для снятия напряжения и профилактики утомляемости проводится физминутка, гимнастика для глаз. Структура досуга:

  1. Организационный момент:
  2. Закрепление изученного материала, техника безопасности:
  • повторение действий прошлого мероприятия;
  • повторение правил работы с материалом;
  1. Введение в новую тему:
  • Стихи, загадки, постановка проблемной ситуации.
  • Показ и рассматривание образца.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки;
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по образцу.
  1. Рефлексия.

2.4. Тематический план

Тема

Количество мероприятий

1

Колокольчики звенят

1

2

Ветка рябины

1

3

Варим варенье

1

4

Солнышко

1

5

 Созрели яблочки в саду

1

6

Ёжик

1

7

Осенние листочки

1

8

Осеннее дерево

1

9

Мухомор

1

10

Котик

1

11

Пингвины на льдине

1

12

Петушок

1

13

Золотая рыбка

1

14

Снежинка

1

15

Елочная игрушка

1

16

Белочка на веточке

1

17

Праздничная ёлка

1

18

Змейка

1

19

Теремок

1

20

Веселая матрешка

1

21

Узор на тарелочке

1

22

Гроздь винограда

1

23

Подарок папе

1

24

Сказка

1

25

Сердечко

1

26

Цветы в подарок маме, бабушке

1

27

Мороженка

1

28

Народная игрушка

1

29

Дельфин

1

30

Клоун

1

31

Космос

1

32

Пасхальное яйцо

1

33

Рыбки в аквариуме

1

34

Бабочки

1

35

Кактус в горшочке

1

36

Цветочная поляна

1

37

Цветик-семицветик

1

38

Радуга дуга

1

Итого:

38

2.5. Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год.

 Сентябрь

Занятие

Тема

Цель

1. (02.09-06.09)

Колокольчики звенят

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. представления о празднике 1 сентября, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

2. (09.09-13.09)

Ветка рябины

Закреплять навыки ориентирования на листе. Учить составлять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции.

3. (16.09-20.09)

Варим варенье

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.

4.(23.09-27.09)

Солнышко

Учить передавать образ солнца, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

Октябрь

Занятие

Тема

Цель

1.(01.10-04.10)

Созрели яблочки в саду

Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. осени, полученные в процессе наблюдения за природой.

2.(07.10-11.10)

Ёжик

Учить детей создавать образ ёжа, используя технику пластилинографии (рисования пластилином).

3.(14.10-18.10)

Осенние листочки

 учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка, для передачи окраски осенних листьев.

4. (21.10-25.10)

Осеннее дерево

Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего  дерева посредством пластилинографии.

5. (28.10-31.10)

Мухомор

Учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета.

Ноябрь

Занятие

Тема

Цель

1. (01.11-08.11)

Котик

Учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

2. (11.11-15.11)

Пингвины на льдине

Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

3.(18.11-22.11)

Петушок

Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.  Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела.  Развивать координацию рук, мелкую моторику.

4. (25.11-29.11)

Золотая рыбка

Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии.

Декабрь

Занятие

Тема

Цель

1. (02.12-06.12)

Снежинка

формировать умение воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.

2. (09.12-13.12)

Елочная игрушка

учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки –раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом.

3. (16.12-20.12)

Белочка на веточке

уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить

дополнять работу рисунком с помощью стеки и бросового материала.

4. (23.12-27.12)

Праздничная елка

учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить расплющивания и раскатывания на силуэт ёлки (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды).

Январь

Занятие

Тема

Цель

1.(09.01-10.01)

Змейка

Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Создание символа года 2025.

Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.

2. (13.01-17.01)

Теремок

учить продумывать рисунок на заданную тему, для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве

3. (20.01-24.01)

Веселая матрешка

уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать деревья, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, учить работать на заданном пространстве.

4. (27.01-31.02)

Узор на тарелочке

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева.

Февраль

Занятие

Тема

Цель

1 (03.02-07.02)

Гроздь винограда

 продолжить учить детей скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладонями по подражанию и расплющивать их сверху пальцем на картоне.

2. (10.02-14.02)

Подарок папе

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение.

3.(17.02-21.02)

Сказка

Учить создавать образ любимого героя из сказки с помощью пластилинографии.

4. (24.02-28.02)

Сердечко

Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз

Март

Занятие

Тема

Цель

1. (03.03-07.03)

Цветы в подарок маме, бабушке

Учить располагать композицию на листе, задумывать орнамент, соблюдая правила композиции.

2. (10.03-14.03)

Мороженка

Закрепить умения  создавать объемные картинку с элементами бросового материала.

3. (17.03-21.03)

Народная игрушка

создать условия для выполнения модели народной игрушки в технике пластилинография.

4. (24.03-28.03)

Дельфин

Дать детям представление о разнообразии животного мира.

Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать         воображение, цветовосприятие.

Апрель

Занятие

Тема

Цель

1. (31.03-04.04)

Клоун

Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения -

пластилинографии.

2. (07.04-11.04)

Космос

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции.

3. (14.04-18.04)

Пасхальное яйцо

Развивать у детей эмоциональное восприятие

окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином.

4. (21.04-15.04)

Рыбки в аквариуме

Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности рыб. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Май

Занятие

Тема

Цель

1. (28.04-02.05)

Бабочки

учить изображать бабочку с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать.

2. (05.05-08.05)

Кактус в горшочке

 Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности.

3.(12.05-16.05)

Цветочная поляна

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова, лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

4. (19.05-23.05)

Цветик- семицветик

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка на листики с помощью стеки.

5. (26.05-30.05)

Радуга дуга

 Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

2.6 Взаимодействие с родителями:

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, воображения, развитию моторных навыков, раскрывается творческий потенциал.

Основные формы работы с родителями:

  • Беседа, регулярное индивидуальное консультирование (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ)
  • Активное участие в жизни детского сада и группы
  • Проектная деятельность
  • Мастер-классы, семинары-тренинги
  • Анкетирование.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организованная образовательная деятельность осуществляется в группе, которая оборудована столами, стульями. В ДОУ организована выставка детских работ, которая периодично обновляется. Работы на выставку отбираются педагогом по пластилинографии совместно с детьми. Она эстетически оформлена и неизменно привлекает интерес детей, родителей, сотрудников, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, к знаниям пластилинографии, формирует интерес к творчеству.

3.2 Обеспеченность методическими материалами

       Зона методического, дидактического сопровождения содержит:

 - учебно-методическую и справочную литературу по пластилинографии;

- пособия и занимательное игровое обеспечение занятий (дидактические игры, игрушки, наборы пластиковых овощей и фруктов, фигурки и другой наглядный материал);

Материалы:

  • наборы пластилина;
  • стеки, доски, влажные салфетки;
  • наборы плотного картона разного по форме, цвету;
  • фото или иллюстрации с изображением различных композиций и         предметов;
  • различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).

Литература

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

2.Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. Конспекты занятий

3.Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий

4.Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» - пластилинография.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы по кружку «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Программа содержит: цель, задачи, принципы построения работы, этапы, предполагаемые результаты, материал и тематическое планирование с сентября по май учебного года....

Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Здесь же создаются условия для проявления...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Вторая младшая группа

/Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Задачи:  Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);  Учить пе...

Наименование практики по художественно – этетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

laquo;Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством прим...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредство...

Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»

Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»Разработана в соответствии с возрастными особенно...