Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Андреева Елена Ивановна

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

Здесь же создаются условия для проявления  творчества, способностей, развития воображения. В настоящее время педагогами часто используются нетрадиционные технологии, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

·         Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

·         Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

·         Когда  ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

·         Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_veselyy_plastilin_sr.gr17-18uch.god_.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                                                 «Утверждено»

Педагогического совета                                                                                Заведующий МДОУ

Протокол № ____ от                                                                                 «Детский сад № 5 г.Пугачева»                                                                      

                                                                                                                   _____________З.Х.Вишнякова

«____»____________20____   г.                                                                           «____»_______________20 _____г.

Дополнительная

образовательная программа

досуговой деятельности

по художественно-творческому развитию детей

 

                                                                                   

                                            Программа рассчитана на детей: 4-5 лет(средняя группа)

Срок реализации: 1 год.

                                                                        Разработала: Андреева Е.И.,                                                                                         воспитатель высшей категории

       2017 - 2018  учебный год

Пояснительная записка.

       Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.

Здесь же создаются условия для проявления  творчества, способностей, развития воображения. В настоящее время педагогами часто используются нетрадиционные технологии, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребёнку больше шансов для самовыражения.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Когда  ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
  • Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Цель работы досуговой деятельности:

- знакомство детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности;

- развитие творческих способностей;

- организация досуга детей.

Задачи:

- обучение приёмам работы с пластилином;

- развитие мелкой моторики;

- преодоление психологического дискомфорта в процессе творческой деятельности;

- развитие чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

- формирование изобразительных умений и навыков для самостоятельной творческой деятельности;

- развитие активности родителей в совместном с педагогами воспитании детей и решении поставленных задач.

Организация построения досуговой деятельности:

  • Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилинографии. Проведение начальной диагностики детей. Опрос родителей. Подготовка технических средств. Написание рабочей программы.
  • Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе.
  • Итоговый. Оформление выставок детских работ. Анкетирование родителей. Итоговая диагностика детей. Выступление с опытом работы по данной теме перед воспитателями  

Работа по формированию навыков у детей:

  • Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
  • Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
  • Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Методы и приемы:

Воспроизведение движений в воздухе. Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «бревнышки».

Совместные (или «пассивные») действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Пока они не освоят технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении; как только дети научатся прижимать к нему детали, фон располагается вертикально. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия.

Стихи, загадки подбираются к теме занятия и помогают изображению характерных особенностей объекта.

Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей (см. схему 3).

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого малыша, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому (например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, а при создании подружек для сороки самостоятельно создают образ птички: у одного она клюет зернышки, у другого машет крылышками).

Используемое оборудование: 

Пластилин, набор стеков, картонная основа для работы, салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Сетка занятий и режим работы

Срок проведения: с 1 октября 2017г. по 17 мая 2018г.

Возрастная группа: дети 4-5 лет (средний дошкольный возраст)

Форма организации: подгрупповая

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Периодичность занятий: 1 раз в  2 недели

Длительность занятий: 20 минут

Режим работы: с 16.00 - 16.20.

Сетка занятий: вторая, четвертая среда месяца.

Место проведения кружка: групповая комната

Перспективное планирование работы досуговой деятельности                                                                          «Веселый пластилин» в средней группы «Б»

ТЕМА

МЕСЯЦ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

по плану

фактически

4

Консервированные фрукты и овощи

ОКТЯБРЬ

Цель:Обобщить представления детей о фруктах и овощах, об их характерных особенностях;развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту, учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины и изображения мелких деталей у фруктов:черенков, семян, чашелистиков, развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов рвботы с пластилином:раскатывания, сплющивания.

7

Ежик

Цель: Развитие познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды, расширять познания детей о возможностях пластилина6им можно не только лепить, но и рисовать;закрепить навыки работы с пластилином:создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта; развивать специальные трудовые умения при использовании а работе бросового материала

8

Листопад

НОЯБРЬ

Цель: Учить приему размазывания (в разных направлениях); продолжать обучать отщипывать маленькие кусочки пластилина, использовать пластилин нескольких цветов, развивать мелкую моторику; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; обогащать словарь, активизировать словарь

10

Кудряшки для овечки

Цель. Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом;развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь(овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка).

11

Шубка для зайчика

ДЕКАБРЬ

Цель: Учить летнюю шубку зайчика способом размазывания менять на зимнюю; использовать стеку для создания эффекта пушистости; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; активизировать словарь(зайчик – зайчонок, белая шубка, названия частей тела);учить строить ответ на вопрос «Чьи это ушки, хвостик?».

Елочка-красавица

Цель.Продолжать учить размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения  иголок; продолжать учить рисовать на заданном пространстве, развивать согласованность движений обеих рук ; активизировать словарь

17

Снеговик

ЯНВАРЬ

Цель. Учить создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии; продолжать учить размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур; развивать согласованность в движении обеих рук;активизировать словарь (снег, снеговик, большой, средний, маленький, круглый).

Золотая рыбка

Цель. Учить приемом надавливания прикреплять «чешуйки» рядом друг с другом; закреплять умение отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска, скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальцами; развивать глазомер, координацию в системе «глаз – рука»; воспитывать усидчивость и аккуратность; активизировать словарь (золотая рыбка, желтый, названия частей тела рыбки).

20

Зимний лес

ФЕВРАЛЬ

Цель: Учить приему размазывания из столбика;закреплять прием прямогораскатывания;развивать согласованность движений обеих рук;воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца;расширять представления о зимних изменениях в живой и неживой природе; дать представления о зимнем лесе; активизировать словарь

21

Подарок для хрюши

Цель:Закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида, продолжать знакомить детей со свойствами пластилина; учить достигать выразительной передачи формы,цвета, изображений мелких деталей объекта;вызвать желание делать приятное, дарить подарки

24

Букет для мамы

МАРТ

Цель. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона; закреплять прием вдавливания; развивать мелкую моторику; воспитывать отзывчивость, доброту; расширять словарь(букет, цветы, мамин праздник).

27

Петя –петушок и его друзья

Цель. Учить выбирать цвет пластилина для раскрашивания Петушка; закреплять знание приемов надавливания и размазывания; продолжать учить передавать характерные черты петушка, используя разноцветные перышки, крупу; воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь); активизировать речь (Петя-петушок, гребешок, бородка, разноцветный хвостик); закреплять знание названий основных цветов, умение подражать пению петушка.

28

Цветочная клумба

АПРЕЛЬ

Цель: Учить размазывать пластилиновый шарик в виде цветка; продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа , согласованность работы обеих рук; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; активизировать словарь

29

Божья коровка на ромашке

Цель6 Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема-пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина; воспитывать вопросы в ходе выполнения работы

32

Одуванчики цветы, словно солнышко, желты

МАЙ

Цель: Учить сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа; продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность движений обеих рук, умение работать в коллективе; активизировать словарь (желтый одуванчик, лучик золотой); учить отвечать полным ответом на вопрос «какой?».

34

Бабочка

Цель: Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки, знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке, совершенствовать умение работать в нетрадиционной изотехнике-рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала, учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая»один цвет в другой на границе их соединения

             

Используемая литература:

                                                                                               

1. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилиногафия» в 2 частях

 2. Е.М. Румянцева «Пластилиновые фантазии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей "Веселые котята»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей I младшей группы  с родителями...

Календарно-тематический план программы досуговой деятельности «Веселая кисточка»

ВЕСЕЛАЯ КИСТОЧКА Пояснительная запискаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном детст...

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»

Программа досуговой деятельности «Веселые пальчики»...

Значение культурно-досуговой деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Дошкольное детство рассматривается как самый ценный этап развития личности. Эстетическое воспитание - целая система, включающая в себя познание ребенком мира прекрасного, выражающее отношение его к эт...

Программа досуговой деятельности «Вместе веселее».

Адаптированная комплексная краткосрочная вариативная программа  отдыха, оздоровления, воспитания детей...

Парциальная программа дополнительного образования "Фантазёры" художественно-творческого развития детей 3-6 лет средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - оказывает: целостное воздействие на личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, раз­витие познавательных процессов; способствует самопознанию и само­...