самообразование 2017-2018гг.
материал

Тема по самообразованию

План работы по самообразованию

на 2017 — 2018 учебный год

ФИО: Рыкова Т.А. Маскаева Б.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Мини-музей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.

          Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Мини-музей в ДОУ. Патриотическое воспитание детей в ДОО»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Организовать работу с родителями по теме.

5. Оформить в группе несколько тематических мини-музеев.

6. Подготовить консультацию для педагогов на тему  «Мини-музей в отдельно взятой группе ДОУ. Патриотическое воспитание детей-дошкольников».

  Начало работы по теме: 01.09.2017

  Предполагаемый срок окончания:31.05.2018

 

Список изучаемой литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

 

Изучение передового педагогического опыта: Бреус В.Д.

 Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) : педагоги ДОУ 219.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

Мероприятия:

Срок  проведения

 1.Изучение литературы по теме, знакомство с передовым опытом в ДОУ; (сентябрь)

2.Рзработка перспективного плана по теме (октябрь);

3. «Консультация с родителями  по теме «Мини-музеи в группе ДОУ» (ноябрь);

4.Создание предметно-развивающей среды в группе (декабрь);

5.Участие в вебинаре « Музейная педагогика» (сайт фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна») (январь);

6.Проведение мастер-класса для родителей: «Бросовый материал. Так ли это?»- изготовление из поделочного материала;(февраль);

7.Изготовление альбома с родителями «Обложки для книг» -к открытию мини-музея ,посвящённого  А. Барто и в рамках проекта «Книги-наши лучшие друзья, нам без книг никак нельзя».(март)

8.Консультация для родителей «Ищем сокровища из музея» (апрель);

9.Поездка с детьми и  родителями в  музей (май)

 

 

Практический выход:

1.Создание мини – музеев в группе: «Музей А.Барто»; «Музей ложки», «ВОВ»;

2.Консультация для педагогов ДОУ по теме «Мини-музей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица результатов диагностики по теме «Мини-музей в ДОУ»

1.Уровень  представлений воспитанников о музее и музейной культуре: НАЧАЛО ГОДА- 34%, КОНЕЦ ГОДА – 73%.

2.Отображение в игре  событий общественной жизни:

Н.Г.- 15%. К.Г. – 56%.

3. Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей»:

Н.Г. – 11%, К.Г. -44%.

3.Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков :

 Н.Г. – 46%, К.Г.-74%

Объем знаний  детей о правилах поведения  в музее:

Н.Г.- 15%. К.Г. – 56%.

 

1.Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о  его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения

 Н.Г.- 17%, К.Г. – 68%.

2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание  привлекают предметы  яркие, необычные

 Н.Г. -21%, К.Г.- 26%.

3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея

 Н.Г. – 7%, К.Г.-2%

4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны- Н.Г.- 55%. К.Г. – нет.

 

 

Выводы по окончанию работы по теме самообразования «Мини-музей в ДОУ»

Целью плана по самообразованию было обобщение и систематизирование знаний по теме «Мини-музей в ДОУ». Цель работы сочеталась с задачами дошкольного учреждения. т.к. она велась через активную работу с родителями ,что соответствовало основным направлениям работы дошкольного учреждения и задачам ,которые перед воспитателями ставит федеральный стандарт дошкольного образования. При создании предметно-развивающей среды в группе была проведена большая исследовательская работа.

 Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Обобщая педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И. Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями был создан личный план по самообразованию. Созданию его предшествовали следующие этапы:

 

I.Диагностический

          Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

        

 II.Прогностический

          Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

 III. Практический

          Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

 

 IV. Обобщающий

          Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

 

 V. Внедренческий

          Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

 

При этом изучалась методическая литература ,перечень которой есть вначале изучаемой темы.

В ходе работы над темой велась активная творческая работа с педагогом ДОУ- Бреус В.Д., опыт которой в этом вопросе был очень ценен для меня.

При создании мини-музея я столкнулась  с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

Задачи, которые хотелось бы поставить перед собой и продолжить данную тему на следующий учебный год:

 С педагогами:

1. Создать условия для повышения профессионализма в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;

 3. Стимулировать саморазвитие педагогов, повышение категории.

С детьми:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

2. Способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, народному искусству, предметам старины;

 3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к ценностям.

С родителями:

 1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

 

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2017-2018.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2017 — 2018 учебный год

ФИО: Рыкова Т.А. Маскаева Б.Л.

Тема: «Мини-музей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

           Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.

          Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Мини-музей в ДОУ. Патриотическое воспитание детей в ДОО»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Организовать работу с родителями по теме.

5. Оформить в группе несколько тематических мини-музеев.

6. Подготовить консультацию для педагогов на тему  «Мини-музей в отдельно взятой группе ДОУ. Патриотическое воспитание детей-дошкольников».

  Начало работы по теме: 01.09.2017

  Предполагаемый срок окончания:31.05.2018

 

Список изучаемой литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

 

Изучение передового педагогического опыта: Бреус В.Д.

 Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) : педагоги ДОУ 219.

                                                         

 

Мероприятия:

Срок  проведения

 1.Изучение литературы по теме, знакомство с передовым опытом в ДОУ; (сентябрь)

2.Рзработка перспективного плана по теме (октябрь);

3. «Консультация с родителями  по теме «Мини-музеи в группе ДОУ» (ноябрь);

4.Создание предметно-развивающей среды в группе (декабрь);

5.Участие в вебинаре « Музейная педагогика» (сайт фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна») (январь);

6.Проведение мастер-класса для родителей: «Бросовый материал. Так ли это?»- изготовление из поделочного материала;(февраль);

7.Изготовление альбома с родителями «Обложки для книг» -к открытию мини-музея ,посвящённого  А. Барто и в рамках проекта «Книги-наши лучшие друзья, нам без книг никак нельзя».(март)

8.Консультация для родителей «Ищем сокровища из музея» (апрель);

9.Поездка с детьми и  родителями в  музей (май)

 

 

Практический выход:

1.Создание мини – музеев в группе: «Музей А.Барто»; «Музей ложки», «ВОВ»;

2.Консультация для педагогов ДОУ по теме «Мини-музей».

 

Сводная таблица результатов диагностики по теме «Мини-музей в ДОУ»

1.Уровень  представлений воспитанников о музее и музейной культуре: НАЧАЛО ГОДА- 34%, КОНЕЦ ГОДА – 73%.

2.Отображение в игре  событий общественной жизни:

Н.Г.- 15%. К.Г. – 56%.

3. Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей»:

Н.Г. – 11%, К.Г. -44%.

3.Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков :

 Н.Г. – 46%, К.Г.-74%

Объем знаний  детей о правилах поведения  в музее:

Н.Г.- 15%. К.Г. – 56%.

 

1.Высокий уровень- дети знают, что такое музей, имеют представления о  его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения

 Н.Г.- 17%, К.Г. – 68%.

2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание  привлекают предметы  яркие, необычные

 Н.Г. -21%, К.Г.- 26%.

3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея

 Н.Г. – 7%, К.Г.-2%

4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны- Н.Г.- 55%. К.Г. – нет.

 

 

Выводы по окончанию работы по теме самообразования «Мини-музей в ДОУ»

Целью плана по самообразованию было обобщение и систематизирование знаний по теме «Мини-музей в ДОУ». Цель работы сочеталась с задачами дошкольного учреждения. т.к. она велась через активную работу с родителями ,что соответствовало основным направлениям работы дошкольного учреждения и задачам ,которые перед воспитателями ставит федеральный стандарт дошкольного образования. При создании предметно-развивающей среды в группе была проведена большая исследовательская работа.

 Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Обобщая педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И. Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями был создан личный план по самообразованию. Созданию его предшествовали следующие этапы:

I.Диагностический

          Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

        

 II.Прогностический

          Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

 III. Практический

          Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

 

 IV. Обобщающий

          Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

 

 V. Внедренческий

          Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

 

При этом изучалась методическая литература ,перечень которой есть вначале изучаемой темы.

В ходе работы над темой велась активная творческая работа с педагогом ДОУ- Бреус В.Д., опыт которой в этом вопросе был очень ценен для меня.

При создании мини-музея я столкнулась  с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

Задачи, которые хотелось бы поставить перед собой и продолжить данную тему на следующий учебный год:

 С педагогами: 

1. Создать условия для повышения профессионализма в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;

 3. Стимулировать саморазвитие педагогов, повышение категории.

С детьми:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

2. Способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, народному искусству, предметам старины;

 3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к ценностям.

С родителями:

 1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

 

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя логопеда на 2017-2018гг.

Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда 2017-2018гг....

Рабочая программа подготовительной группы 2017-2018гг.

Рабочая программа подготовительной группы « Цветики – семицветики»2017 – 2018г.г.     Воспитатели:               ...

Сетка проектного комплексно - тематического планирования 2017 – 2018гг. (подготовительная группа) по программе "Детство"

Сетка проектного комплексно -  тематического планирования 2017 – 2018гг. (подготовительная группа) по программе "Детство"...

План работы по самообразованию на 2017 - 2018гг.

laquo;Использование игровых  приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...

План по самообразованию на 2017-2018гг.

Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду. Рыбы...