игра викторина для воспитателей
материал

игра викторина для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-viktorina_po_samoobrazovaniyu.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЗНАКОМСТВО  С РУССКИМИ ПРАЗДНИКАМИ,
ТРАДИЦИЯМИ  И  ОБЫЧАЯМИ»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в работе с наследием русской народной культуры.

Задачи:

  • расширять знания педагогов о русской народной культуре;
  • развивать коммуникативные качества педагогов,
    умение работать в коллективе;
  • раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты.

Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту.

Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду, духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему  решили провести игру-викторину на эту тему.


На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели.

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1 команда  – «Сударушка»

2 команда  – «Лебедушка»

1 конкурс «Давайте познакомимся»

Команды должны представить свой девиз. (Команды совещаются и предлагают свои девизы). Все готовы к игре, и мы начинаем.

2 конкурс  «Дело мастера боится»

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк. Найди картину с этим предметом.)

3 конкурс «Народные праздники»

В этом конкурсе вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный, по моей команде поднять карточку с соответствующим номером.

1. В какое время года отмечают праздник Покров?

а. Зимой

б. Осенью

в. Весной

г. Летом

2. В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?

а. Святки

б. Крещение

в. Иван-Купала

г. Вознесение

3. Какой день Масленицы называют «прощенным»?

а. Понедельник

б. Воскресенье

в. Среда

г. Суббота

4. Праздник Кузьминки называют так…

а. По фамилии знаменитости

б. По названию местности

в. По кличке животного

г. В честь святых Кузьмы и Демьяна


5. Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?

а. Береза

б. Ива

в. Верба

г. Яблоня

6. В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.

а. Святки

б. Благовещение

в. Масленица

г. Покров

4 конкурс «Фольклор»

В этом конкурсе я буду задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Какая команда первая поднимет руку и правильно назовет вид фольклора, заработает один балл.

  1. Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь.     (Былины)
  2. Протяжная ласковая песенка для маленьких детей.  (Колыбельная)
  3. Короткие состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию.    (Частушки)
  4. Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.     (Потешка)
  5. Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья.     (Колядки)

5 конкурс  «Скажи».

  • А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
  • Попробуем угадать, что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.     («Репка»)
  • А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок!     («Маша и медведь»)
  • Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко.     («Петушок — золотой гребешок»)
  • Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца.     («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

6 конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нашим зрителям, болельщикам и членам жюри предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь?
(Загадки о художественных промыслах)

1)        Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я?                 (Дымковские игрушки)

2)        Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.                 (Филимоновские игрушки)

3)        Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.                 (Гжельская роспись)

4)        Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.                 (Городецкая роспись)

5)        Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.                 (Богородская резьба)

6)        Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать.                (Матрешки)

7 конкурс «Народная мудрость»

Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

  • «По Сеньке шапка …    (по Ереме колпак)».
  • «Молодо – зелено…      (погулять велено)».
  • «Рука руку моет …        (обе белы бывают)».
  •  «Голод – не тетка …      (пирожка не подсунет)».
  • «Знай наших, …            (последняя копейка ребром)».
  • «Вольному – воля …    (спасенному – рай)».
  • «На чужой каравай рот не разевай … (а пораньше вставай и свой затевай)».
  • «Попытка не пытка …    (спрос не беда)».

8 конкурс  « Обрядовые куклы и куклы обереги».

В этом конкурсе, вам дается по две куколки обереговые и две куколки обрядовые. Вы должны определить. К какому празднику делались  обрядовые куклы. И для чего делались эти куколки обереги

9 конкурс Итоговый «Быт русского народа»

В этом конкурсе два участника (представляю свою команду). Я поочередно буду задавать вам вопросы, касающиеся русских народных праздников. Каждому предлагается ответить на девять вопросов. Выиграет тот, кто даст больше правильных ответов.

  • Какую обувь носили русские крестьяне?     (Лапти)
  • Какую одежду носили русские женщины?     (Сарафан)
  • Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)
  • Универсальный предмет мебели в русской избе.     (Скамья)
  • Какое национальное дерево России?     (Берёза)
  • Что клали новорожденному в колыбельку, под подушку? (куклу-оберег)

Жюри подводит итоги, определяет победителя, которого награждают призом (баранками).

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы еще раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Очень часто за событиями  и за суматохой дней

старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс  полеты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить  умейте старину!

До свидания!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.

Авторский конспект  игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...

Сценарий игры-викторины для практикантов, будующих педагогов на тему "Я бы в воспитатели пошел пусть меня научат"

Сценарий игры-викторины для будующих педагогов практикантов, проходивших практику в детском саду и в будущем мечтающих стать воспитателями детей дошкольного возраста....

деловая игра - викторина для воспитателей "Безопасность на дороге - залог здоровья"

деловая игра - викторина разработана с целью объединения  усилий  педагогов  и  родителей  в  обучении  детейправилам  безопасного  поведения  на...

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя, игры- викторины для детей среднего дошкольного возраста, «Знатоки космоса»

Образовательные области: познавательное развитие.Тема:  Знатоки космоса.Вид деятельности: игра - викторинаЦель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.Задачи:Образовательные:Обогащать знания детей ...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет «Путешествие по волшебным сказкам». (Игра-викторина)

Материал помогает уточнить знания детей о волшебных сказках, совершенствует представления о добре и зле, формирует стремление совершать добрые поступки, приходить на выручку. К конспекту разработана п...

Фәнис Яруллин әкиятләре буенча уен-викторина (Игра-викторина по сказкам Фаниса Яруллина)

Фәнис Яруллин әкиятләре буенча уен-викторина (Игра-викторина по сказкам Фаниса Яруллина)...