"Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении."
консультация

Ахмедчина Надежда Олеговна

Материал направлен на оказание помощи педагогам в непосредственной работе с родителями. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог-родитель" таит в себе ряд конфликтных ситуаций необходимо умение грамотно выбрать стратегию поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области»

C:\Users\ADMIN\Desktop\11eb6b32ad56d55b20ba07d7ba9e45a0.jpg

Я хочу начать свой доклад с одной восточной истории, которая отражает работу социального педагога.

   

«Протяни ты ему руку»

«В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. « Дай же мне руку!» - всё повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».

Так и мы с вами уважаемые коллеги протягиваем руки тем, кто тонет в своих проблемах, часто их даже не замечая. Социальный педагог – это тот спасательный круг, который помогает всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам, и родителям, и педагогам.

Известно, что жизнедеятельность любого социума, невозможна без каких – либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений педагога с семьей воспитанника. При этом с обеих сторон происходят многократные выбросы негативных эмоций, сопровождающиеся поведенческими взрывами, враждой. Педагоги должны уметь предупреждать конфликты или, по крайней мере, гасить их в зародыше.

К сожалению, не всегда это получается и тогда на помощь приходит социальный педагог. Педагоги работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые из них иногда переживают беспомощность. И наша задача вывести человека из такого состояния, постараться помочь понять, почему так получилось.

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит. Работая с педагогами, мы и стараемся убедить их, что всё можно уладить спокойно.

Сложнее обстоят дела с родителями. Родители, как правило, приходят уже готовые к конфликту, начинают с атаки на педагога т. к. у многих родителей, к сожалению, мнение о них  складывается из общения с детьми и услышанного в средствах массовой информации. Причин таких конфликтов много, педагоги и родители видят их по-разному.

 Многие  из родителей видят причины конфликтов с педагогами в том, что:

  • некомпетентность педагога: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;
  • неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;
  • педагоги всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
  • успеваемость ребенка: необъективно оценивает, завышенные требования;
  • унижают детей, оскорбляют их;
  • плохо высказываются о родителях при детях

А вот педагоги назвали следующие причины своих конфликтов с родителями:

  • «совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а претензии предъявляют педагогу»
  • «считают, что только педагоги должны воспитывать их детей». И т. д.
  • слишком высокого мнения о своем ребенке;
  • родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за детским садом;
  • ни во что глубоко не вникают;
  • поверхностно судят о педагогах;

Но каковы бы, ни были причины конфликтных отношений между педагогами и родителями, жертвой их противостояния становится ребенок.

И чтобы не происходило таких конфликтов, мы подсказываем педагогам некоторые приемы, чтобы их избежать:

  •  в споре поможет доброжелательная манера общения;
  •  важно никогда не сравнивать ребенка с другим, а лишь с самим собой;
  •  не следует навязывать собеседнику даже правильную мысль; категорическое несогласие с родителем лучше заменить фразами: «Мне кажется…», «Мне близка другая точка зрения…» и др. Юмор, шутка, направленные на себя, помогут педагогу смягчить любую острую ситуацию.
  • решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
  • адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: "Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров).
  • быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
  • не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • уметь аргументировано высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • в минуты торжества над другим давайте ему возможность «спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.
  • искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения крайне важно.

5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Конкуренция, противоборство – стремление настоять на своём путём открытой борьбы. Этот способ выбирается, если проблема имеет очень большое значение для участников конфликта; оппонент уверен, что предлагаемое им решение изменению не подлежит; участник конфликта ничего не теряет или лишён другого выбора.

Уклонение, избегание – стремление не брать на себя ответственность за принятие решения. Он выбирается, если проблема не заслуживает траты сил и времени; возможен другой путь в достижении цели; столкновение происходит между равными по силе противниками; оппоненты чувствуют свою неправоту; требуется отсрочить решение, для более основательной подготовки.

Компромисс – урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого. Этот вариант берётся тогда, когда интересы сторон полностью не раскрываются и не достигаются. Он опасен тем, что через некоторое время может повториться. Но его выбирают, если все другие стили не приносят эффекта.

Приспособление, уступка – стремление сохранить и наладить благоприятные отношения. Эту тактику применяют, если участники не очень озабочены решением конфликта и готовы уступить позиции друг другу; оппоненты уступают друг другу в малом, чтобы сохранить большее; создается тупиковая ситуация, требующая снижения накала страстей; имеется желание одного оказать поддержку другому.

Сотрудничество – поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон в ходе открытого обсуждения. Необходимость в нем появляется тога, когда силы сторон равны; каждая сторона желает обсудить спорные вопросы в спокойной обстановке и не смотря на конфликт доверяет друг другу.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Педагоги выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. И тут Важно осознавать, что сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла. Ведь наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.  

C:\Users\ADMIN\Desktop\depositphotos_8617252-stock-illustration-open-book.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты между педагогами и родителями Роль социального педагога в их решении Социальный педагог МДОУ ВМР «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска Саратовской области Надежда Олеговна Ахмедчина г. Вольск 2019 год

Слайд 2

Протяните руку помощи!

Слайд 3

Роли социального педагога Социальный педагог адвокат наставник эксперт помощник наставник друг

Слайд 4

Причины конфликтов РОДИТЕЛИ: некомпетентность педагога неумение педагога найти подход к ребенку педагоги всех детей делят на «любимчиков и остальных» успеваемость ребенка унижают детей, оскорбляют их плохо высказываются о родителях при детях ПЕДАГОГИ: совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а претензии предъявляют педагогу считают, что только педагоги должны воспитывать их детей слишком высокого мнения о своем ребенке родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за детским садом ни во что глубоко не вникают; поверхностно судят о педагогах;

Слайд 5

ПРИЕМЫ ПО ИЗБЕЖАНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в споре поможет доброжелательная манера общения; важно никогда не сравнивать ребенка с другим, а лишь с самим собой не следует навязывать собеседнику даже правильную мысль; категорическое несогласие с родителем лучше заменить фразами: «Мне кажется…», «Мне близка другая точка зрения…» и др. Юмор, шутка, направленные на себя, помогут педагогу смягчить любую острую ситуацию решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты адекватно воспринимать , сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: "Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров)

Слайд 6

быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место. не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость уметь аргументировано высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований в минуты торжества над другим давайте ему возможность «спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми

Слайд 7

5 способов выхода из конфликтных ситуаций Конкуренция, противоборство стремление настоять на своём путём открытой борьбы. Этот способ выбирается, если проблема имеет очень большое значение для участников конфликта; оппонент уверен, что предлагаемое им решение изменению не подлежит; участник конфликта ничего не теряет или лишён другого выбора

Слайд 8

Уклонение, избегание стремление не брать на себя ответственность за принятие решения. Он выбирается, если проблема не заслуживает траты сил и времени; возможен другой путь в достижении цели; столкновение происходит между равными по силе противниками; оппоненты чувствуют свою неправоту; требуется отсрочить решение, для более основательной подготовки

Слайд 9

Компромисс урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого. Этот вариант берётся тогда, когда интересы сторон полностью не раскрываются и не достигаются. Он опасен тем, что через некоторое время может повториться. Но его выбирают, если все другие стили не приносят эффекта

Слайд 10

Приспособление, уступка стремление сохранить и наладить благоприятные отношения. Эту тактику применяют, если участники не очень озабочены решением конфликта и готовы уступить позиции друг другу; оппоненты уступают друг другу в малом, чтобы сохранить большее; создается тупиковая ситуация, требующая снижения накала страстей; имеется желание одного оказать поддержку другому

Слайд 11

Сотрудничество поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех сторон в ходе открытого обсуждения. Необходимость в нем появляется тогда, когда силы сторон равны; каждая сторона желает обсудить спорные вопросы в спокойной обстановке и не смотря на конфликт доверяет друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роли социального педагога в детском саду

Роль социального педагога в ДОУ, функциональные обязанности, нормативно- правовая основа, консультации и рекомендации для воспитателей....

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Роль социального педагога в Службе ранней помощи

Организация работы с семьей в СРП. Конспект группового сеанса с детьми раннего возраста...

"Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями" (по Томасу Гордону) - методическая разработка для педагогов и родителей

Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор.Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтну...

«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»

laquo;Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»...