Практическое занятие для родителей «Ребенок в мире сверстников»
методическая разработка по психологии

Медведева Светлана Александровна

Практическое занятие направлено на решение задач повышения компетентности родителей по вопросу особенностей общения детей 4 – 6 лет со сверстниками, развития родительской рефлексивности.

В публикации представлен конспект практического занятия с иллюстрациями из презентации к нему. Данные материалы могут использовать в своей работе с родителями воспитанников педагоги ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_rebenok_v_mire_sverstnikov.docx863.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие для родителей воспитанников ДОУ

«Ребенок в мире сверстников»

Задачи:

  1. Повысить компетентность родителей по вопросу особенностей общения детей 4 – 6 лет со сверстниками.
  2. Способствовать повышению родительской рефлексивности.

Материалы:

Презентация по теме; небольшая игрушка; карточки с инструкцией для упражнения «Еж и слон».

Слайд 1. Тема

Уважаемые мамы и папы! Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками.

Слайд 2. Способность к общению включает в себя

Как вы считаете, способность общаться – это то, что нам раз и навсегда дается от рождения или это то, чему можно научиться? (Ответы).

Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею!» - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации); 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении («Я знаю!»).

В дошкольном возрасте дети проходят своеобразную «Школу общения» со всеми вытекающими отсюда последствиями (конфликты, жалобы, проверка отношений, эксперименты типа «сегодня дружу с тобой, завтра с Петей», «что будет, если…» и т.п.). Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Упражнение – приветствие

Предлагаю небольшую разминку. Я сейчас буду перечислять некоторые характеристики детей. Если вы считаете, что это свойство или качество свойственно вашему ребенку, то встаньте.

Итак, встаньте те, кто:

  • считает своего ребенка робким и застенчивым;
  • иногда наблюдает у своего ребенка агрессивные проявления (может толкнуть, ударить, сломать чужую постройку);
  • чей ребенок часто жалуется вам на своих сверстников;
  • считает ребенка излишне обидчивым;
  • замечал у своего ребенка лидерские качества;
  • чей ребенок часто пытается привлечь внимание сверстников, хвастаясь какой-то особенной игрушкой или вещью;
  • считает, что ваш ребенок легко поддается влиянию.

Что ж, каждый из нас в детстве начинал постигать непростую науку общения, и никто не обходился без ошибок. Да что говорить, мы до сих пор каждый день учимся общению и до сих пор допускаем промахи, о которых жалеем. Что же требовать от ребенка, который находится в самом начале пути?

Как вы думаете, какие личностные черты влияют на то, чтобы общение состоялось наилучшим образом? (Ответы родителей).

Слайд 3. Особенности общения (феномен…)

У детей до 5 лет наблюдаются некоторые возрастные особенности общения со сверстниками, которые взрослому необходимо учитывать и помочь преодолеть. Так, например, ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая при этом о товарище. Это называют феноменом «невидимого зеркала». (Дети тяжело переживают свою отверженность).

(Вопрос родителям: как можно помочь «попиарить» себя?) Дети «пиарят» себя разными способами: внешний вид, опрятность (дети чувствуют неприятный запах), игрушки, интересные впечатления, что-то интересное умеют делать.

Позже ребенок начинает видеть и особенности самого сверстника, однако, фиксируя у него в основном негативные моменты. Задача взрослых: научить видеть в других что-то хорошее, объяснить причины поведения другого ребенка.

Дискуссия на тему: «Учить ли ребенка давать ли сдачи?

Слайд 4. Особенности общения (преобладание…)

Еще одной отличительной особенностью общения детей является преобладание инициативных действий и высказываний над ответными. Это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который быстро распадается: ведь для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Кроме того, из-за ограниченных возможностей мышления детей 4-5 лет им трудно предвидеть последствия (результат) своих поступков.

Слайд 5. Особенности общения (схема «Эмпатия»)

Очень часто ребенку бывает трудно представить, что чувствует другой человек. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит и т.п., и не понимает, что каждый сверстник – личность со своим внутренним миром, интересами, желаниями.

Обратите внимание на красную фигуру на рисунке. Что вы видите? (6, 9). Что видит желтый человечек? (6) А зеленый? (9). Умение встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами – это качество, которое сформировано даже порой не у всех взрослых. Тем не менее, оно развивается именно в дошкольном возрасте в процессе совместных игр.

Слайд 6. Особенности общения (…через взрослого)

Оценки детей в большей степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Оценка родителей также стоит на первом месте, имеет большое значение то, что говорит о сверстнике ребенка мама или папа.

Слайд 7. Результаты исследования общения дошкольников

Ученые провели очень интересное исследование, изучив особенности общения детей-дошкольников. Были изучены две группы: дети-«звезды» и дети-«аутсайдеры».

Оказалось, что группы популярных и непопулярных детей почти не отличаются по уровню развития мышления. Иначе говоря, познавательные способности и уровень интеллекта никак не гарантируют успешности ребенка в коллективе сверстников. Не является показателем и степень общительности и инициативности в игре: «звезды» получили по ним вполне средние баллы. Но вот непопулярные дети разделились на две группы: чрезвычайно замкнутые и безынициативные и чрезмерно общительные и стремящиеся к лидерству.

Оказалось, что самый важный параметр, который «гарантирует» для ребенка в круг тех, с кем все хотят дружить, - это эмоциональное отношение к сверстникам. «Звездам» интересны действия другого ребенка, они доброжелательны (одобряют, сопереживают, поддерживают). Они готовы откликнуться на просьбы других детей, часто и бескорыстно помогают им. В позиции обиженного они предпочитают разрешать конфликты мирно, не требуя для обидчика непременного наказания. Конечно, популярные дети остаются детьми. Они ссорятся, обижаются, соревнуются с другими. Но, самое главное, их самооценка имеет здоровые корни. Их собственное «Я» не мешает им видеть других.

И наоборот, непопулярных детей объединяет один параметр: гипертрофированная самооценка. Причем она может быть завышенной, заниженной или даже адекватной, все это не является источником конфликтов. Главная причина – доминанта собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, что он значит для других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся и как его оценивают окружающие, и остро переживает их отношение. Для такого ребенка его «Я» является абсолютным центром всего.

Заложить основы здоровой самооценки вполне по силам родителям.

Слайд 8. Я и мое тело

Взрослые могут помочь ребенку научиться эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Этому способствуют простые игры и упражнения, которые мы разделили на несколько различных направлений: я и мое тело, я и я, я и мой язык, я и мои эмоции, я и другие.

Направление «Я и мое тело». Эти игры и упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

  • Подвижные игры и физические упражнения;
  • Игры на расслабление («Холодно – жарко», «Тающий снеговик»);
  • Игры на знакомство со своим телом («Ласковые лапки», «Веселое путешествие»);
  • Успокаивающий массаж;
  • Телесно-ориентированные техники на сброс отрицательных эмоций («Где поселился страх», «Прогоним Упрямку, Капризку, Обидку», «Избавляемся от злости»);
  • Дыхательная гимнастика.

Слайд 9. Я и Я

Направление «Я и Я». Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Это помогает развить у дошкольника уверенность в себе. Ведь уверенное поведение является важным показателем эффективного общения. Тревожным, замкнутым, неуверенным в себе детям зачастую трудно установить дружеские отношения со сверстниками.

  • Рисование («Нарисуй себя», «Нарисуй, что любишь», «Моя ладошка»);
  • Беседы и игры с детьми («Что я люблю», «Я лучше всех умею…», «Какой Я?», «Назови ласково»).

Упражнение в кругу: «Никто не знает, что я очень хорошо умею…»

Ведущий предлагает каждому участнику продолжить фразу: «Никто не знает, что я очень хорошо умею…», передавая игрушку по кругу.

Слайд 10. Я и мой язык

Еще два направления: «Я и мой язык», «Я и мои эмоции». Это игры и упражнения, направленные на понимание того, что кроме слов, существуют и другие средства общения (язык жестов, мимики и пантомимики).

  • Игры и упражнения на знакомство с мимикой, пантомимикой, жестами («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Изобрази походку, животное, сказочный персонаж», «Скажи слово с разной интонацией», «Прочитай стихотворение, как персонаж из сказки»).

Слайд 11. Я и мои эмоции

Это также игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, на распознавание эмоциональных реакций других людей, на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

  • Рассматривание фото, иллюстраций «Эмоции»;
  • Обсуждение персонажей литературных произведений;
  • Беседы с детьми о настроении, о том, как справиться с отрицательными эмоциями (гнев, грусть, страх, обида) («Экран настроения», «Волшебный клубочек», «Стаканчик для крика», «Подушка Бобо», «Нарисуй своё настроение»).

Слайд 12. Я и другие

Еще одно направление – «Я и другие». Это игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности.

  • Беседы с детьми и разбор ситуаций общения со сверстниками
  • Игры и упражнения:
  • на привлечение внимания к внешнему виду, настроению, действиям, интонации другого человека ( «Что изменилось», «Угадай, о ком говорим»);
  • на умение замечать и подчёркивать положительные качества и достоинства других людей («Комплимент», «Похвали друга», «Волшебный стул»);
  • на умение совершать совместные, согласованные  действия («Раскрась варежки», «Совместный рисунок»);        
  • Специальные предметы, помогающие помириться («Ковёр мира», «Скамья примирения», «Коробка дружбы», «Мирилка» и т.п.);
  • Пример взрослых: стиль общения, поведения в конфликте, как достигает цели.

Упражнение «Яблочко и червячок»

Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Упражнение в парах «Еж и слон»

Ведущий делит группу на пары. Каждый человек в паре получает свою инструкцию. Затем участники берут один на двоих лист бумаги и маркер (или ручку) и начинают выполнять задание.

Задание выполнено правильно, если каждый нарисовал свою отдельную фигурку.

Обычно партнеры в паре настроены на соперничество и «победу», хотя при инструктировании о необходимости «победы» в упражнении не говорится ни слова. Это знак того, что внутренняя позиция участников – конкуренция, борьба, а не сотрудничество.

Вопросы при обсуждении игры:

  • Кого вам надо было нарисовать? Достигли ли вы своей цели?
  • Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?

Выводы: существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, то он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Слайд 13. «Способы выхода из конфликтной ситуации»

- Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным. (Схема «Способы выхода из конфликтной ситуации»).

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

- А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Слайд 14. Поможем детям

Что же делать, если ребенок жалуется вам на своих сверстников?

  1. Важно помочь ребенку начать воспринимать других детей более миролюбиво, отказываясь от «образа врага». А для этого обращать внимание ребенка на те моменты, когда другие дети проявили к нему доброту, ласку, стремление помочь.
  2. У детей крайне малый репертуар возможных реакций на обиду со стороны сверстников. Иначе говоря, они не знают, как можно отреагировать по-другому. Важно расширить репертуар ребенка.
  3. Например, научить его прямому обращению. Если кто-то говорит или делает то, что его обижает, он должен прямо выразить свои чувства. Например: «Мне неприятно, когда ты так говоришь. Пожалуйста, не нужно…». Учите его также, чтобы он сделал паузу и посмотрел на реакцию.
  4. Иногда можно использовать способ игнорирования: не замечать обидчика. Дело в том, что обидчивые дети рано или поздно становятся мишенями для более активных и злых на язык сверстников, и говорить им «Мне неприятно» не помогает.
  5. Дошколят и младших школьников можно научить отговоркам:
  • Кто так обзывается, сам так называется
  • Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!
  • Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил
  • «Неумеха» - «здравствуй, неумеха, приятно познакомиться, а я – Света».
  1. «Трехшаговый метод» по задержке физических реакций (1. «Мне неприятно, что ты говоришь (делаешь)» (твердым тоном), 2. «Мне неприятно. Если ты не прекратишь, я тебя ударю». 3. Если не прекращает, можно ударить).
  2. Обидчивый ребенок слишком сконцентрирован на самом себе, поэтому нужно развивать в нем настоящий интерес к другим детям.

Рефлексия

В завершение нашей встречи, я предлагаю вам подумать над таким вопросом:

  • Что для вас сегодня было новым, наиболее интересным, что больше всего запомнилось? (Ответы родителей).

Литература:

  • Василькина Ю.К. Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками. – М.: Эксмо, 2013.
  • Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., Интор, 1996.
  • Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. – М.: О-во «Знание» России, М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"

Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительское собрание в...

Конспект практического занятия для родителей "Как у детей закрепляется неправильное поведение"

В практическом занятии затрагивается актуальная для родителей тема детского послушания (непослушания), установления границ дозволенного, вопрос о механизме закрепления неправильного поведения, о систе...

"Теремок" Конспект практического занятия для родителей по игровому стретчингу

Комплекс упражнений на развитие физических качеств: гибкости, силы, баланса с использованием гимнастического мяча (фитбола) по сказке "Теремок"....

Конспект обучающего занятия для родителей ребенка 3-4 лет с ЗРР

Конспект обучающего занятия для родителей ребенка 3-4 лет с ЗРР по теме "Кошка с котенком"...

Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»

Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.В теоретических работах основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривается психологич...

Конспект практического занятия с родителями «Мотивационная готовность к школе»

Конспект практического занятия с родителями«Мотивационная готовность к школе»...