Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Асташина Дарья Александровна

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической культуры дошкольников в условиях детского сада. Предлагаемое занятие может быть использованно как на общегрупповых занятиях, так и в рамках экологического кружка, проводимого педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotannoe_zanyatie_no3.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

(вторая младшая группа)

«Красная книга Природы»

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

-Закрепить  представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

-Воспитывать  гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

-Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе

-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

-Знаки по правилам поведения на природе

-Иллюстрации по правилам поведения на природе

-Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

-Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

-Цветной картон (страницы для красной книги)

-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

-Эмблемы-медали: «Защитники природы»

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

 (предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео – о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи.  Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,

Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.

Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.

Догадались, что это за чудо – богатырь?

Дети: лес!

Воспитатель: Да, ребята – это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?  

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

Предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

Предложения детей: надо всё убрать …

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

Предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры.

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке.

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

- Ребята, это не воспитанные люди так обидели её! Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

Предположения детей: они ломали ветки для костра…

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может, подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись).

Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки «Загрязнение воды и воздуха выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Воспитатель: Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы - «год экологии») 2017 год в нашей стране был объявлен  годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое – экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети: экология – это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда.

Воспитатель: Да, ребята, экология – это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему года экологи, что там изображено?

Дети: наша земля изображена голубыми, зелёными линиями, как будто это реки, леса…

Воспитатель: Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

Воспитатель: Смотрите-ка и на нашей полянке появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему – нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

Просмотр детьми видео.

 Воспитатель: Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое «Красная книга»? Кто-нибудь может рассказать – что он запомнил из посмотренной передачи? Зачем люди создали «Красную книгу»?

Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор они охраняются законом. И никому нельзя уничтожать их.

Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите, я приготовила саму книгу, вот она (показ книги). Почему она красного цвета?

Дети: красный цвет – цвет  опасности, тревоги

Воспитатель: Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

Воспитатель: Что обозначают страницы красного цвета?

Дети: На красных страницах те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь.

Воспитатель: Посмотрите ребята у кого какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать названия).

Дети: Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…

Воспитатель:  А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети: На жёлтых страницах те растения и животные количество которых быстро снижается.

Воспитатель: Дети, у кого есть жёлтые страницы, покажите и назовите этих животных и растения.

Дети: речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…

Воспитатель: А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети: На белых страницах животные и растения, численность которых всегда была невелика.

(Филин, сова…)

Воспитатель: К сожалению, есть в книге страницы чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети: Это самые печальные страницы на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.

Воспитатель: Покажите и назовите их.

Дети: Карликовая берёзка

Воспитатель: Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети: Это самые радостные страницы книги на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания.

Воспитатель: Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети: Прибайкальский шмель.

Воспитатель: Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.

Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

Дети надевают шапочки и садятся на ковёр.

Воспитатель: Те, кто услышит в моём стихотворении говорится о нём, выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Воспитатель: Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии я приготовила для вас вот такие эмблемы медали «Защитники природы». Я надеюсь, что вы будете настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям медали-эмблемы «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.    

Просмотр видео о красоте природы родного края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"

познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Весеннее пробуждение природы"

Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и активизи...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наш дом-природа"

        Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе.                 Тема: &la...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Мы-защитники природы "

Цель:формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.Предварительная работа:"как нужно вести себя в лесу",проведение дидактических игр,наблюдение за погодой,просматрива...

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».

Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Весеннее пробуждение природы"

Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и активизи...