Мастер - класс на тему "Развивающие игры Воскобовича"
материал

Мухаметзянова Елена Сергеевна

Материал даннного мастер - класса рассказывает о значении и поьзе РИВ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ

Мастер – класс  на тему:

«Развивающие игры Воскобовича»

                                                                                       Подготовила: воспитатель

                                                                           Мухаметзянова Е. С.

                                               

                                               с. Раевский 2020 г.

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Я сегодня за короткое время постараюсь рассказать вам об уникальной, на мой взгляд, игровой технологии, которую я с недавнего времени активно использую в своей деятельности.

СЛАЙД 2. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Игра создает  тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

СЛАЙД 3. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Значение игровых технологий вы видите на экране.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. 

СЛАЙД 4. Со своими детьми средней группы я активно использую элементы уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». На базе РИВ можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).

СЛАЙД 5.  Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены 3 основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

СЛАЙД 6.  Сегодня я вас хочу познакомить с квадратом Воскобовича. 

Эта игра будет интересна не только детям разных возрастов, но и играющим с ними взрослым. 

ПОКАЗ!!!: Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. В качестве основы выбирают хорошо гнущийся материал. Стандартный размер основы квадрата 14 - 15 см.

Плоскости каждой стороны квадрата окрашены в контрастные цвета. К примеру, с одной стороны все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а если мы развернем квадрат, то увидим, что они зеленые.

Количество цветов, представленных в квадрате, зависит от возраста ребенка, который им будет играть. Двухцветный (как у меня) предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет. Вместе с игрой в комплекте есть инструкция, в которой предлагается 19 схем сложения разного уровня сложности.

СЛАЙД 7.  Со схемами сложения четырехцветного квадрата сможет справиться ребенок от 3 до 10 лет и старше. Часто для четырехцветного квадрата применяются красный и синий цвет треугольников- с одной стороны, желтый и зеленый цвет- с другой стороны.

А также в комплекте есть сказочный сюжет «Тайна ворона Метра» с ее главными героями мамой Трапецией, папой Прямоугольником, малышом Квадратом, дедушкой Четырехугольником и другими персонажами.

 

СЛАЙД 8.  Работая с игровыми технологиями, я пришла к следующему выводу: главной особенностью этих игр является то, что в них  объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности  «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.

СЛАЙД 9.  Как же играть в квадрат Воскобовича? - Мы переходим к практической части нашего мастер- класса.

СЛАЙД 10.  На примере упрощённого варианта - двухцветного квадрата,- покажем сказку «Теремок» в новом, креативном (!) прочтении. Есть желающие поиграть, как наши детки?

Воспитатель: Итак, давайте поближе рассмотрим: у вас, уважаемые жюри,  на столах лежит геометрическая фигура.

И перед вами, уважаемые коллеги, стоит геометрическая фигура.  Скажите, как она называется? (квадрат)

Правильно!  Покажите мне у квадрата стороны. Сколько их? (4)

А сколько углов (4) . А покажите мне, пожалуйста, середину квадрата!

А сколько цветов у нашего волшебного квадрата (2) , а какие (красный и зеленый). Повернем красной стороной к себе.

(Здесь мы повторяем закрепление названий геометрических фигур, цветов, закрепление терминов «сторона», «угол» счет до 5)

Воспитатель: Молодцы! Все правильно вы сказали. А вы знаете, ведь это не простой – это его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с вами поиграть.

Наш волшебный квадрат большой, красный. Хотите побыть волшебниками и превратить его в маленький зелёный? - Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось? (ответы) Вы - настоящие волшебники! 

Воспитатель: А теперь наш квадрат превратиться в дом-теремок. Снова сделайте квадрат большим, красной стороной к себе. И согните к середине 2 верхних угла. Что получилось?

СЛАЙД 11.  Да, красный дом с зелёной крышей. Молодцы!

Воспитатель: Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, смотрит - теремок стоит!

СЛАЙД 12.  Складывают мышку. Снова сделайте квадрат большим, сложите пополам и загните верхний уголок. Молодцы, вот и мышка стала в теремке жить поживать, да чай распивать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)

Воспитатель (доставая игрушечную лягушку). Вот лягушка скачет по полянке, в теремке тоже хочет жить, мышку конфеткой угостить. Пока лягушка скакала, конфетку потеряла. Давайте успокоим Лягушку – квакушку, сделаем конфеты!

СЛАЙД 13. Снова сделайте квадрат большим, поверните зелёной стороной к себе. Теперь возьмите верхний левый и нижний правый углы. И сложите эти уголки в серединку квадрата. Молодцы!

Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, чтоб угостить мышку конфеткой и с ней вместе жить. Сколько теперь зверушек в домике (2)

        Воспитатель: Тут на опушку выскочил зайчик. Ой, что-то журчит! Что может журчать? (вода, речка, ручей) Зайчику ручеек преградил дорожку к терему. А как же зайчику попасть к теремку? (надо переплыть) На чем можно переплыть ручеек? (На лодке). А у нас она есть? (Нет) А давайте мы ее сделаем из нашего волшебного квадрата! Сложим нашу конфетку пополам по длине.

СЛАЙД 14.   Наш волшебный квадратик превратился в лодочку! Отправляемся на ней вместе с зайчиком путешествовать по ручейку, поплыли.

Воспитатель: Вот заинька переплыл ручеек, зашел в теремок и стали они жить вместе. Сколько зверушек стало в домике? (3)

Воспитатель: Кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же! Кто в лесу рыжая, хитрая модница? (лиса) Но пока лиса Краса бежала по дорожке, потеряла туфельку. Давайте поможем лисичке и сделаем для нее туфельку

СЛАЙД 15.  (делают туфельку) Развернем квадрат, положим красной стороной к себе. Возьмём верхний левый угол и опустим его к правому нижнему. Правый верхний угол загибаем вовнутрь, соединяя с правым нижним. Поднимаем правые углы кверху. Вот и туфелька для лисички. Теперь она дошла до теремка!  Сколько зверушек живет в теремке? ( 4)

Воспитатель: А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»

Воспитатель: Испугались звери. А разве всегда медведи злыми бывают? Наш медведь-то добрый!

СЛАЙД 16. Давайте и медведя в теремок пустим! Разворачиваем туфельку. снова строим теремок. Стали они вместе жить в теремке! Сколько зверушек живет в теремке? (5) Молодцы!

Спасибо нашим рассказчикам! Проходите на свои места.

Вот такое моделирование сказок из простого 2-хцветного квадрата позволяет развивать малыша. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.  А представьте, насколько больше комбинаций и моделей можно создать при использовании 4-хцветного квадрата!

СЛАЙД 17. Хочу познакомить вас с ещё одной игрой с 2-хцветным квадратом.  Игра «Квадрат и пространство». Кто хочет проверить свои силы?

Предлагаем детям следующие задания (Попробуем выполнить их без ошибок!):

• Положить квадрат красным цветом;

• Положить квадрат зеленым ромбиком (Что нужно сделать? - сгибаем уголки на квадрат)

• Развернули. Положить квадрат красным ромбиком. (Что нужно сделать? - сгибаем уголки внутрь). Левый уголок наложить на правый;

• Развернули. Положить квадрат ромбиком так: нижние углы за квадрат, верхние - на квадрат;

• Развернули. Положить квадрат ромбиком так: все уголки, кроме верхних – на квадрат;

• Положите квадрат зеленой стороной, правые уголки на квадрат, левые – за квадрат;

• Развернули. Положите квадрат красным ромбиком. Согните верхнюю половинку на квадрат. Молодцы!

Дети создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.

Итак, с помощью игры «Квадрат Воскобовича» воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

СЛАЙД 18. И все же, чем же отличаются игры Воскобовича от всех остальных?

  1. Возрастной диапазон.
  Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

  2.Многофункциональность.
С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
  3. Творческий потенциал.
  Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, просто не способны.  

4. Сочетание сказки и головоломки.
  Это не просто сказки, а методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов.

5. Придумывание собственных небольших сказок – отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

     6. Составляя сюжетный рассказ, малыш придумывает новых героев, старается придерживаться определенной линии повествования – это отлично сказывается на развитии логики и фантазии.


Главное -
 необходимо помнить, что взрослый является полноправным партнером игры с ребенком!

СЛАЙД 19. Благодарю за внимание!

Весёлых Вам игр и радостных открытий с «Квадратом Воскобовича»!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС « Игровые технологии в ДОУ » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад №1 с.Раевский «Сказка» Воспитатель Мухаметзянова Елена Сергеевна

Слайд 2

«Великая цель образования– это не знания, а действия» Гербер Спенсер « Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко -Конвенция о правах ребенка -ФГОС ДО -ООП ДО «От рождения до школы»

Слайд 3

Её значение : активизирует воспитанников; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Слайд 6

Для детей 2 - 5 лет Квадрат Воскобовича

Слайд 7

Для детей 3 - 10 лет

Слайд 8

Главные принципы обучения «от простого к сложному» «самостоятельность по способностям » Основная цель: Становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.

Слайд 9

Как играть? Практическая часть

Слайд 10

Сказка «Теремок» с квадратом Воскобовича

Слайд 17

Игра «Квадрат и пространство »

Слайд 18

Твор-чество Вариа-тивность С казка П ознание Много-функцио-наль-ность Р ечь Разно-возраст- ность

Слайд 19

Благодарю за внимание! Весёлых Вам игр и радостных открытий с развивающими играми Воскобовича !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Квадрат Воскобовича своими руками"

Мастер-класс для педагоговпо внедрению в образовательный процессразвивающих игр В. ВоскобовичаСлайд №1БиографияТолчком к изобретению этих игр послужили собственные дети у инженера-физика Вячеслава Вос...

Мастер-класс по развивающей игре «Читайка на шариках» В.В. Воскобовича.

Представление мастер-класса  по развивающей игре «Читайка на шариках» В.В. Воскобовича....

Мастер-класс для педагогов "Квадрат Воскобовича своими руками"

Толчком к изобретению этих игр послужили собственные дети у инженера-физика Вячеслава Воскобовича, в эпоху перестройки  походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались...

Мастер-класс для родителей «Играем в развивающие игры Воскобовича дома»

Цель: освоение и последующее применение технологии  Воскобовича родителями в домашних условиях. Задачи: 1.Демонстрация  участникам мастер-класса различные возможности использования...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...

Мастер – класс «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В. Воскобовича).

Мастер – класс  «Сказочные лабиринты игры»(по играм В.В. Воскобовича)...

Мастер-класс по развивающим играм В.Воскобовича

Для повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....