Статья "Формирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность".
статья

Семиколенных Людмила Владимировна

Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательноисследовательской деятельности? Необходима поэтапная система работы по организации детского экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о воде через познавательно - исследовательскую деятельность «Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я понимаю.» На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков , но и как поиск знаний ,приобретение их самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого взаимодействия ,сотрудничества ,сотворчества. Закон "Об образовании" отмечает , что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: вырастить ребёнка сознательным членом общества, поэтому необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений - детское экспериментирование, которое способствует познанию окружающего мира, развитию интереса, способностей ребенка. п 2.6 ФГОС гласит :» исследовательская деятельность является одним из сквозных механизмов развития ребенка наряду с общением и игрой. В познавательно-исследовательскую деятельность входит экспериментирование. Создать систему экспериментов при проведении которых будут накоплены знания, умения, опыт – задача дошкольного учреждения. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного процесса является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. .Л. И. Божович отмечает,что «потребность в новых впечатлениях у детей перерастет в познавательскую потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Н.Н. Подъяков также считал, его многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений. 1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. 2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов. 5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы. - Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. - Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. - Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. - Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата. - В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». «Достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами». Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний «Детское экспериментирование – активно-преобразующая самостоятельная исследовательская деятельность детей». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Как развить у детей дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности? Необходима поэтапная система работы по организации детского экспериментирования, с учётом возрастных особенностей детей и их способностей. Этапы работы: Организационный – включающий в себя: ϖ Подбор методического комплекса ϖ Определение уровня знаний и навыков , используя дидактические игры и пособия, диагностические карты ϖ Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастом детей Практический – ϖ перспективное планирование ϖ Организационная деятельность ϖ Индивидуальная и подгрупповая работа Результативный – ϖ - теоретическое обоснование ϖ -качественный анализ уровня знаний детей При подготовке к работе особое место отводится : приобретению методического комплекса по данной теме , игр и пособий, обогащение предметно-развивающей среды – уголка экспериментирования необходимым инвентарем /воронками, колбами, весами, пипетками, наборами для игр с песком и водой, бросовым материалом /бумагой, ватой, краской, косточками, палочками и наборами и т.д С целью определения уровня знаний детей о воде ее свойствах стараюсь использовать игры и пособия, рабочий инструментарий , который помогал бы в практической деятельности ,определять свойства воды, ее состояние, дидактические карты , иллюстрации и картинки – способствующие выявлению знаний ,формированию интереса к познавательной деятельности. Определила цель своей работы по данному вопросу: «Содействовать развитию познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, развивающей продуктивные формы мышления.» Большую помощь в организации работы решает планирование, необходимо планировать так, чтобы знания, полученные в предыдущей деятельности систематически пополнялись и накапливались, а также использование инвентаря, дидактического материала, практических действий способствовали расширению знаний о предмете, приобретению опыта. Планировать деятельность необходимо с учетом возрастных особенностей детей.

Предлагаю перспективное планирование для детей младшего и старшего возрастов.

Младший возраст.

Сентябрь.

 «Водичка, водичка».

 Знакомство с водой, ее состоянием: жидкая, льется, переливается.

 Октябрь.

 Купание куклы Алены Знакомство с водой: льется, теплая, прохладная,

 Ноябрь.

 «Куда спряталась водичка».

 Окрашивание воды в различные цвета в прозрачных емкостях.

Декабрь.

 «Снег, снежок».

 Знакомство со снегом, таянием снега.

Январь.  

«Лепим комочки из снега». Знакомство с состоянием снега: липкий, сухой, тает,

Февраль.

 Лепим снеговиков, раскрашиваем.

 Знакомство с состоянием снега: липкий, сухой, тает,

Март.

 Куда девался лед Знакомство со свойствами льда, таянием, окрашиванием, замораживанием

Апрель.

«Капель, капель».

Наблюдение за капелью

Май.

«И в лужах вода…»

Наблюдение за водой в лужах, нагреванием на солнце, испарением

Июнь.

«Водичка, ты водичка».

 Игры с водой: теплая- холодная, прохладная

Июль.

«Беги, беги кораблик».

 Пускание корабликов в бассейне

Август.

«Улетай туча…»

 Наблюдение за тучей, дождем.

Старший возраст.

 Сентябрь.

«Откуда пришла вода».  Беседа о воде, ее нахождении, появлении.

Октябрь.

 «Ты беги, беги ручеек».  Наблюдение за ручейками.

Ноябрь.

«Первый снег».  Наблюдение за снегом его состоянием, свойствами

Декабрь.

 Опыты с водой. Опыты с прохладной, минеральной водой, д/и «тяжелый и легкий.

Январь.

 Опыты со снегом, льдом, водой.

 Практическая деятельность.

 Февраль.

 Напоим куклу чаем.

 Наблюдение за кипятком, опыты с кипятком, превращение в прохладную воду /деятельность воспитателя/.

Март.

 «Ой бежит ручьем вода».  Наблюдение на прогулке за водой и ее состоянием.

 Апрель.

«Кому нужна вода?»  О значении воды в жизни растений.

 Май.

 «Куда вода подевалась?»  Игры с водой на улице.

 Июнь.

 День Нептуна.  День Игр с водой.

 Июль

 «Ты теки, теки водица».  Игры с водой в бассейне

Август.

 «Что мы знаем о воде?»

Итоговое развлечение.

 Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребёнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. делать простейшие выводы . Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. Детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

«Люди научившиеся ….наблюдениям и опытам ,приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми ,кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»

Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с  водой....

Технологическая карта. "Создание условий для расширения представлений о березе, через познавательно - исследовательскую деятельность в средней группе".

Цель: создать условия для расширения представлений о березе с помощью познавательно – исследовательской деятельности (по методике проведения исследований в детском саду Савенкова А.И.) ....

Опыт работы по расширению представлений о сезонных изменениях в мире растений у детей среднего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

В статье очень подробно описывается работа по расширению представлений о сезонных изменениях в мире растений через познавательно-исследовательскую деятельность....