Статья:"Развитие устойчивости внимания у детей средней группы с использованием дидактических игр".
статья (средняя группа)

Кузнецова Людмила Александровна

Развитие устойчивости внимания у детей средней группы представляет собой важную проблему в дошкольном образовании. В данной статье говорится об актуальности проблемы развития устойчивости внимания у средних дошкольников и о средствах преодоления данной проблемы.
  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья "Развитие устойчивости внимания у детей средней группы с использованием дидактических игр".
Развитие устойчивости внимания у детей средней группы представляет собой важную проблему в дошкольном образовании. В данной статье говорится об актуальности проблемы развития устойчивости внимания у средних дошкольников и о средствах преодоления данной проблемы.
Развитие устойчивости внимания у детей средней группы с использованием дидактических игр.
Развитие устойчивости внимания у детей средней группы является важной проблемой в дошкольном образовании. В статье 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что внимание развивается во всех образовательных областях, которые взаимосвязаны друг с другом, оно все же наибольшее преимущество имеет область «Познавательное развитие». Большинство выделяют внимание как один из психических процессов, тем не менее, это не так. Это один из механизмов деятельности, который влияет на развитие всех психических процессов. В современном обществе, которое постоянно развивается и стремительно прогрессирует, у ребенка должны формироваться все свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, избирательность, распределение, переключение и объем.
Огромный вклад в разработку проблемы формирования внимания внесли отечественные и зарубежные психологи Б. Г. Ананьев, В. Вундт, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. Рибо, С. П. Рубинштейн.
В данное время вопросами формирования внимания у детей дошкольного возраста занимаются Е. Ю. Власова, Е. И. Дьяченко, Л. В. Маранцева, С. В. Мхитарян, В. В. Перевертайлова и т.д.
Определения и мнения ученых об устойчивости внимания в целом похожи между собой. Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн в своих работах писал, что «устойчивость – время, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Она позволяет более глубоко сосредоточиться на изучаемом объекте, открывая в нем все новые и новые стороны, характеристики, качества». Он обозначил одну из проблем недостаточной сформированности устойчивости внимания: однообразие и монотонность предмета. Для сохранения интереса его содержание следует менять и обновлять. Этого же мнения придерживается Роберт Сергеевич Немов, который определяет устойчивость внимания как способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
В настоящее время данной теме уделяется мало внимания. Недостаточно разрабатывается пособий, материалов и игр, ощущается нехватка специалистов и профессионалов в этой области.
Воспитателю нужно более тесно сотрудничать с семьей, усиливать ее педагогическую культуру, ведь для ребенка средней группы большее значение и авторитет имеют в первую очередь родители. К сожалению, в настоящее время многие из них не осознают, что необходимо развивать устойчивость внимания не только в стенах детского сада, но и домашних условиях. Именно родители, согласно «Семейному кодексу Российской Федерации» несут ответственность за развитие и воспитание своих детей.
Формировать устойчивость внимания необходимо с первых дней жизни ребенка, ведь от уровня развития данного свойства зависит его восприятие новой информации в будущем. Чем интереснее воспитатель представит учебный материал ребенку, тем больше малышу захочется открывать что-то новое для себя самому. Будет активно развиваться память, мышление, речь, воля и самостоятельность, он сумеет нестандартно подходить к решению задач и проблемных ситуаций. При этом должно сохраняться правило: дети не должны подозревать, что их пытаются чему-то научить. Образовательный процесс следует выстраивать так, чтобы ребенку было интересно, познавательно и увлекательно.
Для того чтобы развивать устойчивость внимания у детей среднего дошкольного возраста, необходимо создавать дидактические игры, ведь именно игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Это необходимо для более полного познания окружающего мира, для поддержания интереса и любознательности, которые позже перерастают в знания.
Развитие устойчивости внимания у детей среднего дошкольного возраста с

  •    

помощью дидактических игр будет эффективно, если:
- игры будут включены в различные режимные моменты (самостоятельная игровая деятельность, организованная образовательная деятельность, прогулка);
- будут использоваться традиционные и нетрадиционные методы и приемы для поддержания интереса (проблемные ситуации, драматизации, погружение в ситуацию, соревновательный момент);
- педагог будет тесно сотрудничать с родителями ребенка по вопросу внедрения  дидактических игр для развития устойчивости внимания у детей средней группы (родительские собрания, консультации, мастер-классы, круглые столы, фотовыставки и др.)
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми дошкольного возраста признается игра, которая должна, наконец, занять достойное место в образовательном процессе детского сада. Образовательную деятельность следует осуществлять в совместной деятельности взрослого с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах определены: ее продолжительность в соответствии с возрастными возможностями детей; максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в каждой возрастной группе и дни наиболее высокой работоспособности.


Дидактические игры на развитие внимания дошкольников:
I. Развиваем зрительное внимание.
1. «Сделай как у меня».
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)
2. «Расставь, как было».
Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».
3. «Дорисуй».
Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов, на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.
4. «Найди отличия».
Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько отличий. Детям нужно как можно быстрее найти эти различия.
5. «Кто быстрее».
Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соответствуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.
II. Развиваем слуховое внимание.
1. «Самые внимательные».
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.
2. «Что звучало?».
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.
3.«Где постучали».
Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит
ребёнок и закрывает глаза. Логопед обходит весь круг за спинами
детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и
прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку,
если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот
идёт водить. А если не находит, продолжает водить
 4.«Угадай, кто это».
Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,
закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не
натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос
заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-
мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал.
 5.«Лягушка».
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри
круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала…
Тот на кого он указал, в этот момент говорит:

  •  

6. «Ветер и птицы».
Дети делятся на две группы: птички, ветер. При громком звучании
музыкальной игрушки будет дуть ветер: «дети-ветер» свободно, но
не шумно должны бегать по группе, а другая группа - «птички»:
прячутся в свои гнёзда. Ветер утихает (музыка звучит тихо), дети,
изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички
должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

7.Игра «Собираем урожай».
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать корзиночки.
Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

8.Игра «Лови - не лови».
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например, «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите: «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

9.Игра «Умеет ходить или нет».
Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий

  •  
    10.Игра «Угадай, по какому предмету я стучу».
    Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
    Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

    11.« Телефон».
    Дети садятся в ряд. Сидящий первый справа говорит какое-нибудь
    слово на ухо соседу. Он передаёт слово дальше и т.д. После этого
    дети, начиная с последнего, должны сказать, какое слово
    услышали. Ребёнок первый перепутавший переданное слово,
    садится на самый конец ряда.
    Остальные таким образом садятся, на одно место ближе к первому.
    Игра продолжается.

    III. Развиваем моторно-двигательное внимание.
    1.
     «Съедобное – несъедобное».
    В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
    2. «Повторяй за мной».
    Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)
    3. «Летает, прыгает, плавает».
    Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.
    4. «Зимующие и перелётные птицы».
    Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».
    5. «Овощи и фрукты».
    Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в средней группе с использованием дидактических игр направленных на развитие внимания.

Программное содержание:закрепить навыки количественного и порядкового счёта;повторить знания о геометрических фигурах, о линиях;закрепить умение ориентироваться в пространстве,ориентироваться на...

Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой...

Формирование устойчивого интереса у детей средней группы к улицам нашего Петроградского района в процессе реализации Проекта «Мой дом, моя улица».

Краткосрочный творческий недельный проект, направленный на  ознакомление  детей средней группы со своим домоми улицей; знаокмство с символами Санкт-Петербурга-гербом города....

Формирование представлений о количестве и счёте у детей средней группы посредством использования дидактической игры.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошк...