Доклад на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами художественной литературы».
материал

Скрябина Зульфия Талгатовна

Предлагаю  Вашему вниманию  доклад  на  тему:"Формирование  культурно  -  гигиенических  навыков  у  детей  раннего  возраста  средствами  художественной   литературы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 с.Раевский муниципального района Альшеевский район

                                                          Доклад на тему:

«Формирование культурно – гигиенических  навыков  у  детей  раннего        возраста  средствами  художественной  литературы».

                                                                                                Подготовила: воспитатель

                                                                                                                Скрябина  З.Т.

                   2020год        

Моя   тема   по  самообразованию - «Формирование культурно – гигиенических  навыков  у  детей  раннего        возраста  средствами  художественной  литературы».  Ею   я  занимаюсь год.

Целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и культурно- гигиеническими навыками.

Актуальность.  Актуальность  проблемы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков отмечают современные нормативные документы.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков на этапе раннего детства играет важнейшую роль в сохранении здоровья, в формировании у малышей элементарных моделей поведения в быту и в обществе взрослых и сверстников

  

Богатейшим подспорьем   мне   в организации режимных моментов являются  средства художественной литературы. С их помощью выполнение режимных процессов становится для детей более радостными. С помощью этих средств мы   формируем у детей    умение  умываться, следить за своим внешним видом, одеваться   в  определенной  последовательности.

Формирование   культурно-гигиенических навыков   у   детей    раннего и дошкольного возраста рассматривали многие педагоги и психологи, такие как    Р.С. Буре,   Е.А. Гребенщикова,      В.И, Логинова,    Д.Д.Николаенко, Л.Ф.Островская, М.М. Скудина, Г.А. Урунтаева, В.И. Ядешко, Ф.И, Сохин, С.Н. Козлов, Р. Куликова.

Также достаточно много внимания уделено подбору детского фольклора для формирования      культурно-гигиенических     навыков у детей писателями и поэтами: В.А. Деркунская,    И. Токмакова,    К.И. Чуковский,    А,Л.Барто, Э. Мошковская, С.Я. Маршак и другие.

Работая  с  детьми   раннего  возраста,   и   наблюдая за малышами, пришла к выводу, что дети приходят в детский сад с недостаточно сформированными культурно-гигиеническими навыками, недостаточно подготовлены к самообслуживанию: дети не умеют самостоятельно держать ложку, кушать, умываться, одеваться и раздеваться. Это говорит о том, что родители мало внимания уделяли культурно-гигиеническим навыкам детей дома, делали всё за них сами, что сразу сказалось на не подготовленности ребятишек к условиям дошкольного учреждения.

В связи с этим считаю, что проблема формирования культурно - гигиенических навыков серьёзная, актуальная, требует дальнейшего решения. Я  уверена, что использование в работе художественного слова, фольклора в формировании культурно-гигиенических   навыков, поможет ребёнку лучше овладеть навыками самостоятельности, привлечет внимание детей, сделает их более активными, инициативными, разовьёт их речь, пополнит словарный запас дошкольников.

Ранний     возраст    является  для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы    выполнение   правил    личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки    постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений.

 И если на данном    этапе не    поддержать,    не дать и не закрепить определённые     навыки     самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт     такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Считаю, что развить способности в самостоятельной деятельности    детей можно только при частных упражнениях и под руководством взрослого.

Познакомились  с Главным  персонажем  сказки  К.И.Чуковского «Мойдодыр»Мойдодыром. Рассмотрели  красочные рисунки,где  изображен  

Умывальников  начальник  - Мойдодыр. Также  у нас в умывальной  комнате  живет  макет  Мойдодыра. Вот здесь,вы  видите  его   на  фото. Наш  Мойдодыр  встречает и  наблюдает за малышами,когда  мы  идем  мыть  ручки. Детям  очень  нравится  Мойдодыр.Я ребяткам  зачитывала некоторые  строчки из сказки. Особенно  им  понравились  вот  эти строчки:

Надо,надо  умываться

По  утрам  и вечерам

А не чистым трубочистам

Стыд и срам!

Стыд  и срам!

Проанализировав  результаты  наблюдений   за  культурно-гигиеническими навыками, пришла к выводу, что с детьми следует продолжать работу по формированию навыков самообслуживания. Чтобы работа была целостной, интересной для детей, подобрала на каждый процесс художественную литературу, способствующую быстрому формированию навыков, а также приносящую положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка. Убеждена, что правильно подобранное художественно слово сделает процессы умывания, приема пищи, одевания интересными и увлекательными. Взяла себе за правило, что очень важно при чтении стихов, потешек  обращаться лично к ребенку, называя его по имени,

используя искусство интонации, так как именно положительные эмоции позволяют детям лучше запомнить гигиенические процедуры и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.

Гигиеническое  обучение  проводится  как  индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Оно постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

По мере развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это учитывается в педагогических приёмах.

В раннем  возрасте обучение строим на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

Овладение навыками проходило у детей неодинаково.

Поэтому во время умывания обращалась к каждому ребенку, произнося такие слова: «Водичка, водичка, умой личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок, чтобы глазки блестели, чтобы щёчки розовели».

Чтобы процесс умывания был интересной и увлекательной игрой, эмоционально читала шуточное стихотворение:

Кран, откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза,

Мойтесь ушки, мойся шейка.

Шейка, мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся.

Грязь смывайся! Грязь смывайся!

Дети  раннего  возраста не могут самостоятельно ставить цель   в  труде.

Это происходит потому, что они ещё не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат.

Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицы). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание – своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («я сам»).

При обучении определенным навыкам использовала показ взрослого, объяснение. Сама клала расправленное полотенце на обе руки и, поднося к лицу, медленно вытиралась, чтобы не «оставалось капелек воды на щечках», приговаривая: «Чистая водичка моет  Владиславу личико, Матвею – ладошки, пальчики – Аришке».

Содержание работы по формированию культурно - гигиенических навыков было разнообразно. Использовала различные методы и приемы, направленные на эффективное овладение процессами умывания, культурой поведения за столом, одевания и раздевания.

Во время умывания, одевания читали детям потешки, заклички, прибаутки. Некоторые стихотворения проводили как игры - драматизации, инсценировки, использовали театрализованную деятельность.

Например, игру «Хлоп, хлоп   ручками, полон мыла таз…» проводили, как игру – умывание. После чтения таких стихов дети с удовольствием умывались, хотя до этого не хотели самостоятельно умываться, ждали помощи от взрослого. Во время приёма пищи использовала в своей работе потешки «Мышка в  кружечке зеленой…»Кто  знает эту  потешку,

Мышка в кружечке зеленой 
Наварила каши пшенной. 
Ребятишек дюжина 
Ожидает ужина. 
Всем по ложечке досталось 
Ни крупинки не осталось! 

 «Дай молока, Бурёнушка».

Дай,молочка Буренушка.

Хоть  капельку  на  донышке

Ждут  меня  котятки,

Малые  ребятки.

Малыш прислушивался, улыбался, старался повторять все действия, о которых было произнесено в потешке.

У многих детей,  особенно  тех,кто    только  пришел   в детский  сад, во время формирования навыков самообслуживания не было ещё той сноровки и ловкости, которые  присущи детям с уже   закрепившимися  навыками, имеющими  практический   опыт.    

Думаю, что это связано с неустойчивостью и хрупкостью нервной системы, с недостаточным развитием мелкой  мускулатуры детей  тем,что родители не  давали  ребенку  проявлять  самостоятельность.

Для развития способности ставить цель в труде важно осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.

У детей   раннего   возраста  всё это находится лишь в начальной стадии. На раннем этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает её реализовать.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить положительную   оценку  от  взрослого,выполняя  различные  действия, самоутвердиться,  вступить  в  общение  с взрослыми,принести  пользу  другим(оьщественный   мотив).

Работа по формированию культурно - гигиенических навыков дает желаемый результат, когда игры - занятия проводятся с подгруппой детей, так как проводить занятие со всеми детьми считаю, нецелесообразно: малыши отвлекаются. Они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

В игры – занятия включаю разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, диафильмы, фотографии, альбомы и т. д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка.

 Предмет, действие показываю каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

Стараемся не торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый в этом случае только напоминает или спрашивает, не забыл ли он сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность.

Первым к умыванию, одеванию и выходу на прогулку привлекаем детей, быстро утомляющихся, а также тех, кто недостаточно ещё владеет необходимыми навыками, приговаривая:

«Я большой уже мальчишка - я одеться сам могу

Если теплая погода – без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует, если слякоть или дождь-

На прогулку не пойду я без пальто и без калош.»

Если ребенок старается одеваться самостоятельно, хвалю его:

«Ты умница, разумница.

Про то знает вся улица.

Петух да кошка да я немножко»

Таким образом, использование художественной литературы в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических навыков. Работая  год  по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков посредством художественной литературы» я пришла к выводу, что ее возможности  в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Художественная литература развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

Мы   ежегодно   набираем  вновь  прибывших  детей, поэтому   работа  по  формированию  культурно  - гигиенических  навыков  будет  актуальна  всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Культурно – досуговая деятельность в ДОУ ( план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию).

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Кому легче жить культурному или не культурному человеку.

Расширить представления воспитанников о правилах этикета, развивать умение правильно оценивать себя и других, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни,  формировать опыт нрав...