Народный фольклор в пении и играх дошкольников
статья

Шелудько Ольга Алексеевна

Народный фольклор в пении и играх дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_folklor_v_penii_i_igrah_doshkolnikov.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

                     Народный фольклор в детском пении.

    В глубокой древности родились в народе заклички, приговорки, песни, обращенные к дождю, солнцу, ветру, грому, радуге. Многие песни о зиме, призывы весны, осени, обращения к насекомым, птицам сохранились и до наших дней.

     Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.

В соответствии с содержанием, народные песенки, потешки произносятся ласково, просто, эмоционально, близко к живой разговорной речи, поются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова, чтобы оно отложилось в его памяти.

    Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка,  обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (снег-снежок, солнышко-ведрышко, травушка-муравушка, зимушка-зима и т.д.).

     Дети проявляют живой интерес к содержанию этих песенок, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют.

     В младшем возрасте это такие песенки как: «Ладушки», «Солнышко-ведрышко», «Петушок», «Баю-баю», «Дождик» и т.д.

     В старшем возрасте это: «Чики-чики-чикалочки», «Бай-качи-качи-качи», «Сорока-сорока», «Скок-скок-поскок», «Две тетери», «Лиса по лесу ходила», «Упал Фома в кадушку», «А у нас Ерема есть» и т.д.

     В старшем дошкольном возрасте дети с большим желанием и радостью исполняют песни: «Где был, Иванушка?», «Во - кузнице», «Блины», «Как у наших у ворот», «Журавель» и др. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать. Таким образом, устанавливается связь между содержанием песни и действием, которое отражает его.

     Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям, любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Поэтому в план каждого музыкального занятия обязательно ввожу народную песенку, потешку, дразнилку либо прибаутку, предварительно раскрыв смысл каждого незнакомого детям слова.

      Так, в младших группах перед разучиванием песни «Киска» рассказываю детям потешку: «Уж ты, котенька-коток, котя – серенький хвосток,

                              Приходи, котя-коток, на минутку, на часок».

Перед слушанием песни «Солнышко» читаю:

                     «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко.

                       Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

А, начиная со средней группы, ввожу потешки как песенки для распевания.                            

                      «Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.  

                       Прилетели две тетери, поклевали, улетели. Кыш!»  

В старшем возрасте дети поют уже более длинные по содержанию и более сложные попевки – потешки:

                      «Сорока, сорока, где была? Далеко.

                        Кашку варила, детушек кормила.

                        На порог скакала, гостей созывала.

                        Гости услыхали, быть обещали».

В подготовительной группе разучиваю такие песенки – дразнилки:

                       «Упал Фома в кадушку, задавил лягушку,

                          Задавил мышонка и три поросенка».

Или               «А у нас Ерема есть, срам по улице провесть:

                        Нос картошкой, глаза плошкой,

                        Рот до самых до ушей,

                        Хоть завязочки пришей!»

Объясняю детям, что такими дразнилками народ высмеивал неряшливость, неуклюжесть, глупость и т.д.

     После того, как песня выучена детьми, предлагаю им русские народные инструменты: ложки, трещотки, рубели и т.д. Дети с удовольствием подыгрывают себе во время пения.

     Делаю вывод, что народный фольклор имеет неоценимое значение для развития у детей музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, а, главное, любви к своей родине.

                 

                         Народные игры для детей.

                                       «Горшки».

Дети делятся на две равные команды. Одна команда -  «горшки», они садится на корточки. Другая команда – «гончары», они становятся за каждым горшком. Один ребенок – «покупатель». Он подходит к одному из «гончаров» и спрашивает:

                        - Почем горшок?

                        - По денежки.

                        - А он не с трещиной?

                        - Попробуй.

Покупатель касается головы «горшка»

                        - Крепкий! Давай сговор! (Протягивает руку, ладонью кверху, «гончару»), тот говорит:

                        - Давай! (И хлопает «покупателя» по ладони)

Дети хором поют:

                       -Чичары, чичары, собирайтесь, гончары! Раз, два, три!

«Покупатель и «гончар» бегут по кругу в разные стороны. Кто первым добежит до «горшка», тот становится «гончаром», проигравший – «покупателем».

                                             «Ворон».

По считалке выбираются «Ворон» и «Заяц». Остальные дети – «Зайчата».

Они цепляются за «Зайца», растягивая длинную цепочку. «Ворон» садится на корточки и ковыряет землю полочкой. «Заяц» подходит к нему и спрашивает:

                     - Ворон, Ворон, что ты делаешь?

                     - Ямку копаю.

                     - На что тебе ямка?

                     - Денежку ищу.

                     - На что тебе денежка?

                     - Мешочек сшить.

                     - Зачем тебе мешочек?

                     - Камешки класть.

                     - Зачем тебе камешки?

                     - В твоих детой бросать.

                     - Что тебе мои детки сделали?

                     - В огород мой прибегали, лучик да мачик потаскали,

                       А репку да мяточку потоптали пяточками! Кар-кар-кар!

«Ворон» бросается на «Зайчат», а «Заяц» их защищает. «Битва» продолжается до тех пор, пока «Ворон» не вытянет одного из «Зайчат». Он и становится «Вороном».

                                       «Золотые ворота».

Дети парами становятся друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Водящий проходит через ворота и ребром ладони разбивает руки одной из пар. При этом все приговаривают:

                  - Золотые ворота, проходите, господа.

                    Первый раз – прощается, второй – запрещается,

                    А на третий раз – не пропустим вас!

Дети из разбитой пары бегут в разных направлениях по кругу. Кто первым добежит до первой пары – становится водящим, а проигравший встает в пару с предыдущим водящим. Они образуют первую пару.

   

                                         «Цветы и пчелы».

Дети по считалке делятся на две команды. Одна команда – «пчелы», другая – «цветы». «Пчелы» сбиваются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них и приговаривают:

                 - Пчелки, пчелки, жальца – иголки,

                   Серые, малые, крылышки алые.

                   Поверху летают, к цветам припадают,

                   Медок собирают, в колоду таскают. Ж-ж-ж!

Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. «Пчела», поймавшая «цветок», говорит ему: «Замри!», и «цветок» замирает на месте. Когда «пчелы» переловят все «цветы», они меняются с ними ролями и игра продолжается.

                                             «Капуста».

На пол кладется обруч – огород.  Играющие складывают в него какую-нибудь свою вещь: заколку, поясок, носовой платок – это «капуста». Все участники игры стоят за обручем на определенном расстоянии. Водящий – «хозяин», садится рядом с обручем на корточки и приговаривает:

                        - Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,

                           Мелки колышки тешу, огород горожу.

                           Чтоб капустку не украли, в огород не прибегали:

                           Волк да лисица, бобер да куница,

                           Заинька усатый, медведь толстопятый.

 Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить любой предмет и убежать. Кого «хозяин» запятнает, тот в игре больше не участвует. Участник, который унесет больше всех из огорода «капусты», объявляется победителем.

     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор, как средство экологического воспитания дошкольников.

Народный фольклор, как средство экологического воспитания....

«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»

laquo;Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, разви...

Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.

Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников....

Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.

Практический материал ( определение творческой инициативы): магнитная доска, иллюстрации: поющие дети, слушающие музыку, танцующие, играющие на муз.  инструментах,  магниты по количеству уча...

Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.

Семинор-практикум для педагогов и специалистов ДОУ о значении народной музыки в развитии дошкольников....

Презентация "Использование русского народного фольклора в развитии и социализации дошкольников"

Искусство народа или фольклор глубоко, жизненно и прекрасно. Не забыть, не растоптать то, что накопилось веками. С незапамятных времен песни, сказки, загадки, народные праздничества бережно передавал...