Использование современных образовательных технологий в работе педагогов ДОУ
материал

Климина Ирина Геннадьевна

Cовременные образовательные технологии, на которых хочется  обратить внимание специалистов; сайтостроение , синквейн, кластер, интеллектуальная игра, которые дают возможность детям дошкольного возраста быть не только активными и любознательными, но и учат детей находить, извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в работе педагогов ДОУ

Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса, успешно используются в  педагогической практике различные образовательные технологии.

С этой целью  широко используются в ДОУ известные всем нам педагогам современные образовательные технологии: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; формационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровые технологии; технология «ТРИЗ»; технология развивающего обучения.

Однако используются и другие современные образовательные технологии, на которых хочется  обратить внимание специалистов; сайтостроение , синквейн, кластер, интеллектуальная игра, которые дают возможность детям дошкольного возраста быть не только активными и любознательными, но и учат детей находить, извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний.  Обратим  внимание лишь на некоторые:

Технологии проектной деятельности.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так же ТРИЗ позволяет нам использовать в учебном процессе метод моделирования.

Этот метод помогает воспитанникам мыслить нестандартно, самим добывать знания, а не получать готовые ответы.

Информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационных технологий в различных видах образовательной деятельности. На занятиях, в совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, при обмене опытом педагогов, при оформление групповой документации, отчетов, создании презентаций в программе Рower Рoint для занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, создание интерактивных игр для детей.

Работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.

Личностно - ориентированная технология.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

В течение всего учебного года прослеживается динамика развития каждого ребенка, вносятся коррективы и изменение в индивидуальный маршрут развития ребенка. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ. Это дает нам возможность составить своеобразный маршрут развития  с воспитанниками.

Игровая технология.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Использование игровых технологий обеспечивают успех совместной  деятельности педагога с детьми, делают  их жизнь  увлекательной и желанной.

Технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Сайтостроение.

Самый популярный  источник получения информации для взрослых и детей стал интернет. Благодаря созданному сайту дошкольных учреждений происходит развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством информирования родителей о закономерностях развития и воспитания детей; педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи) на страницах сайта  и другое.

Технология «Интеллектуальная карта»

Простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление, помогает пробудить  способности  ребенка изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

1. Сбор материала о предмете или объекте развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения, создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;

2. Закрепление и обобщение материала, создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам; выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения. 

Рисуем модель Земля: Земля в центре - это общая тема.

Вокруг нее Окружающий мир – по темам

У каждой определённой темы –  используются  иллюстрированные или смешанные кластеры раскрывающие смысловые понятия.

Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по темам окружающего мира.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы. 

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «Синквейн»

Новая технология  открывает новые возможности, характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагогов, способствует комплексному речевому развитию, уточняет содержание понятий. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например:

  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной темы.

Составление синквейнов:

  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Предлагаемая система работы по использованию  педагогических технологий в работе с дошкольниками, повышает интерес воспитанников к различным видам деятельности, что способствует достижению максимальных возможностей детей дошкольного возраста, служат  созданию благоприятного успеха каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Семинар для педагогов «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками»

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, педагогу необходимо испо...

«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

Презентация для педагогов "Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками"

Педагогическая технология - это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22          Мастер – класс «Использование современных образовательны...