ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Самойлова Екатерина Александровна

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylovoy.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессыв своей работе мы используем:

  1. Технология логопедического обследования.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

2.        Технологии развития артикуляционной моторики:

  • артикуляционная гимнастика - выработка  правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
  • артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой  это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

3.        Технологии развития мелкой моторики:

  • кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк необходимы для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения.
  • пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон. Используются массажные мячики, массажные шарики Су-джок, игры с прищепками, игры со счетными палочками, пальчиковые дорожки,  игры с камушками и галькой.

4.        Технология развития фонематического слуха.

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер, поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

5.        Технология коррекции звукопроизношения.

 Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики.

6.        Технологии развития речевого дыхания и голоса

 Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

7.        Технология развития интонационной стороны речи.

Усвоение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения проводится последовательно — сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи. Работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно. 

  8.        Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи.

В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо- ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.

9.         Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

  • традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
  • инсценирование,  на лексико-грамматических занятиях этот метод хорошо себя зарекомендовал.
  • метод ассоциативных связей или «Образ слов».
  •  типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
  • методы дивергентного речевого развития.  Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.
  • методы креативного речевого развития,  креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка.

10.         Технологии развития связной речи:

  • традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко).  Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.
  • сказкотерапия,  сказки помогают воспитанию глубинных чувств и эмоциональной отзывчивости у детей. В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление диалога и освоение произвольного построения монолога.

11.         Технологии моделирования: наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

12.         Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.

13.         Здоровьесберегающие технологии в логопедии:

  • логопедическая ритмика.
  • зрительная гимнастика благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора.
  • физкультурные минутки.

14.         Компьютерные технологии в коррекции речи:

  • использование мультимедийных средств коррекции и развития;

Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них.

Систематическое применение предлагаемых технологий оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного образования, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Литература

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Сфера, 2004.
  2. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Учитель, 2008;
  3. Никишина И.В. Мастер-класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: Планета,2013;
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2010;
  5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ- Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал  при работе с детьми могут исполь...

Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО.

Мастер класс «Использование современных игровых технологий в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДО....