Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Ярдухина Наталия Геллеровна

   Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.

   Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

  Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с  ОВЗ в ДОУ являются: cоздание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом; учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления; оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в РФ" (2013 г.) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

В данном материале идет описание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса. Создание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Психолого-педагогическое сопровождение – это важный компонент психолого-педагогической помощи. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

          Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с  ОВЗ в ДОУ являются:

·         Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.

·         Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

·         Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.

·         Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

        Дети с ОВЗ – воспитанники,  имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией. В группу детей  с   ОВЗ входят  дети  с разными нарушениями развития:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью и др.).

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в РФ" (2013 г.) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Описание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном учреждении, необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития:

  • раннее выявление детей с речевой патологией (совместно с психологами и медицинскими работниками) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) отклонений речевого и личностного развития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
  • вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов;
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо-ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода;
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелой речевой патологии);
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок;
  • объективная оценка личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

использование качественных характеристик оценивания с учетом специфики речевого нарушения, актуального уровня результатов обучения ребенка, образовательной динамики и ее стабильности;

  • создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт учащихся;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения образовательного пространства, увеличение социальных контактов, формирование навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения;
  • формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально-этических и нравственных норм поведения;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования;
  • включение в процесс обучения в общеобразовательной организации специальных предметов коррекционно-лингвистического курса (входящих в состав специально разработанных программ, которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с тяжелыми нарушениями речи (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, при неоднократном повторении изученного материала.
  • организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМС-центров, логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.
  • создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования при сетевом взаимодействии и (или) внеурочной деятельности по организации взаимодействия здоровых детей и детей с речевой патологией, направленной на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.
  • Постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал  при работе с детьми могут исполь...