Главные вкладки

    Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»
    план-конспект занятия по логопедии

    Несмачных Марина Анатольевна

    Мастер - класс

    «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

     

     Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики и кинезиологическими упражнениями  в работе с дошкольниками, с использованием ИКТ на логопедических занятиях.

    2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов. 

     

    Ход мастер-класса

    Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Современные технологии».

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным, применяю на занятиях такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

     

    Предлагаю выполнить упражнения  биоэнергопластики. 

    Упражнение «Часики»

    Тик-так, тик-так,

    Язычок качался так,

    Словно маятник часов.

    Ты в часы играть готов?

    (сжатая и опущенная вниз ладонь,

    которая движется под счет влево – вправо)

    Упражнение «Качели»

    Сели дети на качели

    И взлетели выше ели,

    Даже солнышка коснулись,

    А потом назад вернулись.

    (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

    Упражнение «Лягушка»

    Подражаем мы лягушкам:

    Тянем губы прямо к ушкам.

    Вы сейчас тяните губки-

    Я увижу ваши зубки.

    Мы потянем-перестанем

    И нисколько не устанем.

    (пальчики расставлены в стороны, как лучики

    солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

    и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

    на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

    Упражнение «Слонёнок»

    Я водичку набираю

    И ребяток поливаю!

    Буду подражать слону!

    Губы «хоботом» тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    (ладонь собрана в щепоть, большой палец

    прижат к среднему.)

    Упражнение «Чашечка»

    Вкусных мы блинов поели,

    Выпить чаю захотели.

    Язычок мы к носу тянем,

    Чашку с чаем представляем.

    (пальцы прижаты друг к другу,

    имитируя положение «чашечки»)

     

    Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

     

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

    Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

    Упражнение «Кошечка»

    Кулачок – ладошка.

    Я иду, как кошка.

    (Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)

    Упражнение «Фонарик»

    Фонарик погас!

    Фонарик зажёгся!

    (Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

    Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

    Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

    Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

    Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

    Группа 1

    Кинезиологическое упражнение  «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

    Речевое сопровождение:

    Лягушка хочет в пруд,

    Лягушке скучно тут,

    А пруд зарос травой,

    Зеленой и густой.

    Группа 2

    Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

    Речевое сопровождение:

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю —

    Всех я вас приветствую!

    Группа 3

    Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

    Речевое сопровождение:

    Села на нос мне, на правое ухо –

    Лезет назойливо черная муха.

    Снова на нос, но на левое ухо-

    Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

     

    В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. 
    Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

    Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи.

    Сейчас я предлагаю некоторые варианты мультимедийных игр.

    1. Игра для развития фонематического слуха «Правильно-неправильно»
    2. «Загадки-рифмы»
    3. «Найди место звуку в слове»
    4. «Правильно-неправильно»
    5. «Чей силуэт?»
    6. «Кто где живёт?»

     

    И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.

     

    Литература

    1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

    2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

    3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.

    4. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.

    5. Источник: http://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Мастер - класс

    «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

     Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики и кинезиологическими упражнениями  в работе с дошкольниками, с использованием ИКТ на логопедических занятиях.

    2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов. 

    Ход мастер-класса

    Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Современные технологии».

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным, применяю на занятиях такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

    Предлагаю выполнить упражнения  биоэнергопластики. 

    Упражнение «Часики»

    Тик-так, тик-так,

    Язычок качался так,

    Словно маятник часов.

    Ты в часы играть готов?

    (сжатая и опущенная вниз ладонь,

    которая движется под счет влево – вправо)

    Упражнение «Качели»

    Сели дети на качели

    И взлетели выше ели,

    Даже солнышка коснулись,

    А потом назад вернулись.

    (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

    Упражнение «Лягушка»

    Подражаем мы лягушкам:

    Тянем губы прямо к ушкам.

    Вы сейчас тяните губки-

    Я увижу ваши зубки.

    Мы потянем-перестанем

    И нисколько не устанем.

    (пальчики расставлены в стороны, как лучики

    солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

    и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

    на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

    Упражнение «Слонёнок»

    Я водичку набираю

    И ребяток поливаю!

    Буду подражать слону!

    Губы «хоботом» тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    (ладонь собрана в щепоть, большой палец

    прижат к среднему.)

    Упражнение «Чашечка»

    Вкусных мы блинов поели,

    Выпить чаю захотели.

    Язычок мы к носу тянем,

    Чашку с чаем представляем.

    (пальцы прижаты друг к другу,

    имитируя положение «чашечки»)

    Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

    Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

    Упражнение «Кошечка»

    Кулачок – ладошка.

    Я иду, как кошка.

    (Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)

    Упражнение «Фонарик»

    Фонарик погас!

    Фонарик зажёгся!

    (Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

    Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

    Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

    Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)

    Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

    Группа 1

    Кинезиологическое упражнение  «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

    Речевое сопровождение:

    Лягушка хочет в пруд,

    Лягушке скучно тут,

    А пруд зарос травой,

    Зеленой и густой.

    Группа 2

    Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

    Речевое сопровождение:

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в одном краю —

    Всех я вас приветствую!

    Группа 3

    Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

    Речевое сопровождение:

    Села на нос мне, на правое ухо –

    Лезет назойливо черная муха.

    Снова на нос, но на левое ухо-

    Кыш, улетай от меня, Цокотуха! 

    В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. 
    Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

    Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи.

    Сейчас я предлагаю некоторые варианты мультимедийных игр.

    1. Игра для развития фонематического слуха «Правильно-неправильно»
    2. «Загадки-рифмы»
    3. «Найди место звуку в слове»
    4. «Правильно-неправильно»
    5. «Чей силуэт?»
    6. «Кто где живёт?»

    И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.

    Литература

    1. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

    2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

    3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.

    4. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.

    5. Источник: http://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

    Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

    Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

    Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

    Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

    Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

     Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

    Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

    Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

    «Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...