Мастер — класс в сенсорной комнате «Морское путешествие»
материал

Щербакова Вера Николаевна

Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в ней присут­ствуют предметы, взаимодействуя с которыми, ребенок «погружается» в нереальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной ком­нате это достигается с помощью работы прожекторов, светильников, различных па­нелей, панно («Морские глубины»  «Бесконеч­ность», «Звездный дождь», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной,  светильник «Фонтан света», светильник «Сухой душ»). Мастер - класс "Морское путешествие" предназначен для педагогов и родителей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном стремительно развивающемся мире техники и компьютеров, ребенок постоянно получает множество внешних аудиовизуальных стимулов. Попытка решить проблему интерпретации внешних стимулов, ведет к необходимости создания специальной интерактивной среды - среды сенсорной комнаты.

В  нашем детском саду функционирует сенсорная комната - интерактивная пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами для проведения образовательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Дизайн комнаты продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся здесь, были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке: мягкая мебель разнообразной цветовой гаммы  (пуфик-кресло с гранулами, напольные  маты), сухой бассейн, сухой душ, сенсорная тропа; разнообразные приборы, приглушенный свет, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми.

Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда, т.к. в ней присутствуют предметы, взаимодействуя с которыми, ребенок «погружается» в нереальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. В сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов, светильников, различных панелей, панно («Морские глубины»  «Бесконечность», «Звездный дождь», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, , светильник «Фонтан света», светильник «Сухой душ»).

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.

Исходя из выше сказанного, была определена тема мастер – класса в сенсорной комнате  «Морское путешествие» 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  при использовании среды сенсорной комнаты  в работе с детьми.
Задачи:
-  расширить представления участников мастер-класса об использовании сенсорной комнаты для снятия эмоционального напряжения;

-  повысить уровень мастерства педагогов  в данном направлении;
-   познакомить педагогов с разными методами и приёмами проведения занятий с детьми в сенсорной комнате.
       
Используемое оборудование: сухой душ, сенсорная тропа, пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, суд - жоки, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование.

Разрабатывая конспект мастер-класса, старалась применить современные педагогические технологии, разные методы и приемы которые использую в работе с детьми.

Данный конспект мастер-класса ориентирован на педагогическое сообщество ДОО, родителей и детей.

Продолжительность: 20 – 25 минут.

                                       Ход мастер – класса.

Вводный этап мастер – класса. 

1.Приветствие. Знакомство.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие.

Упражнение  «Давайте поздороваемся»

Цель: создание благоприятного психологического климата, формирование мотивации к общению.

Прежде чем отправится в путешествие, давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» (все участники мастер – класса встают в круг).

         Вы любите путешествовать? (Да)

Тогда послушайте музыку и подумайте, куда мы сегодня отправимся? (звукозапись: шум моря)

Что вам напоминают эти звуки? (шум моря, морской прибой)

Правильно, мы отправляемся с вами в  морское путешествие. Согласны?

         Экспресс-диагностика  «Море эмоций»

Цель: оценка эмоционального состояния в начале мастер – класса.

Прежде чем отправиться в путь, выберите корабль с парусами такого цвета, какое у вас  настроение в начале нашего путешествия. Давайте кораблики наших эмоций распределим на морские волны (на доске изображение моря, на которое участники мастер – класса располагают свои кораблики).

Красный цвет кораблика – я  доволен, настроение хорошее.

Зелёный цвет  - настроение нейтральное, мне все безразлично.

Синий цвет -  мне грустно, настроение плохое.

2. Коррекционно-развивающий этап  мастер  класса.

Ритуал входа.

       Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

Цель: стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

       И так,  начнём  наше морское путешествие  с веселой дорожки (сенсорная тропа).  Но дорожка наша не простая – прежде чем пройти по ней нужно  произнести волшебные слова:

Друг за другом мы пойдем,

Ощущенья назовем,

К морю вместе попадем!

(Называют каждый по  ощущению, которые испытывают ноги).

Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

        А теперь я предлагаю вам представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.

Упражнение «Морские ежи» (с использованием сухого бассейна и Суд - жоков).

Цель: развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие  на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

 Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. А вот и море! Кто же нас ожидает на морском дне?

Что за шар плывёт с шипами

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь

Это шарик – … рыба – ёж.

 Давайте найдём морских ежей в нашем море. Возьмите каждый по  волшебному шарику. Это и есть морской ёж.

(Звучит лёгкая, приятная музыка)

Ёжик в руки мы возьмем, (берем Суд - жоки)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на ручку, (кладем суд - жоки на руку)

А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем)

И немножко покатаем … (ручкой катаем)

Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем шарик).

 А теперь я предлагаю встать в тесный круг  и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь своим «ёжиком» до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем  по всей спине. Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в море. Продолжим наше путешествие. 

         Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

 Вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный, как все предметы,  встречающиеся на нашем пути, он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду называть  цвет, а вы,  как только в аквариуме загорится названный цвет,  будете хлопать в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.  

Релаксация «Морское путешествие» (с использованием мультимедио).

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

Уважаемые коллеги, устали?  Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, расслабьтесь.

Цель: общая релаксация, выработка положительного настроя.

Предлагается лечь на мягкие напольные пуфы.

Звучит лёгкая музыка «Шум моря»

 Слышится шум моря. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Наши руки отдыхают

Ноги  тоже отдыхают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Ваши руки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое – легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно. Затихает шум моря. Открываем глаза.

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

         Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Упражнение «Пожелания»

Цель: развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

 Уважаемые коллеги, я предлагаю вам всем вместе написать или нарисовать на нашем песочном столе свои впечатления от нашего сегодняшнего путешествия.

3.Заключительный этап. Ритуал выхода.

  1. Рефлексия. (Получение обратной связи от участников мастер – класса).

 Как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

 Какие упражнения вам понравились больше всего?

Экспресс-диагностика  «Море эмоций»

Цель: оценка эмоционального состояния в конце мастер – класса.  

 Уважаемые коллеги, вот и подошло к концу наше путешествие, мы вновь вернёмся к морю эмоций». Вспомните, какое настроение у вас было в начале путешествия и если оно у вас изменилось, поменяйте свой кораблик на тот, который будет соответствовать вашему настроению к концу путешествия.

Ритуал прощания.

Все становятся в круг и берутся за руки. 

 Дружно скажем: «До новых встреч!»

Литература,  интернет ресурсы

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель 2009 – 191 с.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  4. Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ. Васина Т. А. – http://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-master-klasa-v-dou.html
  5. Методические рекомендации. Мастер-класс как форма информального образования педагогов. Технология проведения мастер-класса. А. В. Сенчило. – http://cdtor.ru/pedagogam/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/master-klassy/406-metodicheskie-rekomendatsii-master-klass-kak-forma-informalnogo-obrazovaniya-pedagogov-tekhnologiya-provedeniya-master-klassa
  6. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2007.
  7. Технология проведения мастер-класса. Сологубова О. В. – http://www.informio.ru/publications/id656/Tehnologija-provedenija-master-klassa
  8. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.
  9. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2014. - 127 с.

http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/02/12/master-klass-dlya-pedagogov-dopolnitelnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

В конспекте описан ход ознакомительного занятия в сенсорной комнате...

Мастер — класс «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»

я предлагаю родителям пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста...

Мастер -класс по сенсорному развитию

Мастер класс по сенсорному воспитанию на тему: Многофункциональная дидактическая игра «Гусеница»Цель пособия: развитие сенсорного восприятия младших дошкольников. Вызвать у детей желание и интере...

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"

В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....

Мастер-класс «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Сенсорная коробка – это коробка с сухим или жидким наполнителем и другими игровыми элементами на ваш выбор.Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать.Итак, сенсо...

Мастер-класс по сенсорному развитию

Мастер-класс "Работа по сенсорному развитию дошкольников с помощью камушков Марблс и кабошонов"...