Картотека игр
картотека (младшая группа)

Полина Ивановна Кляйн

Картотека игр по сенсорному развитию для детейраннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_sensorn._razvit.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Гармония»

комбинированного вида

СП д/с №1 для детей раннего возраста

КАРТОТЕКА

ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 


                                                 

2017

Аннотация: в данной картотеке представлены варианты игр  по сенсорному развитию детей раннего возраста по следующим разделам:

  1. Игры по ознакомлению с цветом (стр.2)
  2. Игры по ознакомлению с формой (стр.7)
  3. Игры по ознакомлению с величиной (стр.9)
  4. Игры на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений (стр.11)

  1. Игры по ознакомлению с цветом

“ Найди цветок для бабочки “

Задачи:Познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать внимание.

Материал:четыре цветка из картона основных цветов, четыре плоскостные фигурки бабочек таких цветов.

Содержание:

Воспитатель: Бабочки хотят найти " свои " цветы -сесть на такой цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

(Воспитатель кладет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку " не видно "- она спряталась).

Воспитатель: теперь помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок.! Воспитатель раздает конверты с маленькими бабочками и просит детей наложить бабочки на цветки такого же цвета. Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так. Чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, желтая бабочка села на синий цветок, теперь ее хорошо видно. (Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах.) В конце игры проводится физкультминутка " Бабочки ".

Воспитатель: Пусть ваши бабочки пока отдыхают на цветочках, а мы пока поиграем.

" Спал цветок и вдруг проснулся (плавно поднять руки вверх). Больше спать не захотел (повернуть голову вправо и влево). Шевельнулся, потянулся (руки на пояс, встать на носочки). Взвился вверх и полетел (маховые движения руками, бег).

(В руках каждого ребенка эмблема “Бабочки” определенного цвета и сесть нужно на цветок такого же цвета. Закрепить у ребенка цвет бабочки и

цветка.

“Собери цветок”

Задачи:

Закрепить знания детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев.

Содержание:

Воспитатель с детьми рассматривают красивые цветы и картине.

- Давайте соберем на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета: красного и синего. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Вот смотрите — на столе у меня лежит красный цветок. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? (Ответы детей обобщаются). Правильно, дети, в красный цветочек нужно вставить красную серединку. А теперь пусть нам Маша соберет синий цветок. (К синим лепесткам цветка ребенок подбирает синюю серединку). Дети, правильно собран цветок?

Затем воспитатель предлагает детям: «Сейчас каждый из вас соберет свои цветы. Когда букет будет готов, мы покажем его кукле. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка). Дети, вы все составили цветы. Букет получился большой, красивый. Теперь давайте ваши цветы соберем у меня на столе. Красивый у нас получился букет?»

“Подбери такой же предмет”

Задачи: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.

Содержание:Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Скользко шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка, подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а это синяя, (воспитатель раскладывает шарики и приговаривает.) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину какой шарик нужно положить? Иди Коля (имя ребенка, положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий - синий и т. д. Вова (имя ребенка, возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета. Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.

“Паровозик из Ромашково"

Задачи: Формировать понятие "много", "один"; группировать предметы по цвету.

Материалы: Игрушечный паровозик с вагончиками красного и синего цвета.

Содержание игры:

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (Паровозик). Это паровозик из Ромашково. У него много вагончиков? (много). Этот вагончик красного цвета, а этот - синего. (демонстрирует вагончики, затем разъединяет их). Я расцеплю вагончики. Помогите мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие - в другую.

Каждый ребенок получает красный и синий вагончики и под руководством воспитателя сортируют их по цвету. Воспитатель: Какие это вагончики?

- Красные.

- А другие?

- Синие.

Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьмите один красный вагончик. Если дети не отвечают, воспитатель называет их сам. Каждый ребенок берет по красному вагончику.

Воспитатель: - Сколько вагончиков у Вики?

- Один.

- Какого он цвета?

- Красного.

Присоедини его к паровозику.

Такая же работа проводится с синими вагончиками. - Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду паровозиком, а вы -вагончиками. Паровоз один, а вагончиков сколько? Много.

Поехали. Чу-чу-чу.

      «Какого цвета не стало?»

      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

      «Какого цвета предмет?»

      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

      Варианты:

      — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

      «Собери гирлянду»

      Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

      «Сплети коврик из цветных полосок»

      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

      «Сложи радугу»

      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

      «Неразлучные цвета»

      Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

      «Какие цвета использованы?»

      Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

      Варианты:

      — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками

«Уточним цвет предмета»

      Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

  1. Игры по ознакомлению с формой  

“Гости”

Задачи: Способствовать развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше - меньше».

Материал: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды - большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).

Содержание игры:

«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле - большие предметы и - наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая мага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве, Например, обрывки | белой бумаги - манная или рисовая каша, маленький I мячик — яблоко и т. п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте; «Что-то ты этой кукле положил совсем мала, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».

“Мешок с подарками”

Задачи: Способствовать сенсорному развитию, знакомить с величиной и формой предметов.

Материал:

тканевой мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Содержание игры:

Возьмите любые крупные предметы: кубик, кирпичик, кольцо от пирамидки, шарик и т. п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что – нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1 – 2 игрушки.

     «Найти предмет указанной формы»

      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

      «Из каких фигур состоит машина?»

      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

      «Коврик»

      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

      «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

      «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

      Варианты:

      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

      — составить конструкцию по памяти, по описанию;

      — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

      «Определи правильно»

      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо) .

  1. Игры по ознакомлению с величиной

«Сравни предметы по высоте»

      Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

      «Палочки в ряд»

      Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

      Варианты:

      — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

      «Самая длинная, самая короткая»

      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

      Варианты:

      — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

      «Пирамидки»

      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

      «Матрешки»

      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

      «Разноцветные кружки»

      Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

      Варианты:

      — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

 

«Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

      Варианты:

      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

      «Расставь по порядку»

      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

      «В какую коробку?»

  Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

      «Дальше — ближе»

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

  1. Игры по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений

“Поможем бабушке”

Задачи: Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.

Материал: катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязывают веревочки 70 см и по количеству детей.

Содержание игры:

Ладушки, ладушки

Мы поможем бабушке.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии бабушек и предлагает детям помочь им намотать на катушку нитки.

- посмотрите, дети что это такое? (Показывает катушку. Если дети не называют предмет, то объясняет). Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов, а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку (берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе).теперь попробуйте намотать веревочку сами (каждому ребенку дает катушку).

В конце игры воспитатель благодарит детей за то, что они помогли своим бабушкам намотать пряжу на катушки.

“Маленький аптекарь”

Задачи: Развитие мелкой моторики; уточнение движений пальцев рук; координации.

Материал: маленький поднос с пинцетом, чашкой с бусинами и емкостью с ячейками для них. Бусин в чашке ровно столько, сколько ячеек в емкости. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет соответствующих бусин. Вначале можно использовать больше бусин.

Содержание игры:

Ведущий рассказывает о работе аптекарей, о том как они готовят различные лекарства. Затем показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины, и предлагает ребятам самим заполнить ячейки бусинами. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно.

Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости ячеек

“Самодельная мозаика”

Задачи: Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, внимания, различать цвета.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры:

Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; круг и два овала наверху – голову зайца и т. д.

Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, как опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры.

       «Чудесный мешочек»

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

      «Определи на ощупь»

     В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

      «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

      Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

      «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

     

«Узнай фигуру»

      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

     «Догадайся, что за предмет»

      На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

      «Найди пару»

      Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

  «Найди ящичек»

      Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

      «Что в мешочке»

      Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...