Проект. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Нестерова Наталия Сергеевна

Занятие. Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.natashadoc.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Проект

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – март.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей младшего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.

Задачи проекта:

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

воспитывать познавательный интерес, любознательность;

упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук;

повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

Игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Методические рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий проведения дидактически игр.

Список литературы.

1.Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;

 2.Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;

3.Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.

4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта и сроки реализации:

1 этап – подготовительный (сентябрь);

2 этап – основной (октябрь – февраль);

3 этап – заключительный (апрель).

Подготовительный этап:

Знакомство с темой проекта.

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС.

Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.

Анализ полученных результатов, выводы.

Проведение анкетирования родителей "Роль сенсорной культуры в жизни ребёнка".

Составление перспективного плана работы с детьми.

Создание условий для эффективного использования игр;

Основной этап:

Работа с детьми:

1.Образовательная деятельность:

по познавательному развитию:

«В гости к героям мультфильмов»

«Спрячь зайчика под ёлочкой»

«Длинная – короткая»;

Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».

художественно – эстетическому развитию:

«Птички»

«Зайчик»

«Цветные шарики»

«Дымковские лошадки»

«Цветы для мамы» и другие.

по речевому развитию:

Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».

Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.

2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3.Дидактические игры:

Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) например:

«Закрой окошко в домике»;

« Собери бусы»;

«Жучки и листики»;

«Найди цветочек для пчёлки»;

«Цветы и бабочки»;

«Найди фрагмент» и т. д.

Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):

«Постучим – погремим»;

«Кто как кричит?» и т.д.

4.Игры:

с цветным конструктором;

с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;

с матрешками;

геометрическими вкладышам

мозаика;

пазлы.

5.Самостоятельные игры малышей.

Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию

Месяц

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

Д/и «Овощи»

Развивать тактильные и вкусовые ощущения

Рисование «Овощи»

Развитие формы, цвета

Д/и «Спрячь мышку»

Развивать цвет

Д/и «Магазин»

Учить группировать предметы по общему признаку

Лепка «Яблоки и груши»

Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету.

Д/и «Собери корзинку»

Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме.

Д/и «Собери бусы»

Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Октябрь

Д/и «Составь фигуру»

Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Д/и «Матрёшкино новоселье»

Развивать цвет

Д/и «Сбор фруктов»

Формирование величины

Д/и «Найди цветок для бабочки»

Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Д/и «Угощение для матрешки»

Учить детей подбирать нужную форму к предмету.

Аппликация «Неваляшка»

Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету.

Ноябрь

Лепка «Яблоки и груши»

Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Жучки и листики»

Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.

Д/и « Собери бусы»

Учить детей подбирать цвет

Д/и «Чего не хватает»

Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Чудесный мешочек»

Учить на ощупь находить геометрические фигуры

Аппликация «Шарфик»

Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету.

Декабрь

Д/и «Найди все фигуры как эта»

Дать представления о цвете, форме и размере.

Д/и «Чем похоже, чем отличается»

Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине

Рассматривание меха и пальтовых тканей

Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи

Д/и «Украсим ёлочку»

Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет

Рисование «Шарики для елочки»

Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета.

Аппликация «Снеговик»

Учить правильно, подбирать форму и величину предмета.

Январь

Д/и Домино

Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

Д/и «Кто скорее соберёт»

Учить собирать пирамидки

Д/и «Что лежит в мешочке»

Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Учить детей правильно подбирать цвет предмета.

Аппликация «Разноцветный коврик»

Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу.

Февраль

Д/и «Придумай сам»

Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов

Д/и «Сравнение шарика и куба»

Познакомить с формой предмета

Геометрическое лото

Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой

Д/и «Рыбки»

Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета».

Д/и «Чайный сервиз»

Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Д/и «Коврик для Кота Леопольда»

Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Март

Аппликация «Украсим салфетку»

Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприят ие

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом

Конструирование «Башня»

Закреплять представление об относительной величине предметов

Аппликация «Узор по кругу»

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа

Д/и «Спрячь колобка»

Геометрическая форма и цвет

Д/и «Собери по цвету»

Цвет предметов

Д/и «На какую фигуру похож предмет»

Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой

Апрель

Ознакомление с деревом и резиной

Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины

Д/и «Высокий - средний – низкий»

Размер предметов

Д/и«Спрячь птичку»

Геометрическая форма и цвет

Д/и «Заплатки. Подбери фигуру»

Геометрическая форма

Д/и «Какой краской нарисовано».

Цвет предметов

Д/и «Волшебный слонёнок»

Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи

Лепка «Миски трёх медведей»

Учить лепить мисочки разного размера

Май

Д/и «Цвет и форма»

Закрепить представление о пяти геометрических фигурах

Д/и «Посади огород»

Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей

Д/и «Составь предмет»

Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)

Конструирование из песка

Продолжать знакомить детей со свойствами песка

Д/и «Цветные феечки»

Закреплять представление о цвете

Д/и «Божьи коровки»

Закреплять представление о цвете

Д/и «Найди цветочек для пчёлки»;

Закреплять представление о цвете

Д/и «Цветы и бабочки»;

Закреплять представление о цвете.

Работа с родителями:

Название

Срок выполнения

1.Родительское собрание «Сенсорное развитие ребёнка» (мастер – класс)

Сентябрь

2.Консультация «Развитие познавательной активности ребенка ».

Ноябрь

3.Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Декабрь

4.Наглядная информация: папки-передвижки.

«Дидактические игры по сенсорике для детей»

«Дидактические игры, развивающие восприятие формы»

«Дидактические игры на целенаправленное восприятие цвета».

« Игры, развивающие цветовое восприятие».

Октябрь

Декабрь

Январь

Март

5.Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей

в течение всего проекта

Заключительный этап.


Результаты проекта:

1.В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.

Мною были изготовлены:

- игры и пособия:

«Коврик для Кота Леопольда»

«Цветные феечки»

«Книжка - малышка»

«Волшебный слонёнок»

«Божьи коровки»

Лэпбук «Изучаем цвет»

и другие.

- картотека дидактических игр по сенсорному восприятию.

- перспективное планирование дидактически игр и упражнений по сенсорному развитию для детей 3 - 4 лет.

2. Родители получили:

методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.

методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр в домашних условия.

консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет ».

памятки для родителей «сенсорное развитие детей 3 – 4 лет».

В ходе проекта родителями были изготовлены дидактические игры:

«Спрячь колобка»

«Собери в корзину»

«Собери по цвету»

«На какую фигуру похож предмет»

«Высокий - средний – низкий»

«Спрячь птичку»

«Заплатки. Подбери фигуру»

«Какой краской нарисовано».

3. Поведено итоговое мероприятие - совместное развлечение детей и родителей «Воздушные шарики».

4. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, закрепилпредставления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве.Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждали интерес, любознательность, внимание.

Перспективы развития проекта:

Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;

Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»....

Проект "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори....

Проект сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста " Многогранный мир песка"

Многогранный мир песка. Цель проекта: Разработка и апробация программы сенсорного развития детей младшего  дошкольного возраста, по трем направлениям работы (работа с детьми, родителями, пед...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним ...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Детям сложно группировать предметы по сенсорным признакам: величине, форме или цвету. Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные пре...