Проект "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
проект по математике (младшая группа) на тему

Проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednikova_proekt_po_sensorike.docx385.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Проект

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного

возраста»

C:\Users\User\Desktop\956516_html_77ad1dd2.png

Разработчик:

                                Средникова Наталья Сергеевна

                                              Воспитатель МБДОУ детский сад №11

       «Золотая рыбка»

Таштагол 2018 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1. Паспорт проекта………………………………………………………………..5        

2. Актуальность проекта        6

3. Цель и задачи проекта.        7

4. Этапы реализации проекта        7

5. Основные направления реализация проекта………………………………….                                                                                                            

6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….10

7. Формы работы…………………………………………………………………10

8. Методы, приёмы и принципы реализации проекта…………………………10

9. Перспективы развития проекта………………………………………………11

10. Тематический план…………………………………………………………..11

11. Промежуточная диагностика………………………………………………..11

Литература        15

Приложение 1        16

Приложение 2        18

Приложение 3        23

Приложение 4        24

Введение

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Этот процесс предполагает, прежде всего, необходимость расширить жизненный опыт ребенка, обогатить его чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Сенсорное развитие детей является одной из задач дошкольного воспитания. Именно в этом возрасте дошкольники наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

1. Паспорт проекта

Тема проекта:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Адрес проекта:

652992 Кемеровская область город Таштагол Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Золотая рыбка» улица Поспелова, 19А Тел. 3-22-58

Составитель:

Средникова Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Золотая рыбка».

Участники проекта:

Дети 3-4 лет, воспитатели и родители.

Срок реализации проекта:

2 года.

Тип проекта:

Исследовательский

Межпредметные связи: 

Развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность.

Вид проекта: 

Долгосрочный (сентябрь 2016г – май 2018г.)

Проблема

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Продукт совместной деятельности

Умение дошкольников свободно использовать в процессе жизнедеятельности четко усвоенные сенсорные эталоны, а также способность уверенно применять перцептивные действия различного характера.

Механизм реализации проекта:

1. Анкетирование родителей.

2. Самоанализ.

3. Самообразование.

4. Диагностика детей.

5. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.

6. Диагностика сенсорного развития детей

Распределение деятельности между участниками проекта:

Новизна проекта

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Практическая значимость

Данный систематизированный материал имеет направленность и может эффективно использоваться различными специалистами в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Разработанный проект может быть реализован в рамках любого другого государственного/негосударственного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста.

Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

2. Актуальность проекта

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: 

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений

Задачи проекта:

  • создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  • разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
  • выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
  • совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • воспитать бережного отношения к игрушке;
  • обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
  • пополнить предметно – развивающую среду группы;
  • разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
  • выступить с темой проекта на педсовете;
  • провести итоговое открытое занятие для воспитателей ДОУ.

4. Этапы реализации проекта

Этап

Задачи

1 Информационно-аналитический (подготовительный)

- знакомство с темой проекта;

- изучение литературы;

- выявление проблемы, цели, задачи;

- составление перспективного плана работы;

- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;

- создание условий для эффективного использования игр;

- подбор дидактического материала и игр;

- анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

- проведение Мастер-класса для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

2. Творческий (основной)

- реализация перспективного плана проекта

- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

- знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

3. Заключительный

диагностика детей;

- проведение родительского собрания на тему проекта;

- открытое занятие для педагогов ДОУ;

- выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.


5. Основные направления реализации проекта

  1. «Развивающая среда»

Создание уголка сенсомоторного развития детей в группе, включающего в себя: различный игровой материал, направленный на расширение и закрепление представлений о сенсорных эталонах (развивающие коврики, наборы красочных картинок по классификации предметов, наборы ярких геометрических фигур, выполненных из яркого красочного и твердого материала, наборы разноцветных кубиков: призмы разной высоты и толщины, кубики разного размера, кирпичики разной толщины и длины, наборы разноцветных шаров различные по цвету и объему и т.д. Сенсомоторный уголок развития дошкольников предназначен для:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
  • изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
  1. «Дети»

Включает в себя игровую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную. Использование предлагаемых в проекте игр на занятиях, в различных режимных моментах.

  1. «Взрослые» 

С педагогами ДОУ провести консультативную работу, направленную на расширение знаний по организации и осуществлению сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сделать подборку статей из СМИ «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», в которых содержится информация об оформлении сенсомоторного уголка для развития воспитанников. Совместное изготовление игрового материала для реализации проекта. Разработка анкет для выявления уровня компетенции родителей в данном вопросе.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников провести анкетирование.

В работе с родителями использовать разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в отделении и дома»: практикумы, консультации, информационные листы о сенсорных играх для дошкольников, тематические выставки, Дни открытых дверей, анкетирование.

6. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты от работы с детьми

Ожидаемые результаты от работы с родителями

- формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;

- дети познакомятся с эталонами цвета;

- дети научатся играть в дидактические игры;

- после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.

- формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка раннего возраста;

- родители научатся создавать дома условия для  игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;

- родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.


7. Формы работы

Формы организации работы с детьми

Формы организации работы с родителями

- дидактические игры;

- НОД.

- анкетирование;

- мастер-класс;

- методические рекомендации;    

- консультации;

- родительское собрание.

8. Методы приёмы и принципы реализации проекта

Методы и приёмы:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности

9. Перспективы развития проекта

- дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- дополнение системы необходимыми играми и материалами;

- продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

10. Тематический план проекта

Тема

Сроки

Ответственные

НОД №1 «Спрячь мышку» НОД №2. «В царстве фигурок – человечков»

Сентябрь

Воспитатель.

НОД №3. «Игра с мячами»

НОД № 4. «Спрячь мышку»

НОД № 5. «Аппликация «Платочки для фигурок-человечков»»

НОД № 6. «Куклы и медведи»

НОД №7. «Разноцветные комнаты»

НОД № 8. «Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков»»

НОД №9. «Три квадрата»

НОД №10. «Лото «Цвет»»

Октябрь

Воспитатель.

НОД №11. «Кто где спит?»

НОД №12. «Построим башню»

НОД №13. «Разноцветные комнаты»

НОД № 14. «Гости»

НОД № 15. «Построим башню»

НОД № 16. «Гости»

НОД № 17. «Разложим мишкам мисочки»

НОД № 18. «Окраска воды»

Ноябрь

Воспитатель.

НОД 19. «Аппликация «Кроватки»»

НОД № 20. «Накорми мишек»

НОД №  21. «Окраска воды»

НОД № 22. «Аппликация «Елочка»»

НОД №  23. «Окраска воды»

НОД №  24. «Найди предмет такой же формы»

НОД №25. «Кто выше»

НОД № 26. «Лото «Цвет»»

Декабрь

Воспитатель.

НОД № 27 Дидактическая игра «Магазин»

НОД №  28. «Лесенка»

НОД № 29. «В царстве царя-Разноцвета»

НОД № 30. «Аппликация «Орнамент»»

НОД № 31. «Достроим домики»

НОД № 32. «Подбери предметы похожего цвета»

НОД № 33. «Аппликация «Орнамент»»

НОД № 34. «Разбитые тарелки»

Январь

Воспитатель.

НОД № 35. «Дидактическая игра «Магазин»»

НОД № 36. «Построим домики для фигур»

НОД № 37. «Кто скорей свернет ленту»

НОД № 38. «Аппликация «Радуга»»

НОД № 39. Построим домики для фигур»

НОД № 40. «Завяжем мишкам банты»

НОД № 41. «Рисование орнамента»

НОД №  42. «Найди предмет такой же формы»

Февраль

Воспитатель.

НОД № 43. «Путешествие на лесную поляну»

НОД № 44. «Три воздушных шарика»

НОД № 45. «Закрой двери в домиках»

НОД № 46. «Геометрическое лото»

НОД № 47. «Пирамидка»

НОД № 48. «В гости к мишке»

Март

Воспитатель.

НОД № 49. «Вышиваем ковер»

НОД № 50. «Дидактическая игра «Магазин»»

НОД №  51. «Игра с мячом»

НОД № 52. «Подбери предметы похожего цвета»

НОД №  53.  «Чудесный мешочек»

НОД № 54 . «Что изменилось?»

НОД № 55. «Пирамидка»

НОД № 56. «Весёлые елочки»

Апрель

Воспитатель.

НОД №  57 «Составные картинки»

НОД № 58. «Столкни мяч в корзину»

НОД № 59. «Какой формы предметы в нашей группе»

НОД № 60 . «Что изменилось?»

НОД №3. «Игра с мячами» (закрепление)

НОД № 4. «Спрячь мышку» (закрепление)

НОД №  53.  «Чудесный мешочек» (закрепление)

НОД № 54 . «Что изменилось?» (закрепление)

Май

Воспитатель.

НОД № 45. «Закрой двери в домиках» ( закрепление)

НОД № 46. «Геометрическое лото» (закрепление)

НОД № 35. «Дидактическая игра «Магазин»» (закрепление)

НОД № 36. «Построим домики для фигур» (закрепление)

НОД №  23. «Окраска воды»

НОД №  24. «Найди предмет такой же формы» (закрепление)

11. Промежуточная диагностика

Литература

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 2015;

2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», 2015;

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 2017;

4. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2016;

5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 2016;

6. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 2016.


Приложение 1

Анкета для родителей

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

•        высокий;

•        средний;

•        низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_____________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 2

Мастер-класс для родителей

«Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:
1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.

Задачи:

  • Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.
  • Сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Предварительная работа:

Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка»(горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

4. Игра на рефлексию «Солнышко».

Участники: дети группы, родители, воспитатели.

 Ход встречи:

Воспитатель:  Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

 Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. П.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. Д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Воспитатель:  Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

 Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Яблоко.

- Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем») .

 

Приложение 3

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. Д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Приложение 4

Диагностика уровня развития детей младшего возраста

по сенсорному развитию

Программные задачи:

  • Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,
  • Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
  • Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • Образовывать группы однородных предметов;
  • Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

  1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
  2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

  1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
  2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
  3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Методика диагностики сенсорного развития детей

автор Сенько Т.В.

Список детей

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Общий балл

1 Бадан Софья

4

4

4

12

2 Бахарев Данил

3

4

3

10

3 Боровских София

4

4

4

12

4 Волегова Дарья

4

4

4

12

5 Васильев Степан  

3

3

4

10

6 Глумов Степан

3

4

3

10

7 Дадочкина Валентина

4

4

4

12

8 Иванова Надя

4

3

3

10

9 Ищутин Арсений

4

3

3

10

10 Казарина Александра

4

4

4

12

11 Остроухова Аксинья

3

3

4

10

12 Красилова Диана

4

4

4

12

13 Кузнецов Виктор

3

4

3

10

14 Лебских Эмилия

4

4

4

12

15 Маметьева Дарья

4

4

4

12

16 Пономарёва Нелли

3

3

4

10

17 Павлова Ева

3

3

4

10

18 Пикельная Арина

3

3

4

10

19 Проскурина Валерия

4

3

4

10

20 Смирнов Никита

3

3

4

10

21 Упадышев Роман

3

3

3

9

22 Челбогашев Макар

4

4

       4

12

23 Черепанова Мария

4

4

4

12

24 Черненко Виктория

3

4

4

9

25 Шабанова Софья

4

4

4

12

26 Шулбаева Полина

4

4

4

12

27 Хохлова Ксения

3

4

4

11

Итого:

3,6

3,7

3,8

Шкала:

4 – ставиться, если данная характеристика проявляется практически всегда;

3 – достаточно часто;

2 – редко;

1 – очень редко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...

Родительское собрание во второй младшей группе «Нейроигры в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Цель: педагогическое просвещение родителей в развитии ребенка с применением нейроигр....

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...