Главные вкладки

    Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
    статья (младшая группа)

    Карих Ольга Олеговна

    В данной статье представлена информация о малых формах фольклора и их влиянии на становлении речи детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры фольклорных форм, которые педагог может использовать в своей работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Автор статьи: Карих Ольга Олеговна, МК ДОУ д/с №329, воспитатель.

    В данной статье представлена информация о малых формах фольклора и их влиянии на становлении речи детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры фольклорных форм, которые педагог может использовать в своей работе.

    Ключевые слова: речь, младший дошкольный возраст, сказки, потешки, загадки, пословицы, фольклор, устное народное творчество.

     В младшем дошкольном возрасте устное народное творчество является одним из главных средств воспитания. Содержание произведений устного народного творчества несет в себе огромный воспитательный заряд. В них отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через устный фольклор, овладевая родным языком, обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Устное народное творчество изучали многие педагоги, в том числе Т.С. Комарова, А. П. Усова которые считают, что в устном народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека.

     За многовековую историю создано множество песен, прибауток, потешек, дающих возможность в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Произведения устного фольклора можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в различных играх. Они способствуют воспитанию дружелюбия и доброжелательности к взрослому и сверстникам, помогают в установлении эмоционального контакта, а в дальнейшем эмоционального общения взрослого с малышом. [5, с. 23]

     Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.  Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.

       Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. [3, с.15]

     Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

     Важнейшим  источником  развития  детской речи и ее выразительности являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, сказки, прибаутки).

     Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие). 
    Эти исследователи отмечают большой
     интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева). 

      Исследования педагогов (например, Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) показывают, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку.  [5, с.38]   

    Загадки

     Загадкой называют образное описание какого- то предмета/явления, по которому нужно понять о чем именно идет речь.  Педагоги широко используют в своей работе загадки.  Они стимулируют ребенка к размышлению, наблюдению, познанию. В работе педагога загадка занимает важное место. Загадки можно использовать как  в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.  [1, с.123-124]

    Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
    Хлопает крыльями громко-громко,
    Курочек верный пастух,
    Как зовут его? (петух).

    Пословицы

     Русские народные пословицы простыми словами объясняют ребенку смысл этих выражений, обогащают словарный запас, знакомят его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд. [2, с.16-20]

    Когда я ем, я глух и нем.

    Поспешишь — людей насмешишь.

    Друга за деньги не купишь.

    Потешки

     Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются, и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Потешки способствуют быстрому развитию речи и ребенка, в том числе и развитию памяти, логики, мышления. Потешки быстро запоминаются малышом, благодаря их четкому ритму, и своеобразной напевности. [5, с.205]

    А коток, коток, коток,

    Кучерявенький лобок,

    Украл у бабушки клубок,

    И запрятал в уголок,

    А бабушка догнала

    За чубочек подрала.

    Сказки

     Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сам процесс игры в сказку тесно связано со развитием речи детей дошкольного возраста.

     Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи. [4, с. 18-28]

     Подведя итоги, можно сказать, что устное народное творчество благотворно влияет на развитие речи в младшем дошкольном возрасте. Малые формы фольклора, представленные в статье, отобраны с учетом возрастных возможностей детей, легко запоминаются и воспроизводятся ребёнком. Воспитатель в ходе своей работы должен постоянно пользоваться устным народным творчеством, использование малых форм фольклора в развитии речи оправдывает себя.

     Библиографический список:

    1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957.- 240с.
    2. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
    3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада : планы и конспекты занятий. Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 95с.
    4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.
    5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2010. – 304с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

    Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

    Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

    Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...