"Вместе с мамой, вместе с папой"
статья

Соболева Елена Анатольевна

текст выступления на конференции по работе семейного клуба "Вместе смамой, вместе спапой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный клуб «Вместе с папой, вместе с мамой»

(текст выступления на межрегиональной научно – практической конференции «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДОУ»)

       Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения создаются им в помощь.  ФГОС также предусматривают широкую работу с родителями и самое главное, что там прописано это вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Все мы хорошо знаем, что лишь 40% родителей откликаются на все наши просьбы, но большинство из них стараются устраниться от проблем и с трудом идут на контакт с педагогами.

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. В нашем дошкольном учреждении постоянно идёт активный поиск и внедрение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников в интересах ребенка, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества.   Перед нами встала задача найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. И мы остановились на идеи создания семейного клуба в детском саду.

Сначала мы решили внедрить задуманное в группе раннего возраста. Во время родительского собрания мы провели анкетирование, где одним из пунктов был вопрос о создании клуба. Проанализировали данные и увидели, что более 50% родителей хотели бы принять участие в работе Семейного клуба и у них есть много проблем и вопросов, на которые они хотели бы получить ответы. 

В 2012 году на заседании родительского комитета ДОУ было принято положение о работе семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой».

Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями и специалистами детского сада, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого. Здесь осуществляется практика совместного участия и в психологическом и нравственном становлении тех, кто от нас зависит, практика извлечения уроков из обыденной жизни.

Педагоги нашего детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

Определили 3 основных направления работы Клуба:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
  • участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
  • совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Малыши и их родители стали активными участники клуба. Возраст до трех лет – это возраст эмоциональной близости мамы и малыша, поэтому на наших занятиях ребенок познает новое вместе с мамой. Вместе с мамой гораздо легче привыкнуть к незнакомой обстановке, новым игрушкам, сориентироваться в задании. Нам также очень важно, чтобы на занятиях мама была максимально активна и эмоциональна, т.к. именно близкие являются эталоном поведения и создают чувство защищённости.

А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом в домашних условиях, вспоминают о том, как важен телесный и эмоциональный контакт, понимают, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игры и игрушки, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате, в поликлинике. Помимо практических навыков и умений, мамы получают и теоретические знания, необходимые для воспитания и всестороннего развития ребенка. Кроме основного педагога (воспитателя группы), занятия в клубе проводят и все специалисты детского сада – педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, так же по мере необходимости вовлекаем и социальные структуры – медицинскую сестру, педиатра. Например, по просьбам родителей в клубе была организована встреча с педагогом – психологом, которая позволила родителям, научится по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. Самые актуальные вопросы, волнующие пап и мам: "Как реагировать на капризы и упрямство детей?", «Почему дети кусаются?», "Как научить ребёнка быть добрым?» и другие.

Каждое занятие в клубе проводится с определённой целью, охватывая все образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательно развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое развитие.

Перед каждым занятием проходит тренинг с установкой на работу и общение.

На первом занятии - «Гимнастика вдвоём» - ставилась задача на умение родителей и детей настраиваться друг на друга, чувствовать партнёра в совместной двигательно-игровой деятельности.

Для создания комфортных условий использовали помещение физкультурного зала, где участники под веселую мелодию выполняли несложные движения. Потом малышам предоставили возможность подвигаться самостоятельно, используя различный  спортивный инвентарь: большие мячи, тоннели, модули. Сколько радостного визга можно было услышать! А как сияли лица родителей, видя, как радуются их дети! В воздухе царила атмосфера раскрепощённости и открытости. Малыши ощущали прикосновение тёплых рук родителей, добрый взгляд их глаз и от этого чувствовали себя защищёнными и свободными.

Очень интересно по содержанию прошло занятие клуба на тему «Вместо кисти - ладошка, нарисовал и съел». На этой встрече ставилась задача познакомить детей и родителей с рисованием из разных безопасных материалов (в основном, съедобных - морковь, свёкла, манная каша с добавлением безопасных пищевых красителей) способом примакивания ладоней, пальцев рук и обучение совместной творческой деятельности. Все дети в раннем возрасте не творцы, а манипуляторы. Манипулируя с предметами, материалами и формами, они изучают их свойства и возможности. Для познания мира малыши используют все виды чувств и ощущений, в том числе и вкусовые. Поэтому в таком возрасте материалы для творчества должны быть абсолютно безопасными. Увлекаться модными красками для пальчикового рисования пока не стоит. Так что лучше остановить свой выбор опять же на съедобных пищевых красителях

На занятии  в качестве красок мы использовали голубую глину, вареную свеклу и ее сок, вареную морковку, зелень, а также любимую детьми обычную манную кашу в которую добавили безвредные пищевые красители. Дети с  увлечением экспериментировали и творили: размазывали "краски" пальцами, хлопали ладошкой по цветным кляксам, меняя их форму, смешивали необычные краски между собой. Ребенка завораживает возможность волшебного превращения форм и неожиданное изменение цвета. И, конечно же, как маленькие экспериментаторы всё попробовали на вкус.

Бумага и краски вовсе не обязательные атрибуты для пальчикового рисования. Дети вместе с родителями создавали свои первые пальчиковые картины на подносе, присыпанном манкой. Пальцем на подносе можно рисовать любые предметы или не перегруженные деталями сюжеты. Нарисованные картины легко стереть, несколько раз встряхнув поднос.

У малыша еще не сформировано образное мышление, поэтому пока не стоит искать в его рисунках особого смысла - он просто наслаждается и радуется всему, что делает. Кстати, родителям тут тоже есть, чему порадоваться. В результате "художественных" упражнений детские пальчики хорошо потренировались, ребенок получил богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию его мозговой деятельности и мышления - эта взаимосвязь давно доказана учеными.

         На всех наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют,
а итогом становится творческая деятельность – создание
индивидуальных или коллективных работ из разных материалов,
с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Ценность таких встреч состоит в том, что родители непроизвольно получают знания о новых методиках и технологиях развития малышей. Занятия в клубе способствуют сближению родителей и детей и педагогов в совместной деятельности; у малышей от живого общения с любимыми папой и мамой в душе закладываются зёрна доброты и активной творческой личности уверенной в своих возможностях.

Этот клуб создан для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью. Этот клуб для родителей, отдающих сердце и душу воспитанию детей.

Хочу сказать, что организация семейного клуба – это кропотливое и энергозатратное мероприятие, зато достаточно эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьёй. Родители осознают то, что благодаря совместной работе педагогов и родителей, можно найти правильный компетентный подход к воспитанию своего ребёнка. При этом не использовать крики, наказания, угрозы, ведь ребёнок – это такой же человек, но только маленький.

Результатом работы нашего клуба можно считать:

·        Установление доверительных отношений между педагогами и родителями.

·        Улучшение детско-родительских отношений.

Семейный клуб сплачивает родителей, позволяет им развивать собственную наблюдательность и компетентность в воспитании детей. Очень приятно слышать от родителей слова благодарности, они спрашивают совета, принимают активное участие жизни нашей группы.

       В заключении хочу сказать, что хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности ребенка.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...

Вместе с мамой, вместе с папой

Рекомендации для родителей о проведении выходного дня с ребёнком...

Конспект занятия «Вместе с мамой, вместе с папой на зарядку становись!»

     Программное содержание:- способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;- закре­пить название некоторы...

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"

Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...