Главные вкладки

    Конспекты по метеорологии
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Вдовиченко Екатерина Васильевна

    Знакомим с явлениями природы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    СОСТОЯНИЕ ОБЛАЧНОСТИ

    СОЛНЕЧНО

    БЕЗОБЛАЧНАЯ

    СРЕДНЯЯ

           СПЛОШНАЯ

    ВИДЫ ОБЛАКОВ

    ВЫСОКОСЛОИСТЫЕ ТУМАННООБРАЗНЫЕ

    ПЕРИСТЫЕ

            СЛОИСТЫЕ

    КУЧЕВЫЕ

    КУЧЕВО-ДОЖДЕВЫЕ

    ОСАДКИ

    ДОЖДЬ

    СНЕГ

            ТУМАН

    МОРОСЬ

    ИНЕЙ

    МЕТЕЛЬ

    ГРАД

         ГОЛОЛЁД

    СНЕЖНАЯ КРУПА

    РОСА

    НАПРАВЛЕНИЕ И СИЛА ВЕТРА

    С

    Ю

    З

    В

    СЛАБЫЙ

    СРЕДНИЙ

    СИЛЬНЫЙ



    Предварительный просмотр:

    Занятие №1

    Тема «Интересная профессия метеоролог и что такое погода?»

    Цель: Обогащение представлений детей о профессиях, и об явлениях погоды.

    Задачи:

    Обучающая:

    - сформировать представление о важности и значимости профессии метеоролога;

    - сформировать представление об явлениях погоды: дождь, снег, ветер, гром, радуга и т.д.;

    - сформировать представление о градуснике, его значении для метеоролога;

    - познакомить с условными обозначениями: дождя, снега, града, тумана, россы, инея;

    - познакомить с условными обозначениями: ясной, пасмурной и переменно облачной погоды;

    - познакомить с условными обозначениями силы ветра: безветренно, слабый ветер, средний ветер, сильный ветер;

    - научить детей считывать погоду по условным обозначениям и определять времена года.

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: расширить представления о значимости данной профессии для жизни ребёнка, его семьи и общества в целом.

    Материалы и оборудование: презентация «Что такое погода?»

    Форма работы: фронтальная.

    Ход занятия:

    Мотивационный этап:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами отгадаем тему нашего занятия, и в этом нам помогут загадки. Вы готовы внимательно слушать?

    Дети: да!

    Основной этап:

    Воспитатель читает загадки.

    1. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)
    1. Неизвестно где живет, налетит, деревья гнет. Засвистит по речке дрожь. Озорник и не уймёшь. (Ветер)
    1. Вот по небу мчится конь. Из-под ног летит огонь, конь копытом бьёт могучим, и раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, что внизу земля дрожит. (Гром)
    1. Я зимой смотрю в оконце: там мороз и светит солнце. Небосвод высокий, синий, на деревьях белый…(Иней)
    1. На минуту в землю врос, разноцветный чудо-мост. Чудо мастер смастерил, мост высокий без перил…(Радуга)

    Воспитатель: какие вы молодцы, отгадали всё! А как вы думаете, как одной фразой мы можем назвать все отгаданные слова? Дождь, ветер, гром, иней, радуга – это явления природы.

    Сегодня утром, когда вы шли в сад, какие явления природы вы наблюдали?

    Молодцы ребята!

    Воспитатель: каждый день у нас разная погода. Ребята, как мы можем узнать, какая погода будет завтра? А кто знает, что такое – погода? Для чего нам нужно знать погоду на завтра?

    Воспитатель: как ваши родители узнают прогноз погоды?

    Дети: слушаем прогноз погоды по радио, телевизору, можем посмотреть в интернете.

    А вы знаете как называют людей, которые занимаются изучением погоды?

    Воспитатель: человек, который занимается изучением погоды, называется метеорологом.

    Метеорологи стараются узнать все особенности погоды: температуру воздуха и воды, силу и направления ветра, будет завтра дождь, солнце или облачно.

    Воспитатель: метеорологи работают на  Метеостанциях. На них есть отдельная территория, которая называется метеоплощадкой. Там установлены различные приборы для того, чтобы наблюдать за погодой. Метеорологи делают расчеты и передают в главный гидрометеоцентр, а там уже обрабатывают данные и делают прогноз погоды. Его мы видим и слышим с экрана телевизора.

    Воспитатель: что-то совсем спокойно у нас в группе. Хотите почувствовать себя ветром?

    Дети: да!

    Физкультминутка «Ветер веет над полями»

    Ветер веет над полями, И качается трава.

    (дети плавно качают руками над головой)

    Облако плывет над нами, Словно белая гора

    (потягивания руки вверх)

    Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья

    Вправо-влево, взад-вперед, а потом наоборот

    (наклоны вправо-влево, вперед назад)

    Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

    Там немного отдохнем (Дети садятся)

    Воспитатель: как же мы с вами хорошо изображали ветер! Вижу, вам интересно было узнать про погоду, метеорологов и метеостанцию. Давайте с вами еще больше информации узнаем о метеорологах и погоде. Посмотрим презентацию.  

    («Что такое погода?», адрес электронного источника https://youtu.be/U56RiMhOFXY )

    Дети смотрят презентацию.

    Заключительный этап.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали новую профессию. Как она называется? (Метеоролог). В чем заключается работа метеоролога? Что помогает метеорологу при работе? Что такое погода? Какие явления погода вы узнали?

    Дети отвечают на вопросы воспитателя.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами познакомились с профессией метеоролога, узнали, что такое погода и для чего нам необходимо знать и различать явления природы. На следующем занятии, мы с вами как метеорологи, отправимся на нашу метеостанцию, познакомимся с приборами, которые помогают метеорологу проводить исследования и собирать данные о погоде. А именно мы познакомимся с Флюгером, осадкомером, термометром, ветряным рукавом, барометром и др.

    Занятие № 2

    Тема «Метеоплощадка для юных метеорологов»

    Цель: Познакомить детей с работой метеостанции и приборами на ней. Развивать интерес к наблюдениям за природой.  

    Задачи:

    Обучающая:

    - сформировать представление о важности и значимости профессии метеоролога;

    - познакомить с приборами метеоролога: солнечные часы, метеобудка с подиумом, термогигрометр, барометр, флюгер, ветровой рукав, кормушка для птиц, осадкомер, линейка для измерения снежного покрова, подставка для цветов, визуализатор погоды, ловец облаков, мерзлометр;

    - закрепить знания детей о зимних явлениях природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней;

    - учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия;

    - познакомить детей с народным названием месяца январь, приметами.  

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: расширить представления о значимости данной профессии метеоролог и её особенностях.

    Материалы и оборудование: метеоплощадка.

    Ход занятия.

    Мотивационный этап:

    Воспитатель: здравствуйте, ребята! Наконец мы с вами пришли на нашу метеостанцию. Напомните пожалуйста мне, кто занимается изучением погоды?

    Дети: метеорологи.

    Воспитатель: правильно, у вас хорошая память! Давайте же с вами, узнаем, какие приборы помогают метеорологу узнавать об особенностях явлений природы?

    У нас как и у настоящих метеорологов есть своя метеостанция. Метеорологи делают расчеты и передают их в главный гидрометеоцентр.  Вот и мы с вами будем собирать данные на нашей метеостанции и записывать показания в дневник наблюдения за погодой. Это мы с вами будем делать в течении нескольких месяцев, чтоб узнать

    Основной этап:

    Воспитатель проводит ознакомительную беседу с детьми.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, это солнечные часы. Они похожи на круглый столик на одной ножке. Когда на небе есть солнце мы с вами можем узнать время. Вы заметили, что на наших часах в центре есть плавничок, от которого падает тень от солнца. Этот плавничок называется ГНОМОН, и именно он поможет нам определить время. Когда солнце встает, у гномоного плавничка появляется тень. Солнце катится по небу и тень скользит по нашим цифрам. Вот эта тень и есть стрелка солнечных часов. И на какую цифру оно показывает, такое время на планете земля.

    Мерзлометр.

    На нашей площадке есть метеорологическая установка, которая поможет нам понять сухой снег или мокрый, сильно он липнет или осыпается. Смотрите эта установка состоит из двух столбов и проводом между ними.

    Воспитатель: А что это за круг такой на столбе?

    Дети: предлагают варианты ответа.

    Гололедный станок. С помощью гололедного станка, метеорологи узнают будет ли дорога скользкая и опасная. А еще будут ли покрываться провода льдом.

    Физкультминутка «Зима»

    Солнце землю греет слабо

    (руки в верх и вниз)

    По ночам трещит мороз,

    (руки на пояс, наклоны в стороны)

    Во дворе у снежной Бабы

    (руки на поясе, поворот вокруг себя)

    Побелел морковкой нос.

    (дети показывают нос)

    В речке стала вдруг вода, неподвижна и тверда,

    (прыжки на месте)

    Вьюга злится, снег кружится,

    (дети кружатся)

    Заметает все кругом, белоснежным серебром

    (плавные движения руками)

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за яркий оранжевый домик на ножке?

    Дети отвечают.

    Это, ребята, метеобудка.

    Давайте поближе рассмотрим нашу метеобудку и узнаем для чего она нам нужна на метеоплощадке?  Посмотрите какие необычные стенки похожи на жалюзи. Интересно зачем в метеобудке нужны отверстия. Вот это термогигрометр. В термогигрометре есть сразу два прибора термометр для измерения температуры воздуха и гигрометр для измерения влажности воздуха.

    А этот прибор кругленький - это барометр тут есть стрелки и много цифр. Барометр очень важен для метеоролога. Потому что измеряет атмосферное давление. И помогает сказать наперед какая будет погода. С этими приборами более подробно, мы познакомимся на наших следующих занятиях.

    Воспитатель: посмотрите, ребята на нашей метеоплощадке есть гость -  петушок, который обожает играть с ветром. Вот он сидит на высоком шесте. Представляете наш петушок, шест и стрелочка между ними все это предмет метеоролога и называется он флюгер.  Петушок флюгер угадывает направление ветра. Т.е. показывает нам с какой стороны на него будет дуть ветер.

    Воспитатель: скажите, а петушок флюгер может нам показать какой сегодня ветер сильный или слабый?

    Дети: предлагают свои варианты ответов.

    Воспитатель: конечно же нет, но на нашей площадке есть еще один прибор ветровой рукав, он показывает силу ветра.  Как вы думаете, если рукав весит и не шевелится какая погода? А если рукав вытягивается? Чем сильнее ветер, тем выше вытягивается рукав.

    Воспитатель: а с этим домиком все, наверное, знакомы. Это кормушка для птиц. Зимой все покрыто снегом и птицы не могут найти себе еду, поэтому, мы должны им помогать и заботиться о них.

    Воспитатель: как вы думаете, зачем посреди метеоплощадки нужно окно с облаками?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Молодцы правильно, для того, чтобы наблюдать за облаками.  А называется он, ловец облаков. С его помощью, мы сможем определять виды облаков.

    Воспитатель: а еще на нашей метеоплощадке есть большая линейка. Как вы думает, зачем она нужна? С помощью нее мы будем изучать сколько снега выпадет зимой.

    Воспитатель: ребята вы видели, когда ни будь такую необычную корзину с ведром на высокой палке. Представляете метеорологи используют ее измерения осадков. И называется он осадкомер.

    Воспитатель: а еще у нас на площадке есть настоящий визуализатор погоды. Посмотрите сколько на нем дорожек стрелочек и картинок.

    Заключительный этап.  

    Воспитатель: как же много приборов для изучения погоды. Теперь, мы с вами, будем наблюдать за погодой, изменениями в природе и учиться прогнозировать природу. Мы с вами уже познакомились со специальным оборудованием. Теперь обратите внимание на специальную доску, на которой можно фиксировать какая сегодня погода. Но доска будет находится на площадке, и мы не сможем приходить отмечать погоду каждый день. Как вы думаете, что можно придумать, чтобы мы смогли фиксировать погоду ежедневно?

    Ответы детей.

    А давайте заведем дневник наблюдения за погодой? Вы помните, что существуют специальные знаки для обозначения явления погоды? Давайте на следующем занятии мы с вами познакомимся с условными обозначениями явлений природы и постараемся их запомнить.

    Воспитатель: вы большие молодцы, на сегодня наша работа метеорологов закончилась, и теперь мы снова станем детьми из детского сада. Что вы почувствовали, когда стали метеорологами?

    Занятие № 3

    Тема «Дневник наблюдения за погодой»

    Цель: Познакомить детей с дневником наблюдения за погодой. Развивать интерес к наблюдениям за природой.  

    Задачи:

    Обучающая:

    - сформировать представление детей о важности и значимости знания условных обозначений природных явлений;

    - познакомить с геометрическими фигурами, обозначающими природные явления;

    - закрепить знания детей о зимних явлениях природы: вьюга, иней, снег, гололед, метель.

    - учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.  

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: расширить представления о значимости данной профессии метеоролог и её особенностях.

    Материалы и оборудование: дневник наблюдения за погодой, пример условных обозначений природных явлений, прописи с условными обозначениями явлений природы, карандаши простые, ноутбук, проектор.

    Ход занятия.

    Мотивационный этап.

    Воспитатель: здравствуйте, ребята! Готовы сегодня снова стать метеорологами?

    Дети: да!

    Воспитатель: молодцы! Давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлом занятии?

    Дети: знакомились с метеостанций на территории нашего ДОУ.

    Воспитатель: да, ребята! А давайте вспомним какие приборы мы там видели?

    Дети: солнечные часы, флюгер, ловец облаков, осадкомер и т.д.

    Воспитатель: какие вы молодцы, правильно! Все эти приборы действительно есть на нашей метеостанции, но чтоб записывать данные полученные при изучении приборов, нам очень важно знать, как же обозначается каждое явление природы!

    Основной этап.

    Воспитатель показывает демонстрационный материал.

    Воспитатель: ребята обратите внимание, что все природные явления, мы можем разделить на четыре большие группы:

    1. Состояние облаков:
    • Безоблачная погода;
    • Средняя облачность;
    • Сплошная облачность.
    1. Виды облаков:
    • Высокослоистые – туманообразные;
    • Перистые;
    • Слоистые;
    • Кучевые;
    • Кочево – дождевые.
    1. Осадки:
    • Дождь;
    • Снег;
    • Град;
    • Гололед;
    • Метель.
    1. Направление и сила ветра.
    • Безветрие;
    • Слабый ветер;
    • Средний ветер;
    • Сильный ветер.

    Каждое это явление имеет свое обозначение. Мы с вами, будем учиться рисовать каждое из этих обозначений.  Но для начала, мы остановимся на состоянии облачности.

    Посмотрите, ребята безоблачная погода, обозначается пустым кругом. Среднюю облачность, мы будем обозначать кругом на половину заштрихованным, а сплошную облачность мы так же обозначим кружком, но уже полностью заштрихованным.

    Давайте с вами потренируемся рисовать условные обозначения облачности.

    Воспитатель раздает каждому ребенку пропись. Дети учатся рисовать условные обозначения, запоминая их.

    Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем»

    Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

    (дети прыгают)

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

    (дети поочередно вытягивают ноги вперед)

    Головкой покачаем, качаем, качаем,

    (качают головой)

    И снова начинаем, начинаем, начинаем.

    (хлопают в ладоши и наклоняют голову вперед, назад)

    Воспитатель: вот и сегодня мы побывали метеорологами. Познакомились с основными обозначениями природных явлений. И даже потренировались их рисовать.

    Давайте посмотрим мультфильм об очень важной для каждого из нас профессии.

    Дети смотрят мультфильм о метеорологии.

    https://www.youtube.com/watch?v=HA2BbmebIDc 

    Завершающий этап.

    Воспитатель: о какой профессии, вы сейчас посмотрели мультфильм?

    Дети: метеорология!

    Воспитатель: да, ребята! Профессия- метеорология! Сейчас мы с вами оденемся и пойдем на нашу метеостанцию. Посмотрим, какие приборы подскажут нам состояние облачности.

    Занятие № 4

    Тема «Солнечные часы»

    Цель: Познакомить детей с солнечными часами

    Задачи:

    Обучающая:

    - Познакомить детей с солнечными часами.

    - Познакомить с такими понятиями как «Гномон», «Циферблат» и «Кадран».

    - Научить ориентироваться во времени.

    - Закреплять умение детей фиксировать условные обозначения явлений природы в дневнике наблюдения за погодой.

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: расширить представления о значимости прибора «Солнечные часы».

    Материалы и оборудование: метеостанция, солнечные часы, мел, магнитно-меловая доска.

    Ход занятия.

    Мотивационный этап.

    Воспитатель: ребята, давайте друг с другом поздороваемся, но сделаем это необычно. Сначала поздороваемся глазами, а теперь ножками, а затем и ручками.  А теперь давайте улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра.

    Основной этап.

    Сможете вместе отгадать загадку?

    Белоснежная хозяйка

    Всё укроет одеялом,

    Всё разгладит, приберет,

    А потом земле усталой

    Колыбельную споет. (Зима)

    Дети отгадывают загадку.

    Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение.

    Дуют ветры в феврале,

    Воют в трубах громко.

     Змейкой мчится по земле

     Легкая поземка.

     Поднимаясь, мчатся вдаль

     Самолетов звенья.

     Это празднует февраль

     Армии рожденье.

     С. Маршак «Февраль»

    Воспитатель: о чем было стихотворение, ребята?

    Дети: отвечают, предлагая свои варианты ответов.

    Воспитатель: да, ребята — это зимушка зима, и сейчас у нас Февраль месяц.

    Воспитатель: обратите внимание, что даже в зимнее время ярко светит солнышко. И помогает нам, юным метеорологам знакомится с новыми приборами метеоролога.

    Воспитатель: вот, например, ребята, как вы думаете, что делали люди, в далеки времена, когда не было мобильных телефонов и часов со стрелкой. Как они узнавали время? Ведь они так же, как и ваши родители ходили на работу.

    Дети предлагают варианты ответов.

    Воспитатель: ответ на этот любопытный вопрос, мы сейчас с вами узнаем!

    Воспитатель рисует мелом

    Представьте себе старинный город, на центральной башне стоит столб, вокруг столба начерчены линии и рядышком сидит дедушка- мудрец. Он стоит и наблюдает за тенью, которую отбрасывает столб. Он стоит и наблюдает за тенью целый день, от рассвета, до заката солнца. Каждый час, тень от одной линии, передвигается к другой. Когда это происходит, дежурный громко говорит, что прошел еще час. Так жители города узнают пора ли им идти домой или еще нужно поработать.

    Воспитатель: а теперь осмотрите пожалуйста на этот кружок с цифрами и стоящий на нем указатель. Столб башни, служил вместо часовой стрелки, ведь он отбрасывает тень и в разное время дня, направления тени будут другими, ведь меняется положение солнца на небе. Когда людям стало неудобно строить огромные столбы, они придумали вот такой маленький вариант солнечных часов.  Таким часам не нужны батарейки и разные премудрости.

    Воспитатель: На обычных часах, мы можем увидеть с вами три стрелочки, которые всегда движутся. На наших солнечных часах, стрелка одна, и она всегда смотрит вверх. Эта стрелка называется «Гномон», сама пластина, на которой рисовались цифры, называется «Кадран», а пластина с уже нарисованными цифрами называется «Циферблат».

    Воспитатель: давайте повторим с вами еще раз из чего состоят солнечные часы метеоролога.

    Дети: гномон, кадран и циферблат.

    Воспитатель: Теперь мы узнали, как устроены солнечные часы. Давайте определим, как же узнать по ним время?  

    Воспитатель: в солнечную погоду Гномон, отбрасывает тень, именной по этой тени, мы можем узнать время. Только к сожалению, время по солнечным часам мы можем смотреть в дневное время. Когда солнышко ярко светит. Ночью, когда солнце заходит, тени увы, нет…направление тени меняется.

    Всего планета земля за сутки, перемещается 24 раза. Делая полный оборот вокруг солнца. Поэтому в сутках - 24 часа. Время в разных странах не одно и тоже. Когда земля вращается, где-то идет день, а где-то наступает ночь. Поэтому, по нашим часам метеорологическим, мы с вами прочитаем время только дневное и только той местности, в которой живем. А именно в нашем городе Новомосковск.

    Физкульт минутка «Снегири»

    Вот на ветках, посмотри,

    (руки к глазам словно бинокли)

    В красных майках снегири.

    (руки в боки)

    Распушили перышки,

    (руки вперед, похлопали в ладоши)

    Греются на солнышке.

    (руки вверх)

    Головой вертят, (повороты головы в стороны)

    Улететь хотят. – Кыш! Кыш! Улетели!

    (взмахи руками)

    За метелью, за метелью! (бег на месте)

    Заключительный этап.

    Воспитатель: отлично ребята, теперь мы с вами научились пользоваться солнечными часами.

    Занятие № 5

    Тема «Облака из пуха?»

    Цель: Познакомить детей с ловцом облаков.

    Задачи:

    Обучающая:

    - Познакомить детей с ловцом облаков.

    - Научить различать типы облаков «перистые», «слоистые», «кучевые», «высококучевые», «кучево-дождевые» и д.р. 

    - Учить по типу облаков предугадывать дождь, либо ясную, солнечную погоду.

    - Научить ориентироваться во времени.

    - Закреплять умение детей фиксировать условные обозначения видов облаков в дневнике наблюдения за погодой.

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: расширить представления о значимости прибора «Ловец облаков».

    Материалы и оборудование: метеостанция, ловец облаков, проектор, ноутбук, презентация, прописи, дневник наблюдения за погодой, карандаши простые.

     

    Ход занятия.

    Мотивационный этап.

    Воспитатель: беседа на метеостанции на территории ДОУ с использованием «Ловца облаков». Ребята, на прошлом занятии мы с вами учились пользоваться солнечными часами, когда ясная, солнечная погода.

    Но что делать, если у нас тени от солнца нет?

    Я предлагаю, вам, посмотреть на облака. Они имеют разную форму и это очень интересно! То это будто перышки плывут по небу, то это будто куски ваты, разбросанные по небу, или взбитые сливки. Метеорологи, которые составляют прогноз погоды, называют их по-другому.

    Воспитатель: вот наш прибор «Ловец облаков», на нём, мы можем прочитать их названия. «Кучевые», «слоистые», «перистые», «высококучевые», «кучево-дождевые», «перистые», «хлопьевидные». Давай сосчитаем их.

    Дети: считают количество представленных облаков на приборе.

    Воспитатель: здесь все очень просто, по тому, что название всех облаков, вы видите на картинке.  А как вы думаете, а зачем же нам это окошечко?

    Дети: предлагают варианты ответов.

    Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно! Через это окошечко вы сами можете видеть, какие у нас с вами сегодня облака.

    Воспитатель: давайте с вами сейчас познакомимся с условными обозначениями видов облаков, для того, чтоб мы с вами могли фиксировать полученную информацию в нашем дневнике наблюдений.

    Воспитатель объясняет какие знаками, дети будут отмечать виды облаков в дневнике наблюдений, рисуя каждое обозначение на магнитно-меловой доске.

    Физкультминутка

    Руки тянем в потолок,

    Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

    Руки в стороны раздвинем,

    Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

    Руки резко вверх поднимем,

    Раз-два, три-четыре.

    Машем крыльями, как гуси.

    А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

    Будто в классики, немножко

    Прыгаем на правой ножке.

    А теперь на левой тоже.

    Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

    Вернувшись в группу после прогулки, воспитатель продолжает занятие в виде презентации о видах облаков и их особенностях.

    Воспитатель: сегодня на метеостанции, мы с вами познакомились с таким прибором как «Ловец облаков». Давайте с вами вспомним, для чего же этот прибор нужен метеорологам?

    Дети: отвечают  

    Молодцы ребята, но это не все, что мы узнали об облаках. Давайте с вами познакомимся с каждым видом облаков подробно, чтоб мы как настоящие метеорологи, могли знать их особенности.  Как они появляются, как летают, какие из них приносят дожди, а какие погоду не портят, а просто украшают небо.

    Дети смотрят презентацию. Воспитатель по хожу презентации беседует с детьми.

    Начнем с кучевых облаков. Они белые, высокие, пышные, похожи на взбитые сливки. В толщину они бывают до полутора километров. А в длину как три автобусные остановки.  Толщина еще увеличивается, когда влажность на земле уменьшается. Жарким летом, они могут быть в два раза пышнее. Они кажутся серыми, но сильного дождя от них не будет. Может дождик немного покапать, но дождик будет идти считанные минуты. А потом облако рассеется и уйдет в сторонку.  Гуляют такие облака как по одному так и группами. Получаются они при встрече холодного и теплого воздуха. Они состоят из капелек воды, так и получается облако. Когда ветер дует на облако оно приобретает необычную форму, и двух одинаковых облаков не бывает.

    Есть так же высококучевые облака. Они так называются, по тому что высоко летают над землей. Их можно увидеть когда летишь на самолете. В толщину такие облака достигают всего 700 метров. Они худенькие и длиннее, как буд-то кучевое облако растянули с двух концов. По цвету они бывают белыми, серыми или голубыми. По форме напоминают волны из пластилина и хлопьев. Они либо застилают все небо, как покрывало, либо через них можно увидеть солнышко. Из них идут капельки воды и снежинки, но эти капельки воды до нас не доходят, так как облака находятся очень высоко. А вот снежинки зимой к нам доходят.

    Но вот теперь мы с вами поговорим о самом интересном виде облаков. Кучево-дождевые облака. По названию сразу понятно, что из них идет дождь. Это большие, белые  облака похожие на горы. Летают они низко за то в высоту они могут быть более 10 км. Они действительно огромные, с низу они серые, по тому что в них очень много тяжелых капель воды. Именно они нам приносят проливные дожди, снегопады, дождь со снегом и град. Но самое интересное, что после них бывает разноцветная радуга на земле.

    Вы когда-нибудь видели радугу? Это удивительно красивое зрелище! Правильно говорят, что у природы нет плохой погоды. А вот у кучево-дождевых облаков, тоже есть свои плюсы! Живут они не долго от 30-40 минут до 3-4 часов. Гуляют они чаще всего по одному, а появляются от столкновения горячего и холодного воздуха.

    Перейдем к слоистым облакам. Они более спокойные. С земли они кажутся серыми и похожими на туман. Мы могли их раньше видеть в пасмурную, хмурую погоду весной или осенью. Снизу они не ровные как будто кусочки ваты торчат. Закрывают они обычно все небо целиком. Летают такие облака низко, ближе к земле.  В толщину они могут быть до 800 метров. Дождя и снега от этих облаков, можно не бояться, хотя иногда из них выпадает зимой маленький снежок, который совершенно не мешает прогулкам.

    Еще есть высокослоистые - туманообразные облака. Высокослоистыми они называются по тому, что высоко летают. Достигают до 5 км над землей. Это как ехать аж, 10 остановок из одного района в другой. Толщиной они больше чем обычные слоистые, до 2 км или 4 автобусных остановки. По цвету такие облака кажутся серыми или синенькими и тоже затягивают все небо. Солнце через них видно не очень хорошо, как будто мы смотрим через беленький пакетик. Дождик из них выпадает, но до нас он не долетает, так как облака находятся очень высоко.

    А еще посмотрите на перистые облака. Они мягкие и нежные. Они похожи на ниточки, перышки или полоски. Такие облака, обычно идут через все небо и встречаются в одной точке у линии горизонта. Летают они высоко, до 10 км. Над землей. Только на самолете можно взлететь на такую высоту. Получаются они, когда распадаются кучево-дождевые облака. Или отдельно, когда охлаждается идущий с земли воздух. Вы их можете совсем не боятся, по тому что капельки дождя никогда не долетают до земли. Их можно увидеть при хорошей погоде.  А на закате или рассвете они принимают золотистый или розовый оттенок. Так что наблюдать за ними, одно удовольствие!

    А вот перистые -  хлопьевидные облака, в отличие от перистых они похожи именно на хлопья, получаются они тоже после кучево-дождевых облаков. Когда дождик пошел, облако рассеивается и от него остаются такие хлопья в небе.

     И наконец, перисто-слоистые облака. Они похожи на тонкую, бело-голубоватую простыню. Которая покрывает небо. Но солнце через них видно. Состоят они из частичек люда и тоже высоко летают, на уровне самолетов до 8 км. Появляются они вместе с перистыми облаками или после них. В отличие от перистых их легче узнать, потому, что они выглядят почти одинаковыми.  Появление таких облаков, является сигналом о том, что скоро погода ухудшится. Но мы с вами знаем, что это все временно, потому, что после дождя, всегда бывает солнце.  

    Воспитатель: ребята с какими видами облаков вы познакомились сегодня? А какой вид вам больше всего понравился? А в чем их особенность?

    Заключительный этап.

    Воспитатель: молодцы ребята, сегодня мы научились пользоваться ловцом облаков, узнали виды облаков и как они появляются на небе. А сейчас, мы с вами заглянем в наш дневник наблюдений за погодой. На первой страничке нам нужно обозначать состояние облаков, т.е. какое небо безоблачное, со средней облачностью и сплошной, т.е. полностью покрытое облаками. Далее мы отмечает вид облаков. Но, чтоб нам правильно заполнить наш дневник наблюдений за погодой, давайте потренируемся правильно рисовать обозначения видов облаков и облачности.

    Дети заполняют прописи.

    Воспитатель: как здорово у вас получилось! И напоследок, мы с вами отметим в нашем дневнике наблюдения, что же мы с вами видели сегодня на улице.

    Дети заполняют дневник наблюдения за погодой.

    Занятие № 8

    Тема «Атмосферное давление»

    Цель: Познакомить детей с понятием атмосферное давление и прибором его измеряющим барометром.

    Задачи:

    Обучающая:

    - Объяснить, что такое атмосфера и зачем нам необходимо измерять атмосферное давление.

    - Пополнить словарный запас детей понятиями: «Циклон», «Антициклон», «Барометр», «Климатология», «Озоновый слой», «Фотосинтез», «Тонометр»

    - Познакомить детей с видами барометров и принципами их работы.

    - Закреплять умение детей фиксировать условные обозначения явлений природы в дневнике наблюдения за погодой.

    Развивающая: обогатить словарный запас.

    Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к здоровью и самочувствию своих близких.

    Материалы и оборудование:

    Ход занятия.

    Мотивационный этап.

    Воспитатель: ребята, в одном из предыдущих занятий, мы с вами изучали ветер и то откуда он берется. Я вам рассказывала, что ветер рождается там, где разное атмосферное давление. В одном месте оно высокое, в другом- низкое. И ветер бежит из области высоко, в область низкого давления. Поэтому сегодня мы с вами будем изучать атмосферное давление. И познакомимся с прибором, который его измеряет. С барометром.

    Основной этап.

    Воспитатель по презентации проводит беседу с воспитанниками об атмосферном давлении.

    Воспитатель: атмосфера –это воздушная оболочка, окружающая нашу с вами планету.  Она вращается вместе с землей, определяя погоду и климат в каждом уголке мира. Если бы, атмосфера стояла на месте, то у нас была бы либо жара как в Африке, либо холод, как на Северном полюсе. Но раз она движется, в каждой стране свой климат и погода. Изучением климата, занимается наука – климатология, а изучением погоды, занимается наука – метеорология.

    Атмосфера дает нам кислород, чтобы мы могли дышать, а также защищает от вредного ультрафиолетового излучения солнца.

    В атмосфере несколько слоёв, как в торте и один из них, Озоновый. Как раз он и защищает нас от вредного излучения.

    На озоновом слое сфера не кончается, есть еще более высокие слои. А на самых высоких слоях, даже самолеты летать уже не могут. Так что это, крайняя граница атмосферы.

    Так как атмосфера дает нам для жизни воздух, нам очень важно, чтобы этот воздух был чистым. Но к сожалению, воздух загрязняется. С годами, наша атмосфера страдает все больше. Связано это с постоянным ростом углекислого газа, который выбрасывает в воздух сгорающее топливо, на пример нефть.  Из нее еще делают бензин, для автомобиля. При лесных пожарах, когда горит много дерева, тоже выбрасывается углекислый газ. Так что в лесу нельзя разводить костры. Заводы, так же загрязняют атмосферу, так что жилые дома, так же строят подальше от них. В общем, любое топливо, будь то дрова, либо бензин, при сгорании портят наш воздух вредными веществами.

    Но природа мудрая. Она предусмотрела способ очищения от углекислого газа. Она подарила нам растения и деревья с зелеными листьями. Они наши друзья и помощники, по тому что впитывают своими листочками углекислый газ и выделаю обратно кислород. В науке, этот процесс называется фотосинтез.

    Воспитатель: ребята, а давайте подумает, что мы можем сделать, чтоб сберечь атмосферу? Что в наших силах можно сделать, чтобы воздух вокруг стал чище?

    Дети отвечают на вопросы.

    Воспитатель: вы уже узнали, что такое атмосфера и мы можем с вами перейти к изучению атмосферного давления. Это давление воздуха всей оболочки нашей земли, которая действует на поверхность земли, находящейся на ней предметы и на нас с вами.

    На земле, давление самое высокое. А чем выше расстояние над землей, тем оно меньше. На пример, на вершине горы Эверест, самой высокой горы на планете, давление в 4 раза меньше, чем у подножья горы.

    Воспитатель: люди не сразу поняли, что атмосферное давление существует. С этим открытием, связано одна очень интересная история. Один герцог пожелал сделать в своих владениях фонтаны. Но его, ждало разочарование. Струи воды не поднимались так высоко, как ему бы хотелось.  И тогда он дал задание своим слугам разобраться, почему же так происходит. И нашелся один ученный, фамилия у него была интересной - Торричелли. Так Торричелли стал проводить опыты с ртутью. Ртуть- это метал, который при комнатной температуре превращается в жидкость. Вы могли видеть ртуть в градуснике с помощью которой родители вам мерили температуру, когда вы болели. Ртуть опасна, ее пары ядовиты для человека. Поэтому градусник разбивать ни в коем случае нельзя. А когда ртуть находится внутри трубки, она совершенно безопасна для людей.

    Воспитатель: и так ученный проводил эксперименты с ртутью и ему удалось доказать, что воздух имеет вес. А значит, оказывает давление. Для измерения давления, этот ученный изобрел устройство. Барометр, представляющий из себя трубку из стекла, из этой трубки выкачан воздух и жидкая ртуть поднимается вверх до определенной отметки. Позже это открытие стали использовать и в термометрах. По ним мы смотрим температуру воздуха и в градусниках – измеряет температуру тела. Понятие температуры, мы будем изучать в одном из следующих занятий, а пока давайте вернемся к теме давления. Оно постоянно меняется и влияет на погоду. В масштабе целой планеты это связано с антициклонами и циклонами.

    Антициклоны плывут медленно и несут ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ, когда местность во власти антициклона погода ясная, без ветра, температура и влажность воздуха меняются плавно, без больших скачков.

    А циклоны плывут быстро и сопровождаются НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ, когда власть берет циклон, повышается температура и влажность воздуха. А на небе появляется много облаков и могут быть дожди.

    Воспитатель: само по себе низкое и высокое давление не вредит человеку. Самочувствие ухудшается именно из-за резких перепадов атмосферного давления. От низкого к высокому или наоборот. Особенно это ощущают люди, у которых собственное давление тела пониженное или повышенное.

    Воспитатель:  кто видел, как бабушка меряла давление? Нажимала на руку повязку и нажимала на кнопку? Этот прибор называется ТОНОМЕРТ, и он измеряет давление внутри человеческого тела.

    Мы атмосферное давление не чувствуем, по тому что в нас самих есть давление. И сталкиваясь атмосферное давление и наше, уравновешивают друг друга.

    Но те, у кого давление тела повышено или понижено, ощущают скачки атмосферного давления. Все эти люди, ощущающие недомогание при смене давления, называются метеозависимыми. Для таких людей очень важно какое атмосферное давление сегодня, и как оно меняется в течении недели и всего месяца. По тому что от резких скачков атмосферного давления у них появляются головные боли или боли в сердце. Им трудно работать, ощущается слабость во всем теле. Так что если у кого-то из ваших родных и близких есть люди, которые чувствуют перепады давления атмосферного, то им можно только посочувствовать, стараться чем-то помочь, как-то позаботиться о них.

    Воспитатель: теперь вы знаете, что такое атмосферное давление. Как оно влияет на погоду и на самочувствие людей.

    Физкультминутка «вот у нас физкультминутка»

     Вот у нас физкультминутка, 
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись, 
    А теперь назад прогнулись.

    (наклоны вперед и назад)

    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.

    (вращение головой)

    Хоть зарядка коротка, 
    Отдохнули мы слегка
    .

    Воспитатель: немного размялись, а теперь пришло время познакомится прибором, который его измеряет, с барометром. Он измеряет давление в миллиметрах ртутного столба. Это единица измерения, принятая в нашей стране.

    Барометры бывают: механические, ртутные и цифровые.

    Ртутный устроен так, как придумал его то самый ученный Торричелли. Такой барометр точнее всех показывает уровень атмосферного давления. Поэтому именно такие барометры используют настоящие метеорологи.

    В домашних условиях пользуются механическими барометрами. В них нет ни ртути, ни другой жидкости. Они устроены иначе. Внутри у них есть металлическая коробочка, когда давление понижается, коробочка немного расширяется, если же давление повышается, то коробочка сужается и запускает приделанную к ней пружинку. Пружина в свою очередь поворачивает стрелку на своей шкале. Эта круглая шкала, почти как у часов, только отмечены на ней миллиметры ртутного столба.

    Самые современные барометры, цифровые, они электронные. Но ученные все равно продолжают пользоваться ртутными приборами.

    Заключительный этап.

    Воспитатель: мы с вами тоже будем измерять атмосферное давление по нашему барометру и записывать данные в специальный дневник наблюдений.

    Давайте прямо сейчас посмотрим, что же показывает наш барометр?

    Вот и график атмосферного давления можем составить. У каждого из вас будет свой график наблюдения за давлением. Давайте попробуем сделать первую отметку в нем.

    Дети, каждый в своем графике отмечает полученные данные с помощью воспитателя.

    Воспитатель: вот и еще один документ у нас появился, который свидетельствует о том, что мы действительно можем быть настоящими метеорологами у нас в саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Всемирный день метеоролога"

    С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...

    Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

    Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

    Конспект занятия "Очень нужная профессия - метеоролог"

    В ходе занятия дети знакомятся с профессией -метеоролог, с понятием "прогноз погоды", закрепляют знания о природных явлениях, знакомятся с приборами, которые помогают человеку прогнозировать погоду...

    Конспект НОД «Знакомство с профессией метеоролога».

    Задачи:Познавательное развитие: 1. Дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции.2. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного ...

    Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

    Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе....

    Конспект открытого занятия на метеоплощадке ДОУ на тему: «Юные метеорологи ».

    Знакомство детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять напр...

    Конспект тематической прогулки для детей старшей группы Тема: «Юный метеоролог»

    КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. НА ТЕМУ " ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ"...