Консультация на тему: «Методика организации совместной деятельности воспитателя с детьми»
консультация

 Вереина Ирина Васильевна

Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost.docx21.97 КБ
Файл tablitsa.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:


Совместная деятельность
 (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

Совместная деятельности – взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова).

 «Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГТ – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

  • непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной  деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

  Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные  признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:  - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);

- свободное общение и перемещение детей;

- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Если воспитатель решается действовать в рамках совместной деятельности, ему придется достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного процесса.

Игра - это единственный путь обучения, который доступен в дошкольном возрасте  (как я применяю игры с правилами, развивающие игры, познавательные игровые упражнения в своей работе с детьми в различных режимных моментах).

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения…

Игра – своеобразная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в игре ребенок получает большую самостоятельность, чем в учебной бытовой и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством  взрослых  и этот процесс начинается очень рано.

В раннем детстве еще нет заметной разницы между манипулятивной деятельностью и игрой. Первое время любые игрушки используются как предметы, которые можно возить носить. На третьем году жизни игра выделяется уже как самостоятельный вид деятельности, однако вначале различные формы детской игры (сюжет – ролевые, подвижные, дидактические) не имеют ярко выраженной специфики.

Воспитатель должен принимать непосредственное участие в играх младших дошкольников, учить детей играть, формируя у малышей все более сложные игровые умения. Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Уже ребенка 2-х лет воспитатель учит простейшим игровым действием, знакомым небольшому жизненному опыту. В эмоциональной форме он показывает, как покормить куклу или мишку, дать кукле попить, покачать ее, положить спать. Часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок вошел в игру. Но если дети затрудняются в воспроизведении игрового действия, воспитателю необходимо выполнить его совместно с ребенком. Например, девочка не может покормить куклу. Тогда воспитатель берет ложку, предлагает ребенку тоже обхватить ее рукой и  ободряюще говорит: «Давай вместе покормим нашу Алену, вот как хорошо Алена ест».

Для детей третьего года жизни следует подбирать несложные сюжеты с небольшим количеством действующих лиц (1-2) выполняющих простые действия.  Например, Мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила ей кашу, положила кашу на тарелку, подвязала дочке салфетку, покормила ее и т.д.

Дети третьего года жизни не всегда могут самостоятельно перевести действия производимым воспитателям, с одной игрушки на другую. Например: воспитатель «лечил» мишку, они тоже «лечат» только мишку. В таких случаях  целесообразно повторить игровые действия и с другими игрушками.

Одной из программных задач при организации между детьми третьего года жизни является формирования умения «играть рядом не мешая друг другу, воспитывая желания охотно играть вместе, развивать навыки совместной игры». В этом возрасте начинают складываться первоначальные формы взаимоотношений между детьми. Воспитатель должен направлять и регулировать эти взаимоотношения путем участия в играх детей, поощряя хороших и осуждая плохие поступки.

Утром дети 2-х летного возраста играют уже освоенными игрушками. Новые игрушки можно дать в том случае, если воспитательница принимает посредственное участие в игре. А  для детей 3 летного возраста создаются такие условия, чтобы дети могли играть индивидуально и небольшими группами с различными сюжетными, дидактическими игрушками и настольными играми. В результате совместной  игровой деятельности детей и воспитателей дети научились переносить действия с одной игрушки на другую. Карина умела кормить только куклу.  Предлагаем ей другие игрушки со словами: «Зайчик тоже хочет кушать, покорми его». Был использован прием косвенного подсказа, например: «Твоя кукла проснулась, что она сейчас будет делать?» Ребенок начинал одевать куклу. Постепенно подводить детей к играм рядом учим их использовать простейшие формы совместных игр, доброжелательно относиться к товарищам. Являясь участником игр, регулирую детские взаимоотношения, поощряю хорошие поступки, направляю поведение детей. Вместе с детьми рассматриваем одежды куклы, называем их. Дети припоминают названия деталей: воротник, пуговицы, рукава. Затем воспитатель последовательно одевает на куклу кофту, пальто. Дети  внимательно наблюдают за этими действиями. Чтобы закрепить навыки предлагаю детям повторить действия. В начале малышам требовалась помощь, а затем они научились одевать и раздевать кукол самостоятельно. При этом обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

Игра для дошкольников – это и учеба и труд и серьезная форма воспитания.    Игра широко используется в педагогическом процессе – как средство воспитательно-образовательной работы. Наряду с этим она рассматривается  и как форма организации жизни детского коллектива.

Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни средством воспитания у детей навыков общественного поведения. 


  Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.

   

Темой дня детей и педагогов младшей группы - «Путешествие в сказку».

Малыши отправятся  на прогулку в сказочно-волшебный зимний лес.

На их пути встречаются герои сказки «Рукавичка». Они поделятся с детьми, как холодно и голодно им живется в лесу зимой.

     Добрые дети пришли в лес не с пустыми руками – всем принесли угощенье по душе: мышки - зернышки, зайцу – морковку, лисе-Патрикеевне – сладкий корешок и т.д. Далее ребятам встречается медведюшка – батюшка. Ребята удивляются, почему медведь гуляет зимой по лесу. Они говорят, что мишка на зиму впадает в спячку. Медведюшка – батюшка выслушивает их суждения и говорит, что они правы и уходит к себе в берлогу.

    Гуляя по лесной дорожке, ребята встречают Лесовичка, который предложил устроить для зверят теплое и уютное жилье из мягкой рукавички.  Точь-в точь как в любимой детям сказке.

     Дети решают, что Рукавичка должна быть не только теплой, но и нарядной. Вместе с Лесовичком они украшают рукавичку голубыми и белыми снежинками (стиль Гжель), силуэтами героев сказки, разукрашенными в бело- голубой гамме.

    Вместе относят её на зимнюю полянку, одевают маски зверюшек и играют в сказку «Рукавичка».

     Детей средней группы приглашают  дети старшей группы на «Прогулку по сказке «Рукавичка».

Вместе они  вспоминают правила поведения в лесу, затем отправляются на прогулку. По дороге  их встречают лесные звери (переодетые в маски и костюмы дети старшей группы) и рассказывают в стихотворной форме как им живется в зимнем лесу.  Так же по пути ребята отгадывают загадки про лесных жителей. После встречи с последним лесным  жителем - медведем, дети решают сделать им подарок. Они вырезают из бумаги заготовленные шаблоны героев сказки, украшают их с помощью восковых  мелков, пластилина и дарят их лесным жителям.

       В старшей группе проводят «Вечер сказок».  Педагог загадывает загадки о различных героях сказок, располагает их изображения на мольберте. После каждого отгаданного героя проводится игра «Кто это? Что он делает?».

    После «Вечера сказок» ребята делают несложные поделки  героев сказки «Рукавичка» по принципу оригами (умение сгибать по намеченным линиям), далее они могут разукрасить их в стиле Гжель.

        В подготовительной группе можно провести клубный вечер, посвященный блоку «В гостях у сказки». Проводится викторина «В гостях у сказки».

     Команды знатоков сказок отвечают на непростые вопросы о жизни, о повадках, о характере и привычках героев сказок с которыми они познакомились на занятиях.  Например, ребята должны отгадать кто из героев сказки «Рукавичка» оставил следы на снегу.

    Отдельные задания требуют  от игроков умение самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать ее результат, например, «Почему в сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?».

Потрудиться надо  и при выполнении классификационных заданий,  например,  «Чей дом?» - нужно разместить героев сказок у своих домов.

        Приложить смекалку необходимо в разгадывание сказочного кроссворда и ребусов.

       На конструировании можно смастерить с ребятами героев сказки «Рукавичка» из картона на основе цилиндра, конуса, а расписать их можно гжелевскими цветами.

  Рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах по теме «В гостях у сказки». Данные примеры занесены в таблицу №1.



Предварительный просмотр:

Таблица № 1

Совместная образовательная деятельность педагога и детей по теме «В гостях у сказки» в режимных моментах.

Режимные моменты

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Утро

- пальчиковая игра «Маша»;

- чтение потешек по мнемосхемам;

- проговаривание потешек и песен;

- мини – спектакль по сказке «Рукавичка»;

- игровое упражнение (ходим как лисичка из сказки «Рукавичка», рычим как мишка и т.д.);

- дидактическая игра «Назови ласково» (лиса – лисичка, заяц – зайка, заинька, зайчик и т.д.)

- организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

- пальчиковая игра «Кошки - мышки»;

- чтение «Как Маша поссорилась с подушкой» с целью формирования представлений о составляющих здорового образа жизни, о необходимости соблюдения режима дня;

- рисование своих мнемосхем к сказкам;

- инсценировка сказки «Рукавичка»;

- мини – спектакль «Маша и медведь»;

- составление сказок по сериям сюжетных картин;

- дидактическая игра «Образуй» (лисенок – лисята, волчонок – волчата);

- организация «Уголка интересных вещей» (наборы открыток по сказкам, картинок, фотографий, лупы, магниты и т.д. для развития объяснительной речи).

- пальчиковая игра «Ай, чук, чук»;

- заучивание и чтение диалога Н. Сладкова «Белка и медведь» (по ролям);

- придумывание своей сказки (Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит… Что говорит мышка?  

«Сказка о золотой рыбке» Жили были у синего моря старик со старухой. О чем мечтала старуха?);

- мини – спектакль «Лисичка со скалочкой»;

- составление диалогических сказок;

- составление загадок и рисование к ним мнемосхем;

-  создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

- пальчиковая игра «Черепашенок»;

- сочинение собственных потешек и песен;

- мини – спектакль «Лисичка  сестричка и серый волк»;

- саморазвивающийся спектакль «Рукавичка»;

- чтение творческих рассказов;

- «сказка по – новому»;

- составление загадок по моделям;

- творческое рассказывание «Мой любимый сказочный персонаж»;

- пересказ сказки от лица любого героя;

- составление рассказа с добавлением последующих событий (что стало с животными после того, как рукавичку забрал дед?);

- составление рассказа с добавлением предшествующих событий (что было с животными до их встречи в рукавичке?);

- - составление рассказа со сменой времени действия (происходило не зимой, а летом).

Гигиенические процедуры

- на примере сказки «Мойдодыра» объяснить для чего необходимо умываться;

- учиться с помощью мнемосхем выполнять гигиенические процедуры;

- игровая ситуация «Кто из сказочных героев Нехочуха или Незнайка приготовиться к сончасу?»

- на примере сказки «Королева зубная щетка» рассказать и показать для чего и как правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой;

- школа «Королевы зубной щетки» (упражнения в умывании с использованием алгоритма и мнемосхем);

- создать свою мнемосхему  «Как надо умываться»

- при выполнении гигиенических процедур составить описательные рассказы о мыле, полотенце;

- составить рассказ «Как мы умываемся»;

- отгадывание загадок о мыле, полотенце.

- игра – соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду»;

- «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» (повторение сказок, в которых учат детей быть опрятными);

- составление загадок о мыле, полотенце.

Завтрак, обед, полдник, ужин

- ситуативные разговоры «Золушку пригласили во дворец на обед» (изучение правил поведения за столом; закрепление умения есть вилкой второе блюдо и гарнир и т.д.);

- рассказ совместно с педагогом по мнемосхеме «Правила поведения за столом»;

- чтение коротких стихотворений об этикете.

-  ситуативные разговоры «Золушку пригласили во дворец на обед» (разговоры о правилах поведения за столом: как правильно пользоваться салфеткой, правильно держать столовые приборы);

- упражнять в правильной сервировке стола;

-самостоятельно пытаться рассказать по мнемосхеме о «Правилах поведения за столом»;

-рассматривание иллюстраций о правилах этикета;

- чтение художественной литературы об этикете.

- изготовление мнемосхем «Сервировка стола»;

- конкурс данных мнемосхем.

- дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры);

- чтение творческих рассказов об этикете.

Прогулка

- прогулка по «Зимнему лесу». Наблюдение – увидеть красивый белый наряд у деревьев; охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях.

- «Мы пришли в волшебный лес». Наблюдение  за свойствами снега в морозную погоду и оттепель;

- дидактическая игра  «Помнишь ли ты эти сказки?»

- наблюдение за поведением птиц, красотой зимнего пейзажа;

- дидактическая игра  «Из какой сказки эта строка?» («Лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная» - «Заюшкина избушка»; «Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку» - «Рукавичка»).

- наблюдение за погодой;

- дидактическая игра  «Что общего и чем отличается зима и весна?».

Вечер

- сюжетно – ролевая игра «Путешествие по сказкам»;

- использование в игровой деятельности персонажей сказки «Рукавичка»;

- чтение сказок «Теремок», «Рукавичка»;

- рисование «В гостях у сказок» (изображение героев сказок с помощью трафаретов)

- игровая ситуация с использованием сюжета сказки «Рукавичка»;

- вырезание из черной бумаги героев сказки «Рукавичка» для теневого театра;

- лепка из пластилина героев сказки «Рукавичка»;

- чтение сказок «Зимовье зверей».

- конструирование из бросового материала «Городок для сказочных героев»;

- дидактическая игра «Рифмы»;

- чтение «Двенадцать месяцев», «Серебряное копытце».

- проектирование «Сказочный город»;

- викторина «В гостях у сказки»;

- упражнение в пересказе по ролям с использованием жестов, мимики, выразительной речи сказки «Рукавичка»;

- изготовление атрибутов для сказки «Рукавичка»;

- конструирование из картона на  основе цилиндра и конуса.

Вечерняя прогулка

- подвижная игра «Где мой домик»;

- игра «Кто оставил след на снегу?».

- определение погоды на следующей день по приметам.

- вылепи сказочного 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Консультация для педагогов «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи»

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигае...

«Вместе весело шагать…» Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхе

«Вместе весело шагать…» Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхеПланирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей,...

Консультация для воспитателей "Планирование совместной деятельности с детьми с учётом интеграции образовательных областей"

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад – это место, где ребёнок получает ...

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

Консультация для родителей «Роль совместной творческой деятельности родителей с детьми».

организация совместной творческой деятельности родителей и детей"...

Консультация для родителей "Совместные прогулки с детьми"

Я предлагаю вам варианты игровых упражнений, которые вы можете провести со своими детьми во время совместных прогулок по городу, выезда на природу, походов....