Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Буторина Светлана Александровна

Организация видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной), информацией об экономической жизни семьи, людей, взаимодействие детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kons._ekon.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

«Как появились деньги»

        Цель: организация видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной), информацией об экономической жизни семьи, людей, взаимодействие детского сада и семьи.

        Познавательное развитие:

        Задачи:

  1. Закрепить знания об истории появления денег, возникновении металлических денег, валютах.
  2. Содействовать логическому мышлению, развивать любознательность.

Социально – коммуникативное развитие:

Задачи:

  1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний.
  2. Осознавать понятия «труд –продукт – деньги».
  3. Учить делать выводы, излагать свои мысли.

Физическое развитие:

Задачи:

  1. Совершенствовать мелкую моторику.

Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Магазин», рассматривание банкноты и монеты, приглашение родителей на занятие.

     Словарная работа: рубль, монета, кредитная карта, банкир.

      Оборудование: компьютерная техника для показа презентации, мультфильмы, образцы бумажных денег, монеты, рулон полотна, кирпичики пластилина обернутые в серебристую фольгу.        

 Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Муха - Цокотуха». Внимательно смотрите  и слушайте. (проводится просмотр мультфильма)

Ребята, что нашла Муха – Цокотуха?

Дети: Денежку.

(воспитатель показывает денежку)

Воспитатель: Ребята, а что Муха- Цокотуха сделала с денежкой?

Дети: Пошла на базар и купила самовар.

Воспитатель: А что такое деньги?

Дети отвечают.

Ребята, давайте поиграем в игру «Для чего нужны деньги?» - как вы думаете?

Дети: Покупать продукты питания, оплатить за детский сад, ехать на автобусе, на подарки.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли деньги были такими  как сейчас? Хотите узнать? Для этого мы посмотрим отрывок из мультфильма «Фиксики»

(Дети просматривают отрывок из мультфильма «Фиксики») или   

 СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело.»

Воспитатель:  Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег. (компьютерная презентация – слайды соль, рис, зерно, чай, полотно).

Воспитатель: Что такое полотно? Это длинный кусок  ткани, свернутый в трубочку. От слова «полотно» пошло слово «платить». Приходил человек на базар, хотел что-то купить, отрезал большой кусок ткани. (Взять рулон и отрезать при детях). Отсюда и название «платить»

Употребляли и слитки серебра. Они были разного размера (показать на пластилине, обмотать разные куски пластилина в фольгу). Люди отрубали небольшой кусок и отдавали продавцу. Отсюда и название «рубль». (воспитатель берет детский топорик и отрубает кусок пластилина)

Физминутка  «Карманов много у меня».

На ладошку я монетку из кармана положу (Изображаемую монетку достает и кармана и кладет на ладонь другой руки)

Где орел, а может решка? У монетки я спрошу (Подбрасывает изображаемую монетку на внутренней стороне ладони, затем на внешней)

Раз, два, три, монету обратно в карман положи.

Скажите ребята, в наше время какая монеты существуют?

Дети: Монеты и бумажные деньги.

Воспитатель: Хотите узнать, как появились монеты и бумажные деньги? Монеты делали кузницы, которые работали с молотками и металлом. Они клали кусок серебра на наковальню и ударяли молоточком, а на молоточке был рисунок. Молоточек тук -   отчеканился и отпечатался рисунок. А монеты были разной ширины и толщины. Это зависело от удара кузница. (компьютерная презентация) Поэтому люди изобрели машины – станки, чтобы чеканить деньги.

Был такой царь - Иван Грозный.  Его все очень боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне с копьем в руках. Копейка – от слова копье. Когда нужно было что-то купить, нужен был мешок, чтобы положить туда монеты. Это было очень тяжело. Тогда люди придумали другие деньги – бумажные.

Давайте сравним, что тяжелее: бумажные деньги или монеты. Сейчас мы исследуем. В непроливайки с водой бросим бумажные деньги и монеты. Что утонет? Монеты или бумажные деньги? (В воде купюра погибает, а монета живет. Монета металлическая, а купюра – бумажная.

Ребята, а какая главная сторона монеты?  Это та сторона, где изображен государственный герб, эмблема. На российских монетах (5 и 10 рублях) изображен двуглавый орел.

Мы идем в магазин и платим за все деньги.

Вот так мы познакомились , как появились бумажные деньги и монеты.

«Что такое экономика»

Развивающее занятие в форме инсценированной беседы.

Задачи:

познакомить детей с общим понятием о том, «что такое экономика»;

формировать представление о таких понятиях, как: рынок, товар, деньги;

дать представление о некоторых основных функциях и принципах рынка.

Словарная работа: базар, экономика, цена, товар.

Ход занятия

 Организационный момент.

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

 Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересную  страну. (Дети предполагают место, куда они могут отправиться). Страна эта называется Экономика. Экономика - это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

Но до начала путешествия проведем экономическую разминку. Игра называется «Угадай, о чем говорю» и так, попробуйте угадать, о чем идет речь.

 Деньги, получаемые человеком за работу, называются… (зарплата)

 Деньги, оплачиваемые пожилым людям, проработавшим много лет на фабрике, заводе называется… (пенсия)

 Плата за учебу (стипендия)

 Деньги, затрачиваемые на покупку товаров и оплату услуг, называется… (расход)

 Обмен товарами без денежных расчетов (бартер).

 Продукт труда, имеющий цену (товар)

 Основная часть.

Развивающее занятие проводится в форме инсценированной беседы с детьми.

Звучит музыка.

У дедушки за печкою компания сидит

И напевает песенку,

Усами шевелит.

Приходят звери разные

В компанию к сверчку,

Здесь рады будут каждому

Любому новичку. (Появляется Сверчок.)

Сверчок.  Здравствуйте, ребята! Я — хозяин домика за печкой - Сверчок.

Дети.  Но ведь за печкою тесно и темно?

Сверчок.   Ничего подобного — здесь тепло, уютно и вполне достаточно места для меня и моих гостей. У меня в гостях, на посиделках, собираются друзья насекомые для того, чтобы рассказывать друг другу интересные истории. О чём? О том, как живут, какими делами заняты, в общем, об экономике. Дети, а вы знаете, что такое экономика?

Дети.  Нет.

Сверчок.  Это — хозяйство. Любое хозяйство — даже самое маленькое, как в моём домике за печкой, или  очень большое — как в нашей стране. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны вам помогут рассказы моих гостей. Знакомьтесь!

Муха — хозяйка дома, домашняя хозяйка. У неё большая семья, много детей — мушат. Всех их нужно одеть, обуть, накормить. Очень сложная работа. Итак, послушаем, что же нам сегодня расскажет Муха-Цокотуха (рассказ мухи).

Пошла Муха на базар.

Муха.  Наверняка, ребята, вы знаете историю о том, как одна Муха, т. е. я, не совсем правда обычная, а с позолоченным брюхом, нашла однажды денежку.

Воспитатель. Давайте вспомним отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Дети.  

Муха, Муха-Цокотуха,  

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Воспитатель. Куда пошла Муха и что она нашла?

Дети. Муха по полою пошла, муха денежку нашла.

Воспитатель. А говорится ли в сказке о том, какую монету нашла муха (нет) все ли монеты одинаковы? Чем они различаются?

Дети. Монеты бывают разного размера, цвета, веса, достоинства.

Воспитатель. Монеты, какого достоинства вы знаете?

Дети. Одна, пять, десять и пятьдесят копеек, один, два, пять, десять рублей.

Воспитатель. Представим, что муха нашла вот такую монету (показывает)  какую?

Дети. Пять рублей.

Муха.  Но прежде чем я купила самовар, произошло вот что. Пошла я на базар и вижу: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. Товару видимо-невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому угощение знатное. А очередей нигде не видно. Вот красота, — подумала я, — наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут я вспомнила, что ещё вчера залетела в магазин со своими маленькими мушатами по пути из школы, и в каждом отделе стояла большая очередь за продуктами. Ведь не могло же за один день всё так быстро измениться. Это меня несколько озадачило, и если бы не Комарик, неожиданно оказавшийся рядом, я так бы и стояла в задумчивости неизвестно сколько времени.

Комарик.  Ну что, соседка, на базар пришла, наверное, денежки у тебя завелись?

Муха.   А почему ты про денежки спрашиваешь?

Комарик.   Ну, как же, без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все дороже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает.

Муха.   Действительно, подумала я, как это я раньше не догадалась? А Комарик продолжил:

Комарик.  Я тут каждый день летаю, знаю, как торговаться.

Муха.  Я ничего не поняла, но очень обрадовалась, что у меня появился такой хороший попутчик, и стала опять задавать вопросы Комару:

Муха.   А что значит торговаться?

Комарик.   У каждого товара есть своя цена. Цена — это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). У каждого товара она своя. А торговаться — это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.

Муха.   И что, получается?

Комарик.   По-разному бывает, если продавец чувствует, что его товар немножко хуже, чем у соседа, он обязательно снизит цену. Если он уверен, что у него самые хрустящие огурцы или самая сладкая малина, то и цена остается высокой.

Муха.   А если покупать по этой цене никто не будет? Молоко прокиснет, клубника сгниет, яйца протухнут? В чём тогда выгода держать большую цену?

Комарик.   Все правильно. Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца — получить побольше денег, побыстрее продать товар, для покупателя — получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.

Муха.   Я вижу, что ребята немного устали и хотят отдохнуть.

Муха предлагает детям физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Игра «Дороже – дешевле».

Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

2–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

3–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте ее.

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются… (товар).(Дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Всё, что продается, называется товаром. Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара.

Воспитатель. Какие магазины вы знаете, ребята? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Правильно, есть   много разных магазинов. Например, магазин мебели, в котором продаются диваны, шкафы, кровати, тумбочки, столы и т. д. Есть также и универсальные магазины (супермаркеты), в них продается всё: продукты питания, хозяйственные товары, товары для животных.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали

Воспитатель. Пошла муха на базар (показывает рисунок с изображением базара) а там товаров видимо-невидимо и на каждом товаре какие-то бирки с цифрами.

Растерялась муха, не знает, как в них разобраться. Объясните ей, что это за бирки, как они называются и зачем они нужны.

Дети. Это ценники. Покупатели, глядя на них, узнают, сколько стоит тот или иной товар.

Воспитатель: Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле. От чего зависит цена на товар, как вы считаете?  

Ответы детей.

Воспитатель: Цена на товар зависит от того, сколько времени понадобилось на изготовление вещи, дорого ли стоят материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось их везти, чтоб продать. А еще очень важно для нас, чтобы изделие выглядело красиво и его хотелось купить.

Воспитатель:  

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Муха решила купить самовар, но посмотрела на свою монету и задумалась, хватит ли ей денег.

Подала муха - цокотуха монету продавцу и попросила продать ей самовар, продавец дал ей самовар и протянул сдачу – три монеты по одному рублю (показывает). Полетела довольная Муха домой.

Воспитатель: Какую сумму вернул ей продавец (три рубля). Сколько стоит самовар (два рубля)

Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон. Прыжок,

Улыбнись ,давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

 Закрепление изученного материала.                                                                                                                     Ребята, что такое экономика?                                                                                                                                            Чему она учит?

Конспект игрового занятия                                                                                         «Магазин «Детский мир»

(по основам финансовой грамотности)                                                                                      

(старшая группа)

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

воспитывать культуру речевого общения;

знакомство с профессиями продавца, кассира.

Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина.

Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир».

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия:

Данное занятие для детей  старшего дошкольного возраста. Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина, продавец в кафе, покупатели. В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».

Ход мероприятия

 Воспитатель:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Воспитатель:

 - У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

чем заниматься?

  Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить  школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?                                                                                                                                                    А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе (в группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»).

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». Вот здесь мы и поработаем.

Воспитатель. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный.  Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе.  Какие роли нужны для игры в магазин?

Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.

Воспитатель. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.

Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.

Раздаётся звонок.

Воспитатель. Магазин открыт, покупатели, заходите!

1-й продавец отдела «Игрушки»:

Стоят на полке чинно в ряд,

Стоят игрушки, ждут ребят.

Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,

Будут, будут у ребят игрушки.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.  

Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.

2-й продавец отдела «Игрушки»:

Есть машины, мишки,

А вот разноцветные книжки!

Посмотрите, мальчики,

Вот на полке мячики.

Воспитатель:

 Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.

Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.

Директор:

 Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть.  (Слайд 5,6). Я — директор, буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки:

Маленькая, кругленькая

 Из кармана в карман скачет. (Монета).

На товаре быть должна

 Обязательна … (цена).

За сметану, хлеб и сыр

 В кассе чек пробьёт … (кассир).

Мебель, хлеб и огурцы                                                                                                                                 Продают нам … (продавцы).

Воспитатель:

А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.

Проведение игры «Найди себе пару».

Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары).

Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

Один ребенок остается без пары.

Обращаясь к нему, все играющие говорят:

«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх

Директор:

Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

Поиграли мы для вас-

Вам понравилось у нас?

Приходите в гости к нам —

Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора —

Ждут нас игры и дела.

Воспитатель. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу. Хотите ещё с ними поиграть?

Дети: Хотим!

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.

До скорой встречи в магазине «Детский мир»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В реферате обосновывается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного возраста через разные  виды  детской  деятельности....

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В презентации слайды про теорию и практическое  применение экономического воспитания  через  игру....

Опыт работы «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы«Экономическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста»...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...