игры
статья

Александрова Елена Владимировна

семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Елена Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста».

У ребенка есть страсть к игре,

И надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время

Поиграть, но надо пропитать

Этой игрой всю его жизнь,

Вся его жизнь – это игра.

(А.С. Макаренко)

        Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии ребенка. Именно в это время, у них формируются основы личности, складывается характер и сила воли в произвольном поведении, развивается воображение, пополняется словарный запас, и ребенок становится более инициативным и творческим. А также малыши начинают правильно строить предложения, с использованием прямой и косвенной речи. У них развивается общая и мелкая моторика и координация движений. И все эти качества формируются в игре, а не в учебных занятиях.

         Принимая участие в театрализованных играх, малыши знакомятся с окружающим миром и чувствуют себя свободно и раскованно. Играя, дошкольник познает мир, развивается физически и психически, учится контактировать со сверстниками и взрослыми. Им очень легко перевоплощаться в тот или иной образ. И именно поэтому, воспитатель должен строить свою работу с детьми на основе игры.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

  • Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

   К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

   Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

  • Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Однако все они имеют одну общую черту: игры развивают психические процессы – эмоциональные, коммуникативные и познавательные.

    Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • Формирование мотивации к процессу говорения;
  • Воспитание внимания к речевому оформлению мыслей.
  • Пополнение и активизация словаря;
  • Развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
  • Совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи;
  • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения. усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
  • Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.  

 Дидактические игры вырабатывают у детей умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические моменты, подготовить ребенка к школе. К примеру, игры на развитие произношения звуков, развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. И в то же время, возможно их объединение для увеличения задач и целей. В качестве примера, мы ниже рассмотрим игры с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи детей.

Многие дошкольные педагоги и психологи отмечают существенное изменение в нынешних детских учреждениях. Дети не знают традиционных игр, да и вообще не умеют играть. Наблюдая за современными дошкольниками, можно сказать, что они не умеют сами организовывать свою деятельность и наполнять её смыслом. У многих из них не развито воображение, отсутствует самостоятельность мышления и творческая инициатива. А поскольку, дынный возрастной период является основным для формирования этих важнейших качеств, то можно смело сказать, что данные способности вряд- ли возникнут сами по себе, в более зрелом возрасте.

И мало кто из родителей и взрослых, задумывается о том, что данная «готовность» к школе мешает и тормозит нормальному школьному обучению. Ребенок уже в саду перезагружен и перенасыщен учебными занятиями и ближе к школе, очень часто, у него пропадает интерес к учебе. Плюсы такого раннего обучения проявляются только в первые 2–3 месяца школьной жизни. Детей уже не надо учить считать и читать, но как только нужно проявить способность самостоятельно думать и решать – они ждут указаний взрослого и бояться проявить инициативность… Такая пассивность и отсутствие самостоятельности скажется весьма печально не только в школе. Именно игра используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре у детей накапливается значительный опыт. Именно оттуда они черпают новые слова и развивают свою речь.

Но большую роль в речевом развитии детей играют взрослые. В свободных играх детей участие педагога не может ограничиться только организацией обстановки и подбором игрового материала. Ему необходимо проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые слова и выражения и разговаривать с ними по ситуации. Правильная организация игры с куклами под педагогическим руководством, дает огромные возможности для ориентировки детей в разнообразных жизненных ситуациях. Дети, играя в куклы, приобретают ряд навыков, связанных с повседневной трудовой и бытой жизнью. В режиме детского дня, для таких игр, должно отводиться соответствующее их значению время. В интересах языкового развития детей, воспитателям-педагогам необходимо овладеть методикой организации таких игр.

Для речевого развития ребенка особое значение имеют игры, где включены элементы с литературным текстом, стишком, обозначающим то или иное игровое действие («Лохматый пёс», «Кони» и пр.). Педагог предлагая новую игру, должен сам четко и выразительно прочитать относящийся к ней стишок. За весь процесс игры стишки прочитываются детьми много раз и легко запоминаются. В детском саду для развития речи детей проводятся различные игры как в процессе занятий, так и в свободной деятельности малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...