Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"
материал (подготовительная группа)

Дунаева Розалия Александровна

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.

Тема: «Речевое музицирование, как средство развития музыкально слуховых представлений детей».

Цель: методы и приёмы, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием речевых игр и упражнений.

План проведения:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Теоретическая часть.

Ход мероприятия:

        Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу  ребёнка. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя, придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести способ игры показать в различных движениях, украсить жестом. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием детей продолжать игру до тех пор, пока он не потеряет интерес.

 Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятий. Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки формируют у детей «багаж» слуховых представлений, необходимых для повышения уровня внимания и чуткости звукового восприятия. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).

Тексты речевых игр простые, они соответствуют  возрасту дошкольников, легко запоминаютя.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком в результате исполнения творческих заданий.

Практическая часть.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.  

Игра на «Знакомство».

Игра, способствует налаживанию доброжелательных отношений в группе.

  1. Игра проводится в паре. Текст произносится одновременно всеми участниками игры.

Ты из дома, я из дома               пары, взявшись за руки идут по кругу

Путь дорожка нам знакома

Я – твой друг                               остановились, 1-й подает руки

И ты мой друг                              2-й подает руки

Здравствуй, мой хороший друг!

Как тебя зовут?                            Обнимают друг другу.

  1. Игра – разминка.

Муз.рук.  Речь, произносимая в определённом темпе и ритме помогает сконцентрировать внимание, вырабатывается умение действовать коллективно, развивается координация движений.

 Упражнение «Жил человечек на Луне».

развитие фантазии, артистизма, артикуляции.

  1. Жил человечек на Луне, жил на Луне, жил на Луне

     Его звали Эйкин Драмп.

Приставные шаги вправо, руки на поясе

  1. На нем колпак из творога, из творога, из творога

Его звали Эйкин Драмп.

Обе руки над головой, складывают «чашечкой»

  1. На нем сюртук из блинчиков, из блинчиков, из блинчиков.

Его звали Эйкин Драмп.

Поглаживание живота по кругу.

  1. На нем штаны из ветчины, из ветчины, из ветчины.

Его звали Эйкин Драмп.

  1. И он играл на ложках, на ложках поварешках

«тарелочки»

Его звали Эйкин Драмп.

Муз.рук В таких играх используются образные движения, что способствует развитию у детей артикуляции и артистизма.

  1. Игра «Ходит по лесу медведь»

Муз.рук. Коммуникативные игры это —синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Несложные движения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальные импровизации. 

Ходит по лесу медведь                 1-й (медведь)в паре стоит перед 2-м

Бродит по лесу медведь.               2-й двигает руками 1-го

Стужа, стужа на носу                    закрыть нос руками

Очень холодно в лесу.                Потрясти за плечи

Встал на цыпочки медведь        потянуть обе руки вверх

Лапы вытянул медведь              вытянуть руки в стороны

Ветер, ветер посвисти                покачать руками

Снежной тучей налети               покружить руками

Ветер веет, веет, веет                 взявшись за одну руку, покружить на                    месте

Теплым снегом сеет, сеет.

Сразу тихо-тихо стало             наклонить туловище вперед-вниз,руки висят

Снег лежит, как одеяло          спинку погладить

Вечер на землю упал              слегка прилечь на спинку

А куда медведь пропал?        «медведь» уходит и встает за 2-м

Кончились тревоги                

Спит в своей берлоге.

Муз.рук. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

  1. Двигательное упражнение с пением и звучащими жестами.

Приглашаю участников исполнить ритмическую детскую песню с движениями по кругу «Божья коровка» (канон)

Речевое упражнение с пением и звучащими жестами «Божья коровка» ( упражнение Т.Э.Тютюнниковой)

Божья коровка черная головка      идут по кругу приставными шагами

Улети на небо                                 хлопки двумя руками вверх

Принеси нам хлеба                        хлопки двумя руками вниз

Черного и белого                          правая рука -вправо, левая рука - влево

Только не горелого.                      Кружение вокруг себя «пальчик»

Муз.рук. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы. 

  1. Ритмодекламация «Пять обезьян».

Муз.рук. Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актёры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.

Звучит музыкальная отбивка, участники жестами и речью передают характер исполняемых героев стихотворения.  Текст произносится с различной интонацией.

Пять обезьян прыгали в кровати           показать 5 пальцев

Одна из них упала головою вниз          указательный палец

Мама к телефону                      набирают № по мобильному телефону

Доктор отвечает:

«Запретите детям прыгать вниз»           «погрозили» пальчиком

Муз.рук. Эта игра способствует развитию у детей фантазии, воображения, вырабатывается быстрота реакции, внимания. Текст произносится с различной тембровой интонацией голоса и соответствующего ему характера.

  1. Релакс (музыкально – пластический этюд)

Муз.рук.: Представьте, что вы  – это сама природа, в вас присутствуют четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух. В каждом человеке есть душа.

    Душа – это цветок, который нужно сначала посадить, вырастить, а затем        дарить и делиться своей добротой.

Упражнение «Цветок»

Участники в ритме музыки с помощью пластических движений передают характер четырех стихий природы. Наблюдают как посаженный ими цветок растет, любуются им, а самое главное делятся своим цветком, своей добротой и теплом с окружающим их миром.

Муз.рук. Это упражнение учит детей рассказывать о своих состояниях, не стесняясь делиться чувствами друг с другом.

Звучит музыка «Оркестр Рондо Венециано»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей логопедической группы

Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возмо...

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....

"Развитие музыкально- слуховых ощущений у детей с нарушением зрения"

Главную роль в развитии музыкальности детей с нарушением зрения играют окружающие его взрослые, которые, в свою очередь, могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого пр...

Музыкально-дидактические игры для развития музыкально-слуховых представлений дошкольников.

Консультация для воспитателей  "Музыкально-дидактические  игры для развития музыкально- слуховых пркдставлений дошкольников"...

Доклад "Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формирую...

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей (из опыта работы)

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творит...