"Развитие музыкально- слуховых ощущений у детей с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике

Татьяна Владимировна Гордеева

Главную роль в развитии музыкальности детей с нарушением зрения играют окружающие его взрослые, которые, в свою очередь, могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого процесса. Данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, работающих  с дошкольниками с нарушением зрения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально- слуховых ощущений   у детей  с нарушением зрения

Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без неё невозможно полноценное развитие детей, а в дальнейшем наметилась тенденция к рассмотрению и изучению музыки как вида искусства, способного воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу ребенка.

Главную роль в развитии музыкальности детей с нарушением зрения играют окружающие его взрослые, которые, в свою очередь, могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого процесса. Ведь именно обусловленность внешними воздействиями является одним из решающих факторов, способствующих развитию музыкальных способностей. Направлениями деятельности взрослых при этом становятся организация музыкальной среды, организация взаимодействия с детьми по поводу музыки, а также организация систематических занятий музыкальной деятельностью. Поэтому вопросы изучения и развития музыкальных способностей у детей с нарушениями зрения, определение педагогических условий, способствующих их развитию, приобретают особую актуальность.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и ладовое чувство.

  1. Ладовое чувство - это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление- любовь к музыке, интерес к ее прослушиванию.
  2. Способность к музыкально-слуховому ощущению – это способность произвольно пользоваться слуховыми ощущениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Музыкально-слуховое ощущение  играет важную роль для детей с нарушением зрения  при ориентации в пространстве. Недооценка слухового ощущения в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей.  Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. У детей с нарушением зрения звуковые ощущения и восприятие имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи, такие дети узнают настроение, характер собеседника.  Велико значение слуха для детей  с нарушением зрения в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Таким детям чаще приходится использовать слух при различных видах деятельности.

        У детей с нарушением зрения  по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас, как зрительных, так и слуховых ощущений. Это приводит к недоразвитию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памяти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка. У детей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, поэтому у слабовидящих детей доминирует слуховое восприятие.

      Человека окружает множество разных звуков. Чтобы ориентироваться в их многообразии и дать детям, имеющим патологию органов зрения полное представление о них, необходимо и целесообразно дифференцировать все шумы и звуки:

-научить ребенка слушать музыкальный звук - воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры;

-слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии;

-обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;

-учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки;

-учить различным приемам звукоизвлечения;

-развивать внимание и слуховую память.

Развитие музыкально- слуховых ощущений  у детей с нарушением зрения средствами элементарного музицирования - благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Они познают особое качество и красоту стеклянных, металлических, деревянных, шуршащих и других звуков.

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха.

Общение детей с примитивными  инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук заслуживает внимания, принимается и используется в звуковых композициях.

«Звучащие жесты» позволяют организовать музицирование в любых условиях  при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: шлепки, притопы, хлопки, щелчки. Получая такие задания, дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, сопровождая ими  пение, движение, слушание танцевальной или маршевой музыки. Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слуха, развитие слуховой фантазии, а так же в освоение детьми ритма.

Знакомство с немузыкальными звуками

Мир, который нас окружает, наполнен удивительными и разнообразными «голосами» предметов. От нас, взрослых, зависит, сможет ли маленький ребенок услышать и понять их. Стук, шорох, скрип можно превратить в необычную, но очень занимательную музыкальную картину - надо только попробовать. Например, обыкновенный лист бумаги - а сколько разнообразных вариантов звучания. Ее можно рвать, мять, шуршать - и сразу появляются образы: шелестят листья в парке, снег скрипит под ногами.

Игра «Что звучит? »

Цель: развитие слухового  воображения и памяти.

Задачи: изучить с детьми звуковые возможности предметов.

Материал: кубики, карандаши, бумага, природные материалы.

Ход игры: Дети садятся на стульчики. Чтобы лучше сосредоточиться, закрывают глаза и вслушиваются в звуки, которые педагог извлекает из предметов, определяют характер звучания, учатся сравнивать, анализируют. Могут предложить свои варианты звукоизвлечения. Обязательна поддержка инициативы ребенка.

Определение источника звука

На занятия дети приходят уже с запасом определенных знаний и навыков. Они могут звукоподражать, работать с предметом, но попадая в непривычные условия группового обучения, теряются.

Игра «У кого бубен? »

Цель: активизация слуховых ощущений

Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Инструментальные вариации

Прежде чем приступить к работе с музыкальными инструментами, необходимо дать детям возможность поиграть на них. Запастись терпением, потому что способы самовыражения будут самые различные. Первое робкое прикосновение к инструменту превратится в прыгание и бегание с ним с пением и выкриками. И это замечательно, так ребенок свободно выражает всю полноту удовольствия от игрового процесса. Но некоторые дети производят звуковые эксперименты только над одним из инструментов. Как помочь ребенку решить проблему выбора?

Игра «Инструментальный хоровод»

Цель: развитие умения дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене музыкального сопровождения.

Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Тембр и образ

Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое пособие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком, выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

Формирование слухового внимания и памяти

Это одна из главных задач в развитии детей. Научить ребенка слушать и слышать, реагировать на слово как сигнал, осознавая его смысл. От его реакции зависит успешность выполнения заданий.

«Стеклянный – деревянный».

Цель:  формирование слухового внимания и памяти.

Задачи: учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная) ; натуральные предметы из дерева, металла, стекла.

«Кто что услышит? »

Цель: развитие слуховой и пространственной ориентировки.

Задачи: научить определять инструмент на слух.

 За ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал. Это вариант для младших групп. В старших группах  задание усложняем: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны закрытыми глазами определить в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади).

При работе над развитием слуха желательно ориентироваться на уровень восприятия детей. Выбор игр и их последовательность зависят от целей, которые преследует педагог. При каждом повторении игры ставить перед ребенком новые задачи. Главное,  создать атмосферу заинтересованности. Для стимулирования развития детской самостоятельности, индивидуального проявления и творческого подхода используйте кукольный театр, костюмы. Музыкальное сопровождение должно быть ярким и выразительным.

В результате систематических занятий дети смогут:

• дифференцировать звуки окружающего пространства, в том числе определять по звуку материал, из которого сделан предмет;

• локализовать источник звука, определять его удалённость и направление;

• узнавать по голосам знакомых людей и дифференцировать незнакомые голоса;

• понимать по голосу эмоциональное состояние человека, его настроение, характер;

• пользоваться слухом в процессе всех основных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения

Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры...

Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....

"Влияние музыкально-ритмических движений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения"

Консультация для родителей " Влияние музыкально - ритмических движений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения"....

Игры и упражнения для развития слухового восприятия у детей с нарушением зрения

Описаны направления работы педагога по развитию слухового восприятия у  детей с нарушениями зрения....

« Использованию QR-кода в работе музыкального руководителя с родителями детей с нарушением зрения»

Главной задачей музыкального воспитания детей с нарушением зрения является развитие зрительно-слухового восприятия. В решении данной задачи я использую ЦОР, которые являются эффективными средствами ра...