"Влияние музыкально-ритмических движений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения"
консультация (средняя группа) на тему

Дерябина Елена Юрьевна

Консультация для родителей " Влияние музыкально - ритмических движений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкально-ритмических движений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

   Дошкольное детство - один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно здесь закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

    Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (весёлая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают  специфику разных произведений ( народная песня, колыбельная, марш, плясовая, полька, вальс и т.д.). Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения.

   Музыкально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой" утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.

   В период дошкольного детства ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных окончаний, развивается мышечный опорно-двигательный аппарат, укрепляет творческие способности, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку,  координация движений и ориентация в пространстве.

Движение под музыку развивает у дошкольников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику - усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.  Музыкально-ритмические построения, пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребёнка, развивают художественный вкус и музыкальность, воспитывают любовь к Родине. Способствуют развитию временных и пространственных ориентировок,  paзвивают его внимание, творческую инициативу. Занятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию ребёнка. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, плясках, хороводах, танцах, упражнениях, драматизациях, интересных и доступных  детям. Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения

   Основное место в разделе музыкально – ритмических  движений занимают игры

В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность, а также наилучшим образом для детей с нарушением зрения преодолеваются трудности зрительно-пространственной ориентировки, несовершенность  двигательных актов, их аритмичность и гиподинамия.

   Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее ритмом, темпом, скоростью, плавностью и т.д. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть  ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам. Связь музыки и движения обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях.

  Практика показывает, что чем раньше музыкально-ритмические движения начинают использоваться в работе с детьми с проблемами зрения, тем выше результаты в развитии у ребёнка речевой функции, ориентировки в пространстве, моторики, пластичности,  выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей.

   В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами зрения  решаются следующие задачи:

  • развитие музыкального восприятия, умение отражать в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);
  • передавать различные средства музыкальной выразительности;
  • овладение «языком движений», умение с помощью жестов, мимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
  • развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых этюдах, композициях, танцах;
  • осуществление средствами движения коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с проблемами зрения.

   Естественные для ребёнка двигательная активность, подвижность, эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Но особенно важно то, что для детей с нарушением зрения оно является средством ориентировки в окружающем мире и в информации. Двигательный анализатор у таких детей лежит в основе умения точно и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Поэтому занятия движениями, усвоение двигательного действия, формирование чувства ритма имеют особое значение в жизнедеятельности детей с нарушением зрения.

Регулярные занятия по музыкально-ритмическим движениям к концу учебного года дают хорошие результаты:

-дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения; развиваются прослеживающие функции;

-безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;

-легко совмещают зрительный и слуховой образ.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Особенно сложные и серьёзные задачи встают в этот период перед ребёнком с нарушением зрения, ведь акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение музыкально-ритмических движений в систему коррекционной работы с такими детьми. На таких занятиях ребёнок раскрепощается, учится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку.  Все это необходимо ребёнку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...

Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.

Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....

Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...

Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...