Выступление на педагогическом совете "Развитие речи средствами театрализованной деятельности"
материал
Выступление на педагогическом совете "Развитие речи средствами театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педагогическом совете "Развитие речи средствами театрализованной деятельности" (2019))" | 26.01 КБ |
Приложение | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи средствами театрализованной деятельности».
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)
Мы живём в эпоху обилия информации. Различные гаджеты и новомодные игрушки зачастую не только не приносят никакой пользы, но и значительно затормаживают речевое развитие дошкольников. Многие родители, к сожалению, сами того не осознавая, уделяют слишком мало времени общению с детьми, а также совместному чтению книг. Из-за этого словарный запас у многих современных ребят довольно скудный, всё чаще возникают проблемы с произношением некоторых звуков и умением выражать собственные мысли и эмоции при помощи речи.
В наше время особенно важно приобщать детей к театральному искусству, стимулируя у них неподдельный интерес и искреннее желание постигать азы речевого общения. Благодаря такому подходу можно ненавязчиво обучать ребенка важным и полезным навыкам.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Театрализованная игра – самый действенный и доступный способ для развития речи. Секрет этого метода прост: обучение малышей происходит в игровой форме. А играть любят все дети без исключения.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованные занятия дарят ребенку возможность примерить на себе различные амплуа. Малыш сможет попробовать себя в качестве актера, сценариста, костюмера, кукольного мастера и т.д. Во время игр ребенок чувствует себя более раскованно, забывает о комплексах и фобиях. Такие занятия эмоционально раскрепощают и повышают самооценку, развивают коммуникационные навыки. Естественно, все это помогает и развитию речи.
Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одно моментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)
Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень форсированности связной речи выступает основным показателем уровня обще речевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных).
Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Игры по речевому развитию направлены на:
1. Воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков.
2.Воспитание интонационного слуха, темпа речи, дикции, силы голоса.
3.На обогащение и активизацию словаря.
4. Развитие связной речи.
В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребёнка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет.
В этом случае все театрализованные игры делятся на:
- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей; В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
- игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
I. Театрализованные игры и упражнения:
1. Имитация:
Задачи: используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл.
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") .
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") .
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") .
3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя")
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса")
5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок")
Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру.
Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр - театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр - это развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
«Кто как говорит?»
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
« - Был сапожник? - Был!
- Шил сапожник? – Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!!!»
. Скороговорки. Чистоговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения.
Ход: «Горячи кирпичи!
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!»
«Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары!»
«Сеня вёз воз сена»
«Палкой Саша шишки сшиб».
«Орёл на горе, перо на орле».
«Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух»
Таким образом, занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.
Литература:
- Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 160с.
- (Программа развития) Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978. 112с.с.ил.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец.
- № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984 -240с.
- Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
- Программа «Театр — Творчество — Дети»2004 Москва
Предварительный просмотр:
Приложение.
Тема: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности».
- Упражнение «Дружный круг»
Цель: двигаться в соответствии с текстом, развивать слухо-моторную память.
Соберемся все в кружок.
Раз, дружок, и два дружок.
Вместе дружно соберемся
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вот какие мы ребята,
Мы сейчас с тобой – утята (котята, волчата и т.д)
По дорожке мы пойдем
Друга мы себе найдем.
Поздоровайся со мной
Самый лучший друг ты мой.
Собираемся в кружок.
Вот какие мы ребята.
Самые хорошие, самые пригожие.
На себя похожие.
Пальчиковые игры.
- Упражнение «Ай-ай-ай»
Задание: двигать пальчиком в соответствии с текстом.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, - покачать пальчиком из стороны в сторону
Ты, малыш, не зевай. - погрозить
Ай-ай-ай, ай-ай-ай, – покачать пальчиком
Пальчик спрячь и не зевай. - обхватить указ. пальчик пальцами др.руки.
- Упражнение «День рожденья у меня»
Пальчик: День рожденья у меня
Приходите все друзья.
Гости: «Здравствуй, пальчик, ты нас звал?
Ты нас в гости приглашал?»
Пальчик: «Здравствуйте, гости дорогие,
Здравствуйте, гости золотые.
Проходите, проходите
Никуда не уходите.
А я к вас сейчас приду
И вас всех развеселю!»
- Упражнение «Две змейки»
Цель: развивать диалоговую речь.
Жили-были две змейки.
Утром проснулась одна змейка. Посмотрела направо-налево.
Где моя подружка? Нет никого и уползла.
Приползла вторая змейка. Посмотрела направо-налево
Нет никого и уползла.
Однажды приползи две змейки.
«Здравствуй, змейка, как дела.
Где так долго ты была?»
(вторая) я тебя ждала, ждала!
Я тебя нашла, нашла (поздоровались)
«Давай песенку споем, о том, как дружно мы живем!»
«Давай!»
- «а-а-а-а»(тонким голосом)
- «а-а-а» (толстым голосом)
- «Что-то плохо ты поешь?»
- «Это ты плохо поешь!»
Поссорились две змейки. Обиделись друг на друга.
- Кто кого обидел первый?
-Он меня! Нет он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня! Нет он меня!
- Вы же раньше так дружили!
-Я дружил! И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл! И я забыл!
- И змейки помирились.
- А теперь пора нам спать, завтра встретимся опять!
- Пальчиковое упражнение «Веселые Гонзики»
Цель: обогащение и активизация словаря.
Задание: подобрать слово, превратить большой предмет в маленький.
Гонзики, Гонзики – смешные существа!
Гонзики, Гонзики - забавная игра!
Всем, кого увидят, шлют они привет!
И от нас, ребята, ждут они ответ!
Был красный флаг, а стал – флажок.
Был белый снег, а стал снежок.
Был синий круг, а стал кружок.
Был желтый стог, а стал стожок.
В других словах он пошалил,
И вот какие получил:
Берег – бережок, друг – дружок,
Сапог – сапожок, рог – рожок, пирог – пирожок, утюг – утюжок.
- Упражнение «Карман»
Цель: способствовать усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Ворона: Кра! Кра! Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор подкрался утром рано.
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
Рассказчик: Стой, ворона, не кричи!
Помолчи ты! Не кричи!
Жить не можешь без обмана,
У тебя же нет кармана!
Ворона: Как!
Рассказчик: Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
Ворона: Что ж вы раньше не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-ман украли!
- «СОЛНЫШКО СВЕТИТ»
СКАЗКА – ЭКСПРОМТ для детей 5-6 лет.
Слова героев сказки:
ЛЯГУШКА: «Солнышко светит»
БОЖЬЯ КОРОВКА: «О-ё-ёй»
ВОЛК: «Ух, ты»
ЛИСА: «Ля-ля-ля»
ЛЯГУШКА: «Солнышко светит»
БОЖЬЯ КОРОВКА: «О-ё-ёй»
ВОЛК: «Ух, ты»
ЛИСА: «Ля-ля-ля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи средствами театрализованной деятельности"
Ребёнок 4 – 5 лет постепенно переходит: – от игры ” для себя ” к игре, ориентированной на зрителя; – игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и пр...
Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Конспект занятия по развитию речи средствами театрализованной деятельности в средней группе. Театрализованная игра «Под грибом»
Цель: создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...
Конспект НОД по развитию речи средствами театрализованной деятельности "В гости к старичку- Лесовичку" (вторая младшая группа)
Драматизация сказки "Теремок" с детьми второй младшей группы....
Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театрализованной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека &nda...
Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...