Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.
презентация по логопедии на тему
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._sovet.docx | 26.91 КБ |
prezentatsiya_t_deyatelnost.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.
Театр - и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей - вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волнуют логопедов. Очень хочется видеть своих детей при выпуске в подготовительной группе, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, и учитывать ведущую деятельность - игру. Исходя из этого, невозможно не связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Театрализованная деятельность в коррекционном детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, театрализованная деятельность направлена на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, т. е. речь. Вот поэтому я использую в своей коррекционной работе театрализацию.
Цель: охарактеризовать условия развития речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность. (слайд №2)
Задачи: (слайд №3)
- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- помогать ребёнку в речевом и эмоциональном раскрепощении, не смотря на имеющиеся у него речевые отклонения.
- интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;
- побуждение детей к творческой деятельности;
- совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди логопедов и родителей;
Для театральной деятельности необходимо: (слайды № 11, 12, 13, 14, 15)
- создание театрально – развивающей среды, в групповых комнатах.
- создание условий для практической деятельности детей;
- подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов, материалов для арт – терапии;
- расширить базу игр, развивающих речевые функции;
- использование межпредметных связей;
- привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Для инсценировки с детьми младшего возраста можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. («Кисонька-мурысенька», «Курочка-рябушка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельки слону» и др.) Также эти диалоги включаются в логоритмику.
Актуальность театрализованной деятельности состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.(слайд №4) А для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или театрализации логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений
По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.(слайд №6) К режиссерским играм автор относит: настольный театр, театр на фланелеграфе, но сейчас такой театр заменяется современным картонным. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. Очень часто логопеды в своей работе используют именно режиссёрские игры. Они подходят и к лексическим темам (дикие и домашние животные, профессии), а также персонажи по автоматизации звуков. Это методические пособия автора Комаровой. (слайды№7, 8, 9, 10) Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы, обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту, дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать и разыгрывать тематику. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке). Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.
Опираясь на данные задачи был создан перспективный план занятий, начиная с младшей группы, при составлении которого использовала знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами. По плану в старшей группе проводились инсценировки сказок «Колобок», «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», на индивидуальных занятиях инсценировалась сказка «Волк и семеро козлят», где отрабатывалась сила и тембр голоса.
Через драматизацию можно работать над развитием связной речи.
Развитие связной речи и речевого общения:
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета. Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Речевое развитие дошкольников эффективнее если:
Таким образом можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка. Желаю успехов! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: О характеризовать условия развития речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность.
Задачи: Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному . Процессу развития речи. создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; 3. углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания; 4. помогать ребёнку в речевом и эмоциональном раскрепощении, не смотря на имеющиеся у него речевые отклонения. 5. интегративность , в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс; 6. побуждение детей к творческой деятельности; 7. совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди логопедов и родителей;
Значение Такие занятия будут способствовать совершенствованию речевого аппарата, воспитывать звуковую культуру речи, её интонационный строй. Формировать у детей коммуникационные способности, чувство ответственности за выполнение порученной роли. Формирование общеречевых навыков: мимика, жесты, эмоции. Развивать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;
Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность Работа с педагогами Непосредственно организованная деятельность Досуговая деятельность Диагностика развития речи Работа с родителями
Театрализованные игры Игры - драматизации Режиссёрские игры
Для театральной деятельности необходимо: создание театрально – развивающей среды, в групповых комнатах . создание условий для практической деятельности детей; подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов, материалов для арт – терапии; расширить базу игр, развивающих речевые функции; использование межпредметных связей; привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.
Условия успешного развития театрализованной деятельности Предметно –развивающая среда Учёт индивидуальных социально-психологических , эмоционально –личностных особенностей детей. Учёт индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей Возрастные и поло ролевые особенности Соответствие требованиям программы. Условия успешного развития самостоятельной деятельности детей
Взаимодействие с педагогами Музыкальный руководитель Дыхательные гимнастики. Ритмопластика. Постановка утренников. Воспитатели группы Дыхательная и речевая гимнастика Чтение художественной литературы Игры, физ. минутка Совместная театрализованная деятельность Продуктивная деятельность
Работа с родителями консультации совместная организация спектаклей, утренников , развлечений
Методическая литература
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность
Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....
Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельностьПонятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и н...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...