Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.
презентация по логопедии на тему

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet.docx26.91 КБ
Файл prezentatsiya_t_deyatelnost.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Театр - и зрелище и школа для народа,
Будить сердца людей - вот в чем его природа!
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волнуют логопедов. Очень хочется видеть своих детей при выпуске в подготовительной группе, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, и учитывать ведущую деятельность - игру. Исходя из этого, невозможно не связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.   

Театрализованная деятельность в коррекционном детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, театрализованная деятельность направлена на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, т. е. речь. Вот поэтому я использую в своей коррекционной работе театрализацию.

Цель: охарактеризовать условия развития речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность. (слайд №2)

Задачи: (слайд №3)

  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
  • помогать ребёнку в речевом и эмоциональном раскрепощении, не смотря на имеющиеся у него речевые отклонения.
  • интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;
  • побуждение детей к творческой деятельности;
  • совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди логопедов и родителей;

Для театральной деятельности необходимо: (слайды № 11, 12, 13, 14, 15)

  • создание театрально – развивающей среды, в групповых комнатах.
  • создание условий для практической деятельности детей;
  • подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов, материалов для арт – терапии;
  • расширить базу игр, развивающих речевые функции;
  • использование межпредметных связей;
  • привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.

 Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Для инсценировки с детьми младшего возраста можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. («Кисонька-мурысенька», «Курочка-рябушка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», шотландская песенка «Купите лук», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельки слону» и др.) Также эти диалоги включаются в логоритмику.

Актуальность театрализованной деятельности состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.(слайд №4) А для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или театрализации логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений

По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.(слайд №6) К режиссерским играм автор относит: настольный театр, театр на фланелеграфе, но сейчас такой театр заменяется современным картонным. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. Очень часто логопеды в своей работе используют именно режиссёрские игры. Они подходят и к лексическим темам (дикие и домашние животные, профессии), а также персонажи по автоматизации звуков. Это методические пособия автора Комаровой. (слайды№7, 8, 9, 10) Игры -  драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,  в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке). Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.

Опираясь на данные задачи был создан перспективный план занятий,  начиная с младшей группы, при составлении которого использовала знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами. По плану в старшей группе проводились инсценировки сказок «Колобок», «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», на индивидуальных занятиях инсценировалась сказка «Волк и семеро козлят», где отрабатывалась сила и тембр голоса.

Через драматизацию можно работать над развитием связной речи.

Развитие связной речи и речевого общения:

  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета. Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Речевое развитие дошкольников эффективнее если:

  • на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр, арт – терапия;
  • созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
  • имеет место постановка проблемной ситуации;
  • развито чувство взаимоуважения;
  • ребенка окружают яркие игрушки, содержательная атрибутика;
  • родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
  •  рядом неравнодушный логопед.

Таким образом можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Желаю успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность. Учитель – логопед: Борзова Т.М.

Слайд 2

Цель: О характеризовать условия развития речи дошкольников с ТНР через театрализованную деятельность.

Слайд 3

Задачи: Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному . Процессу развития речи. создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; 3. углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания; 4. помогать ребёнку в речевом и эмоциональном раскрепощении, не смотря на имеющиеся у него речевые отклонения. 5. интегративность , в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс; 6. побуждение детей к творческой деятельности; 7. совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди логопедов и родителей;

Слайд 4

Значение Такие занятия будут способствовать совершенствованию речевого аппарата, воспитывать звуковую культуру речи, её интонационный строй. Формировать у детей коммуникационные способности, чувство ответственности за выполнение порученной роли. Формирование общеречевых навыков: мимика, жесты, эмоции. Развивать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;

Слайд 5

Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность Работа с педагогами Непосредственно организованная деятельность Досуговая деятельность Диагностика развития речи Работа с родителями

Слайд 6

Театрализованные игры Игры - драматизации Режиссёрские игры

Слайд 11

Для театральной деятельности необходимо: создание театрально – развивающей среды, в групповых комнатах . создание условий для практической деятельности детей; подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов, материалов для арт – терапии; расширить базу игр, развивающих речевые функции; использование межпредметных связей; привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.

Слайд 12

Условия успешного развития театрализованной деятельности Предметно –развивающая среда Учёт индивидуальных социально-психологических , эмоционально –личностных особенностей детей. Учёт индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей детей Возрастные и поло ролевые особенности Соответствие требованиям программы. Условия успешного развития самостоятельной деятельности детей

Слайд 13

Взаимодействие с педагогами Музыкальный руководитель Дыхательные гимнастики. Ритмопластика. Постановка утренников. Воспитатели группы Дыхательная и речевая гимнастика Чтение художественной литературы Игры, физ. минутка Совместная театрализованная деятельность Продуктивная деятельность

Слайд 14

Работа с родителями консультации совместная организация спектаклей, утренников , развлечений

Слайд 16

Методическая литература

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельностьПонятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и н...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка  ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...