Методическое пособие "Изучаем Костромскую область"
методическая разработка (подготовительная группа)

Лебедева Анна Сергеевна

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Оно является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_izuchaem_kostromskuyu_oblast.docx646.91 КБ
PDF icon kvest-igra.pdf1.89 МБ
PDF icon Приложение640.36 КБ
PDF icon Приложение3.42 КБ
PDF icon Приложение1.13 МБ
PDF icon Приложение507.81 КБ
PDF icon Приложение1.77 МБ
PDF icon Приложение459.61 КБ
PDF icon Приложение592.56 КБ
Файл Приложение743.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышка» общеразвивающего вида городского округа город Мантурово

Костромской области

Методическое пособие для педагога

 Квест-игра «Изучаем Костромскую область»

D:\Конкурсы\2019-2020 уч. г\Методический конкурс\Kartainteraktiv3.png

  старший воспитатель:

  Князева Евгения Александровна

  воспитатель: Лебедева Анна Сергеевна

Мантурово 2020

Пояснительная записка

Квест – это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью.

Как и любая технология, образовательный квест имеет свою структуру:

  •   пролог - здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей;
  • экспозиция - это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач;
  • эпилог - на этом этапе подводятся итоги и награждение.

Актуальность

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Оно является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. 

Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Раздвигая горизонты, познаваемого детьми, мы зароняем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.

Данный квест «Изучаем Костромскую область» поможет ребятам лучше узнать историю и культуру своего края.

Цель: формирование и закрепление у детей знаний об истории и культуре родного края,  активизация познавательного интереса к изучению достопримечательностей Костромской области.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать у детей начальное представление об истории родного края, его достопримечательностях,  расширять кругозор детей;
  2. развивать эмоционально-ценностное отношение к местным достопримечательностям.

Развивающие:

  1. развивать логическое и пространственное мышление,  внимание, память;
  2. развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме;
  3. продолжить формирование интереса к родному краю посредством игр.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей любовь к «малой Родине»;
  2. воспитывать умение работать в команде, в парах для достижения общей цели.

Участники квест-игры:

В квесте принимают участие воспитанники старшей – подготовительной к школе группы, количественный состав группы, принимающей участие в квест-игре 8-10 человек. Группу сопровождает воспитатель, который не принимает участия в испытаниях. На станциях участников встречает мастер игры.

Порядок проведения квест-игры:

1. предварительная работа:  отгадывание загадок; чтение художественной литературы; просмотр иллюстративно-наглядного материала, просмотр видеофильмов, презентаций, албьомов.

2. данный квест предполагает прохождение участниками станций, на которых ребята будут самостоятельно выполнять различного рода задания и получать карточку с изображением герба города Костромской области. После прохождения всех станций ребята отмечают на карте города Костромской области.

3. Необходимое оборудование и материалы:

- экран;

- проектор;

- ноутбук;

- дидактическая игра «Засели озеро» (Приложение);

-дидактическая игра «Силуэты» (Приложение);

-дидактическая игра «Проложи трубопровод» (Приложение);

- карточки «Профессии» (Приложение);

-карточки для составления рассказа (Приложение);

- карточки «Найди отличие» (Приложение);

- разрезные картинки «Поезд» (Приложение);

- столы, стулья;

Сценарий проведения квест-игры «Изучаем Костромскую область»

Дети собраны в актовом зале, их сопровождает воспитатель.

Люблю тебя, мой край родной,

Люблю тебя, скрывать не стану,

На свете ты один такой,

Хвалить тебя я не устану.

Люблю твои луга и пашни,

Берёзы, ели, тополя.

Что может быть родней и краше,

Чем край, чем Родина моя.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети! К нам сегодня по электронной почте пришло письмо от Незнайки. Давайте прочитаем, что он пишет.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Мне очень нужна ваша помощь.

У меня есть карта Костромской области, но она пустая.  Помогите мне, пожалуйста,  изучить города Костромской области и расположить их на карте. Для этого  необходимо отправиться в путешествие и  пройти испытания. После прохождения испытаний я подарю вам эту карту  для дальнейшего изучения.  Вы готовы?

Ведущий: Ребята, давайте поможем Незнайке. Для этого мы отправимся в путешествие по станциям и будем выполнять задания. После правильного выполнения мастер - игры  вручит вам герб одного из городов Костромской области и мы сможем заполнить ими карту. Вам необходимо  действовать слаженно и дружно, слушать друг друга и помогать друг другу.

Дети вместе с воспитателем проходят на первую станцию, где их встречает мастер игры.

1-ая станция «город Волгореченск»

На столах находятся схемы с изображением трубопровода в доме и наборы трубочек по количеству детей  (работа по подгруппам).

Мастер игры: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на 1-ой станции нашего квеста «город Волгореченск».

Город Волгореченск – небольшой промышленный город Костромской области, расположенный на берегу реки Волги.  Его рождение было связано с началом строительства энергетического гиганта 60-х годов — Костромской ГРЭС. В Волгореченске — один из самых высоких по области уровень жизни населения.  В декабре 2006 года был запущен в эксплуатацию завод по производству насосно-компрессорных труб. Поэтому для вас приготовлено задание «Проложи водопровод». Обратите внимание на экран, вам нужно быть очень внимательными.

Мастер игры объясняет, что необходимо из трубочек провести водопровод по схеме. После того как дети справились с заданием, они получают герб города Волгореченска и переходят на следующую станцию.

2-ая станция «город Кострома».

На столах находятся карточки с изображением профессий.

Мастер игры: Вы находитесь на 2-ой станции нашего квеста «город Кострома».

Кострома - древний город в Центральной России, входящий в маршрут Золотого кольца. Это крупный речной порт на Волге. Своеобразие и уникальность Костромы определяет неповторимый сохранившийся архитектурный облик города, включающий многочисленные памятники культуры и исторические достопримечательности. Река Волга, разделяющая город на две части, придает ему особую красоту и привлекательность. Символом Костромы и Костромской области, по праву, является Пожарная каланча. Рядом со зданиями торговых рядов находится памятник Ивану Сусанину, в центре города можно увидеть памятник основателю древней Костромы - Юрию Долгорукому.  За рекой Кострома, расположен Ипатьевский монастырь Святой Троицы.

Кострома - один из древнейших русских городов с уникальным историческим и культурным наследием.

В городе работают три театра:

 http://www.gradkostroma.ru/guide/history/teatr_ostrovcky.pnghttp://www.gradkostroma.ru/guide/history/teatr_kukla.jpghttp://www.gradkostroma.ru/guide/history/teatr_golodni.jpg

 

- старейший в России Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского;

- костромской театр кукол (1936г.);

-  муниципальный Камерный драматический театр.

Мастер игры объясняет задание, что из предложенных карточек «Профессии» необходимо выбрать те, которые относятся к театру и объяснить свой выбор. После выполнения задания, дети получаю герб города Кострома и  осуществляется переход на следующую станцию.

3-я станция «город Галич».

На столах находится лист с изображением озера и конверт с речными и морскими обитателями.

Мастер игры: Вы находитесь на 3-ой станции нашего квеста «город Галич».

Город Галич Костромской области – это необычный город, который отличается своим географическим положением и природным своеобразием. Галич привлекателен тем, что находится на живописном берегу самого большого озера в Костромском крае, Галичского озера. Оно хорошо прогревается, чему способствует небольшая его глубина. Озеро имеет весьма благоприятные условия для жизни рыб, оно представлено 15-ю видами рыб.

Мастер игры: Ребята, перед вами изображение озера (обратите внимание на экран), вам необходимо заселить это озеро рыбами (выбрать из предложенных речных и морских обитателей). Будьте внимательны.

После выполнения задания, дети проверяют правильность выполнения по образцу на экране, получают герб города Галич и переходят на следующую станцию.

4-я станция «город Буй»

На столах находятся картинки с изображением дома Сипягина.

Мастер игры: Вы находитесь на 4-ой станции нашего квеста «город Буй».

Слово «буй» означает возвышенное, укреплённое место. Город-крепость был основан на месте при слиянии рек Вексы и Костромы на возвышении – земляном валу. Основной отраслью промышленности была лесная; главными владельцами местных лесодобывающих предприятий были Сипягины. Дом Сипягина — достопримечательность города Буй, объект культурного наследия регионального значения

Дом был построен в 19 веке влиятельным генерал-лейтенантом Всеволодом Николаевичем Сипягиным, богатейшим предпринимателем и владельцем фарфоровой фабрики. Положение позволило ему приобрести самый лучший участок в городе, сам дом представляет собой мощное здание, имеющее два входа, расположенное на центральной площади Буя. В наше время здесь расположена художественная школа для детей.
             Мастер игры объясняет, что для получения герба города Буй, детям необходимо найти все отличия на фотографиях с изображением дома Сипягина.

Мастер игры: Молодцы, ребята! Вы нашли все отличия и можете переходить на следующую станцию.

5-я станция «город Мантурово»

На столах находятся конверты с карточками «Последовательный рассказ» (работа по подгруппам).

Мастер игры: Вы находитесь на 5-ой станции нашего квеста «город Мантурово».

Город Мантурово расположен на реке Унжа.  Мантурово — один из самых молодых городов Костромской области. Окрестности Мантурово богаты памятниками архитектуры и мемориальными местами (20 построек различных лет являются памятниками архитектуры).

 Город окружен лесами, которые богаты охотничьими ресурсами и «дарами природы», плодами пищевых, лекарственных и технологических дикорастущих растений. Все это относится к числу потенциальных ресурсов.

Важную роль в экономике города играет промышленность. В городе действует деревообрабатывающее предприятие — НАО «СВЕЗА Мантурово», которое специализируется на производстве фанеры. Продукция комбината давно и прочно завоевала доверие потребителей в России и за рубежом. Хочется отметить ООО «Сыродельный комбинат», который выпускает 8 наименований молочных продуктов. В городе активно развивается малый частный бизнес, который связан с лесозаготовительными работами. Оборудовано много пилорам,  занимающихся переработкой древесины в пиломатериал.

Мастер игры предлагает выполнить задание «Последовательный рассказ» (используются карточки по производству фанеры, по переработке древесины, по изготовлению сыра, по выпечке хлеба). После выполнения дети переходят на следующую станцию.

6-я станция «город Шарья»

На столах находятся конверты с заданием «Разрезные картинки» (работа в парах).

Мастер игры: Вы находитесь на 6-ой станции нашего квеста «город Шарья».

Шарья – один из крупнейших транспортных узлов Костромской области, расположенный на левом берегу реки Ветлуги. Возникновение города Шарьи во многом обязано строительству в здешних местах железной дороги в начале ХХ в. На всём её протяжении через каждые 100 км основывались железнодорожные станции. Одной из таких станций и стала Шарья. И сейчас гостей города встречает паровоз-памятник (фото на экране).

Мастер игры предлагает детям задание «Разрезные картинки» выполнить в парах и перейти на заключительную станцию.  

7-я станция «город Кологрив»

На столах находится фото изображения заповедника с силуэтами животных.

Мастер игры: Вы находитесь на заключительной станции нашего квеста «город Кологрив».

Кологрив - небольшой город в Костромской области, расположенный на берегу реки Унжи.  Кологрив окружён густым лесом и плавно в него перетекает. Местами прямо в городе растут сосны. И конечно, большинство домов тут деревянные.

Леса, окружающие Кологрив, почти уникальны, — тут есть реликтовые леса и с 2006 года взятые под охрану в качестве заповедника "Кологривский лес". Возраст некоторых деревьев там превышает 250 лет, и существует даже такая порода дерева, как Кологривская ель. Список флоры заповедника включает 494 вида. Фауна заповедника включает 20 видов рыб, 5 видов рептилий, 172 вида птиц, около 60 видов млекопитающих (наиболее крупные — медведьрысьлоськабанволк). Из птиц, занесённых в Красную книгу РФ, здесь встречаются сапсанберкутбольшой подорликзмееядскопа. 

Мастер игры предлагает выполнить задание «Силуэты» (необходимо назвать всех животных и птиц по силуэтам)

Мастер игры: Вот и закончилось наше приключение, ребята. Вы смогли помочь Незнайке, совершили путешествие по Костромской области, заполнили карту  и он дарит вам её  для дальнейшего изучения.


Приложение


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Юбилей Костромской области"

Данный материал помогает детям узнать многое о Костромской области в игровой форме. Занятие проводится в виде игры "Что, где, когда" ...

Методическая разработка "По страницам Красной книги Костромской области"

Методическая разработка на тему «По страницам Красной книги» представлена в рамках моей авторской программы «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста. Она даёт возможность пе...

Экологический проект "Красная книга Костромской области, или возмём под защиту.

Обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных. Показать, где и как существуют животные. Дать детям элементарные представления, как человек может помочь животным. Воспитыват...

презентация "Ремёсла Костромской области"

В презентации рассказано о ремёслах Костромской области...

Буклет "Художественные промыслы костромской области"

Буклет художественные ремёсла Костромской области...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа) Шарьинского муниципального района Костромской области Воспитатель: Ван Ольга Николаевна

Тема:  «Веселое путешествие»Возрастная группа: первая младшая группа (2-3 лет)Форма НОД: двигательная  деятельность Форма организации: групповаяУчебно-методический комплект:...